ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/18 от 14.02.2018 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 12-49/2018

РЕШЕНИЕ

г. Кирово-Чепецк 14 февраля 2018 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи ФИО3, рассмотрев жалобу ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>*** от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>*** от <дата> (далее – постановление мирового судьи от <дата>) ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> (далее – Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Учреждение обратилось с жалобой в суд на данное постановление, в обоснование доводов указано, что мировой судья неправильно применил нормы материального права. Указало в жалобе, что обследуемые электрические светильники на объектах учреждения эксплуатируемые без колпаков (рассеивателей) требуют замены в связи с устаревшими конструкциями и невозможностью приобретения на данные виды электрических стальников защитных колпаков и рассеивателей. Причины отсутствия защитных колпаков и рассеивателей: разрушение (механические повреждения); эксплуатация сверх срока службы установленной заводом изготовителем. На каждом объекте ЦТ АО (центр трудовой адаптации осужденных) производственной зоны разработаны и вывешены на видные места графики уборки смещений, в которых указано время уборки (по окончании рабочей смены). Проверка ОНДПР МЧС России по <адрес> проходила в рабочее время (с 8:00 до 16:00), таким образом, все рабочие места не могли быть прибраны от отходов производства. Отделка стен обеденного зала (пластиковые панели) на момент капитального ремонта, проводимого в 2007 году соответствовала предъявляемым на тот момент требованиям, что подтверждает акт приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом объекта «Капитальный ремонт помещений здания толовой жилой зоны в ФГУ ИК-11» от <дата> и сертификатом пожарной безопасности на отделочные материалы. В 2017 году направлялись письма с дефектными ведомостями в Управление строительства УФСИН России по <адрес> на необходимость проведения капитального ремонта в столовой жилой зоны Учреждения. Однако денежные средства на данные цели выделены не были. Считают, что пункты, которые указаны в постановлении от <дата> как неисполненные и как не требующие материальных затрат не являются грубыми нарушениями правил пожарной безопасности и не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. При назначении административного наказания судом не было учтено, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> является федеральным казенным учреждением со статусом исправительного учреждения и финансируется из федерального бюджета, находится в тяжелом финансовом положении в связи с недофинансированием, не учтен характер административного правонарушения, степень вины нарушителя, реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Просят постановление мирового судьи от <дата> отменить.

В судебном заседании представители ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Частью 12 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, в виде наложение административного штрафа … на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений законодательства.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что в период с <дата> по <дата> во исполнение распоряжения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от <дата>***, ст.ст. 6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка территории, здания и сооружения ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, и <дата> Учреждению выдано предписание *** по их устранению в срок до <дата>.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 09 по <дата> на основании распоряжения от <дата>***, установлено невыполнение Учреждением в установленный срок пунктов №№ 2,3,5,6,8,9,11,12,14,16,17,18,19,32,36,38,42,47,49,50,52,55,62,64,72,74,76,79,80,92,101,101,102,103,106,108,109,111,116,117,119,123,124,125,126,128 предписания, а именно:

- Склад для хранения личных вещей ГГМШ: электрический светильник в помещении продовольственного склада эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Склад: электрический светильник в помещении осужденных эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Здание штаба: электрический светильник в коридоре пристроя 2 этажа здания эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Механический цех ***: электрические светильники в кабинете мастера малого цеха ТМП, на гидравлическом участке ТМП, на участке упаковки ТМП, на пожарном посту в кузнице эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; руководителем организации не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов в помещении, производства гробов (помещение *** по экспликации к техническому паспорту), складе зерна (помещение *** по экспликации к техническому паспорту) и мельницы (помещение *** по экспликации к техническому паспорту) Руководителем организации не определена периодичность уборки; -Руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода в помещениях производства гробов (помещение *** по экспликации к техническому паспорту), складе зерна (помещение *** по экспликации к техническому паспорту), мельницы (помещение *** по экспликации к техническому паспорту) и помещении учебной токарной мастерской (помещение *** по экспликации к техническому паспорту) - пожарные краны без воды; -Электросветильники в помещениях производства гробов (помещение *** по экспликации к техническому паспорту), выполнены со степенью защиты менее IP-53; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- УДО (участок деревообработки): АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Компрессорная: АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание Сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Цех изготовления плитки: АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Цех пластиковых окон и хранения деревянных поддонов: помещения цеха пластиковых окон не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; дверное полотно склада материала выполнено не в противопожарном исполнении. Установлена не сертифицированная противопожарная дверь; в помещении «раскроечной» расположено складское помещение, которое закрыто. Дверное полотно склада выполнено не в противопожарном исполнении. Установлена не сертифицированная противопожарная дверь; надстройка кровли здания выполнена из дерева. Не произведена огнезащитная обработка горючих деревянных конструкций кровли (документы не предоставлены);

-Основной цех КШК: у 2 эвакуационного выхода в полу имеется перепад высот 0.5 м; дверное полотно склада готовой продукции выполнено не в противопожарном исполнении. Установлена не сертифицированная противопожарная дверь;

-Гараж-мастерская по ремонту автотранспорта: пристроенное здание гаража и помещение покрасочного цеха не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- Помещение общежития на 300 мест (отряды № 1,2): электрические светильники в 1 секции 1 отряда, в помещении сапожной мастерской и 2 секции 2 отряда эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Помещение общежития на 320 мест (отряды № 3,4): электрические светильники в помещениях сушилки и умывальника 3 отряда эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Помещение общежития на 320 мест (отряд №6): АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Помещение общежития на 300 мест (отряды № 7,8,9,10): АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Помещение общежития на 150 мест (отряды № 11,12): АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

- Общежитие на 425 мест (отряд № 5 (СУОН): АУПС находится в отключенном состоянии, при ее включении происходит срабатывание сигнализации по алгоритму «ПОЖАР» (АУПС не исправна);

-ШИЗО ПКТ: Надстройка кровли здания выполнена из дерева. Не произведена огне-защитная обработка горючих деревянных конструкций кровли (документы не предоставлены); электрические светильники на лестничной клетке эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;

- Клуб: покрытие пола в коридоре 1 и 2 этажа выполнено из деревянных досок, что не соответствует требованиям нормативных документов; электрические светильники в бытовом помещении клуба эксплуатируются со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; перед «правым» входом в фойе здания имеется прямоугольный мостик через трубопровод, у которого имеется одна ступенька (менее трёх подъемов); отсутствуют защитные стекла (сетки) у двух прожекторов, предусмотренные конструкцией прожектора, которые расположены над сценой;

- Здание столовой в жилой зоне: у «центрального» эвакуационного выхода «вторые» двери открываются не походу эвакуации людей из здания (обеденный зал рассчитан на 200 посадочных мