ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/16 от 29.03.2016 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

№ 12-49/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Надым, ЯНАО 29 марта 2016 г.

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Антоновой Т.В.,

при секретаре Устинской Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>», по жалобе представителя ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. на постановление начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало- Ненецкому автономному округу, старшего государственного инспектора по охране природы <данные изъяты>. от 09 апреля 2015 года №47/2015,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению №47/2015 от 09 апреля 2015 года начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало- Ненецкому автономному округу, старшего государственного инспектора по охране природы <данные изъяты>. юридическое лицо- ООО «<данные изъяты>» (далее ООО«<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Выражая несогласие с постановлением должностного лица, представитель по доверенности <данные изъяты> подал жалобу, в которой просит отменить постановление № 47/2015 от 09 апреля 2015 года и прекратить производство по делу, в связи с тем, что отходы бурения, образовавшиеся при бурении <адрес> ООО «<данные изъяты>» накапливало в течение разрешенного законодательством 11 месяцев срока, данные отходы не размещало, до истечении срока накопления передало третьим лицам. ООО «<данные изъяты>» не совершало действий по размещению отходов бурения, при строительстве скважин <адрес>, а только производило их накопление в шламовых амбарах основного Заказчика – ООО «<данные изъяты>», в соответствии с Проектной документацией.

В связи с указанным ООО «<данные изъяты>» не была обязано устанавливать нормативы образования и лимиты на размещение отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин <адрес>.

В жалобе также указывает, что, несмотря на это, в целях выполнения договорных обязательств ООО «<данные изъяты>» (буровой подрядчик на проектах ООО «<данные изъяты>») подало материалы для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по ЯНАО. В решении от 15.07.2014 года было отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Так же было отмечено, что ООО «<данные изъяты>» не имеет лицензию на право пользования недрами на территории ЯНАО, предоставляет услуги по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, и данные виды работ осуществляет для Заказчика- недропользователя. ООО «<данные изъяты>» является лишь исполнителем работ для Заказчика – недропользователя ООО «<данные изъяты>». Соответственно, Заказчик- недропользователь силами ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы бурения.

Управлением Росприроднадзора по ЯНАО также был дан ответ на их запрос, в котором были указаны факты, подтверждающие, что только пользователи недр обязаны разрабатывать и представлять на утверждение нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе для отходов, образующихся в результате бурения скважин, а также вносить плату за размещение отходов бурения.

Поскольку ООО «<данные изъяты>» не обязано устанавливать нормативы образования и лимиты на размещение отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин <адрес> месторождения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ

В дополнении к жалобе указано, что плату за размещение отходов произвело ООО «<данные изъяты>», что также свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения.

В судебном заседании представители ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> Гутерман И.Е. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнили, что получили 4 отказа в получении лимитов на образование отходов, при этом причина отказа была, что предприятие не является недропользователем. В дальнейшем ООО «<данные изъяты>» в январе 2015 года получило распоряжение об утверждении нормативов образования и лимитов на их размещение по указанным скважинам.

В судебном заседании должностное лицо – старший государственный инспектор по охране природы по ЯНАО <данные изъяты> пояснил, при проведении проверки установлено, что на <адрес> месторождении в 2014 году бурились скважины № <адрес> нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов, с учетом планируемых объемом производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Общество должно было получить нормативы образования и лимиты на размещение отходов до начала работ по бурению скважин.

Вместе с тем, общество, заведомо зная об отсутствии нормативов и лимитов, приступило к бурению скважин, сопровождавшемся образованием и размещением отходов бурения. Бурение началось до момента обращения общества за лимитами.

ООО «<данные изъяты>» своевременно не приняты меры по представлению в Управление обосновывающих материалов для получения нормативов и лимитов.

При подачи заявки на получение лимитов ООО «<данные изъяты>» ни разу не приложило договор, который бы обосновывал их требования, поэтому и было отказано в получении лимитов.

При буквальном понимании определения хранения отходов, сам факт содержания отходов в объекте размещения отходов является их хранением (размещением).

Складирование Обществом отходов бурения образовавшихся при строительстве скважин № <адрес> в шламовом амбаре кустовой площадке № <адрес> месторождения в целях их захоронения, является хранением (размещением) отходов, а не накоплением.

Относительно предоставления лимитов ООО «<данные изъяты>» в январе 2015 года по данным скважинам, то управление не имело сведений до проведенной проверки в феврале 2015 года, что данные скважины уже пробурены и не имело договоров, которые бы свидетельствовали о взаимоотношениях предприятий.

Заслушав представителей ООО «<данные изъяты>», должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

ООО «<данные изъяты>» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в связи с тем, что копия постановления об административном правонарушении юридическим лицом получена 22.04.2015 года, после чего в пределах срока на обжалование общество обратилось в Арбитражный суд с жалобой, согласно Определению Арбитражного суда от 08.05.2015 года жалоба была принята к производству,29.06.2015г. было вынесено определение о прекращении производства в связи с неподсудностью, согласно штампу ООО «<данные изъяты>» определение о прекращении производства по делу было получено 10.07.2015 года. При таких обстоятельствах суд считает возможным восстановить срок на обжалование постановления.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования; объективной стороной - действие (бездействие), выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»изложены основные понятия:

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

размещение отходов- делится на два этапа обращения с ними: хранение и захоронение.

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В соответствии с п. 7 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года №50 индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении НООЛР и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), разработанный индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в соответствии с Методическими указаниями.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п.4 Закона).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Письме Минприроды России от 29.12.2014 года №05-12-62/8015-0Г если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации. Также отмечено, что согласно ст.18 Федерального закона от 24 июня 1996 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Таким образом, конечная цель на которую направлены положения статьи 18 Федерального закона «Об отходах»-уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, -может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязана разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения этих таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности(обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.

Как следует из постановления должностного лица, 24 февраля 2015 года в ходе проведения плановой документарной проверки ООО «ЯРГЭО» установлено, что в нарушение ч.1 ст.18 ФЗ от 24.08.1998 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» ООО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, выразившееся в осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также по размещению образующихся отходов (бурение скважин <адрес> с размещением отходов бурения в шламовом амбаре куста №8) в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» получив положительные заключения государственных экспертиз №077-14/ОГЭ-3527/04;775-13/ОГЭ-3529/02;776-13ОГЭ-3528/02 на строительство эксплуатационной наклонно-направленной скважины <адрес> месторождении привлекло к производству работ подрядную организацию. (т.1,л.д.68-94).

Так, для выполнения работ и оказания услуг по бурению по указанным скважинам ООО «<данные изъяты>» (Заказчик) заключило договор подряда № РП-28/11/13-4 от 28.11.2013 с ЗАО «<данные изъяты>» (Генподрядчик), которая в свою очередь привлекло к бурению скважин ООО «<данные изъяты>» (Исполнитель).

Из договора подряда № РП-28/11/13-4 от 28.11.2013 года следует, что Общество с ограниченной ответственностью «ЯРГЭО», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора <данные изъяты> действующего на основании Устава, с одной стороны и Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» (ЗАО «<данные изъяты>»), именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице Генерального директора <данные изъяты>. заключили договор на производство работ по строительству эксплуатационных скважин на <адрес> месторождении.

Из приложения №1 к Договору следует, что работы производились по строительству эксплуатационных скважин на кусте №8.

Согласно п.6.20. Договора подряда отходы бурения: буровой шлам, буровые сточные воды, отработанный буровой раствор, являются собственностью Подрядчика. Размещение буровых отходов производиться за его счет в места хранения и утилизации, в шламовый амбар на Кустовой площадке. Жидкая фаза отходов бурения после отстаивания, вывозятся на ГФУ Заказчика на территории <адрес> месторождения для сжигания. Твердая фаза отходов бурения, согласно проектной документации, размещается в шламовом амбаре для захоронения. Подрядчик оформляет лимиты на образование отходов и оплачивает экологические платежи за размещение буровых отходов в шламовом амбаре.(т.1, л.д.137-153).

28.02.2014 года между Обществом с ограниченной ответственностью «ЯРГЭО», (Заказчик) и Закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>» (Подрядчик), именуемое в дальнейшем заключено дополнительное соглашение согласно п.1.3. пункт 6.20 Договора изложен в следующей редакции:

Отходы бурения: буровой шлам, буровые сточные воды, отработанный буровой раствор, являются собственностью Подрядчика. Размещение буровых отходов производиться за его счет в местах хранения и утилизации-шламовый амбар на Кустовой площадке, на которой осуществляются работы по строительству скважин. Жидкая фаза отходов бурения после отстаивания, вывозится на ГФУ Заказчика на территории <адрес> месторождения для сжигания. Твердая фаза отходов бурения, согласно проектной документации, размещается в шламовом амбаре для захоронения. В ходе производства работ по строительству скважин Подрядчик ведет учет, оформляет отчеты и производит платежи за негативное воздействие на окружающую среду по отходам, выбросам и сбросам, образованным в результате деятельности Подрядчика. Оплата платежей за негативное воздействие в части размещения отходов бурения, производится Подрядчиком только в том случае, если Подрядчик получил утвержденные лимиты на размещение отходов бурения в территориальном органе Росприроднадзора. В случае получения мотивированного отказа по причинам не зависящим от Подрядчика в выдаче лимитов на размещение отходов бурения Заказчик самостоятельно и за свой счет оформляет ПНООЛР, получает лимиты и производит оплату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов бурения с оформлением дополнительного соглашения об уменьшении стоимости Договора на фактически понесенные расходы. (т.2, л.д. 28-30).

28.11.2013 года был также заключен договор № РУ-28/11/13-8, согласно которого Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» (ЗАО «<данные изъяты>»), именуемое в дальнейшем «Генподрядчик», в лице Генерального директора <данные изъяты> действующего на основании Устава, с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ООО «<данные изъяты>»), именуемое в дальнейшем «Исполнитель» в лице Управляющего директора <данные изъяты> действующего на основании доверенности, заключили договор на оказание услуг по бурению эксплуатационных скважин на <адрес> месторождении.

Согласно п. 4.1.45 договора № РУ - 28/11/13-8 от 28.11.2013 года заключённого между ЗАО «<данные изъяты>» (Генподрядчик) и ООО «<данные изъяты>» (Исполнитель), отходы бурения являются собственностью Исполнителя, т.е. ООО «<данные изъяты>». Размещение буровых отходов производится за его счет в места хранение и утилизации, в шламовый амбар на Кустовой площадке. Жидкая фаза отходов; бурения после отстаивания вывозится на ГФУ Заказчика на территории <адрес> месторождения для сжигания. Твердая фаза отходов бурения, согласно проектной документации, размещается в шламовом амбаре для захоронения. При этом исполнитель оформляет лимиты на образование и размещение отходов и оплачивает экологические платежи за размещение буровых отходов в шламовом амбаре.(т.1 л.д.63-67).

05.03.2014 года между подрядчиком и исполнителем было подписано соглашение №4/1 в соответствии с которым пункт 4.1.45 договора, был изложен в новой редакции:

Исполнитель осуществляет получение разрешительной документации в области обращения с отходами бурения, а именно получает лимиты на образование и размещение отходов бурения, образующихся при оказании услуг по настоящему договору. В случае получения мотивированного отказа от выдачи лимитов на образование и размещение отходов бурения по причинам, не зависящим от Исполнителя, получения лимитов на образование и размещение отходов бурения и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения осуществляется в соответствии с условиями, изложенными в п.6.20 Договора подряда №РП-28/11/13-4 от 28.11.2013г, заключенного между Генподрядчиком и Заказчиком, и Исполнитель по настоящему Договору не несет ответственности за указанные обстоятельства. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 28.02.2014 года. (т.2 л.д.101).

Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» обращалось в ТО «Росприроднадзора» за получением лимитов на размещение отходов бурения, но получило отказ. Согласно переписке представленной ООО «<данные изъяты>» с Управлением Росприроднадзора по ЯНАО и ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», имеет место разъяснение, что ООО «<данные изъяты>» является лишь исполнителем работ для Заказчика - недропользователя, таким образом обязанность разрабатывать и представлять на утверждение нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе для отходов, образующихся в результате бурения скважин, лежит на недропользователе. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» представило недостоверные данные, что также явилось основанием для отказа в утверждении лимитов (письма от 16.07.2014 г исх. 3617 и от 01.09.2014г №4354) ( л.д. т.1 л.д.127-132; 134).

Бурение скважин №81-85 на кусте №8 производилось в период с 12.03.2014 по 03.11.2014 года.

Следовательно, общество в нарушении п.п. 4, 7 Приказа от 25.02.2010г №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» обратилось за получением лимитов на данные объекты с нарушением срока обращения, уже в период производства работ, при этом, не представило необходимые документы, т.е. отказ в выдачи лимитов не был связан с причинами, которые не зависели от ООО «<данные изъяты>» (п.4.1.45 Соглашения №4/1 от 05.03.2014г.)

Таким образом, из исследованных судом договоров, а так же исходя из разъяснения Письма Минприроды России от 29.12.2014 года №05-12-62/8015-0Г следует, что обязанность по получению лимитов на отходы лежала на ООО «<данные изъяты>».

Относительно доводов представителей ООО «<данные изъяты>» в части того, что общество не производило размещение отходов, а накапливало их, следовательно, в данном случае не требуется разработка лимитов, то данное утверждение не обосновано.

Проектной документацией предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при складировании(утилизации) отходов, согласно которых отходы металла передаются организации Втормета, буровой шлам при использовании полимерглинистых растворов остается в шламовых амбарах, при применении инвертно-эмульсионного раствора- выводиться для повторного использования; остальные отходы утилизируются (т.1, л.д.73;82;90).

Согласно п. 4.1.45 договора № РУ - 28/11/13-8 от 28.11.2013 года твердая фаза отходов бурения, согласно проектной документации, размещается в шламовом амбаре для захоронения. (т.1, л.д.65).

Согласно характеристики объекта размещения отходов назначение шламового амбар на кустовой площадке <адрес> месторождения является- захоронение.

Следовательно, при производстве работ ООО «<данные изъяты>» планировало размещение буровых отходов в шламовом амбаре, а значит должно было разработать лимиты на размещение отходов.

Перечисленные доказательства являются допустимыми, составлены и добыты с соблюдением требований КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, нарушений процессуальных норм при их составлении судом не установлено. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу старшего государственного инспектора по охране природы <данные изъяты> от 09 апреля 2015 года № 47/2015 вынесенное в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ – оставить без изменение, жалобу представителя ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Надымский городской суд.

Судья:

Копия верна:

судья Надымского городского суда Т.В. Антонова

Секретарь суда ________________

Решение суда не вступило в законную силу: 29.03.2016 г.

Подлинник дела хранится в деле № 12-49/2016 в Надымском городском суде.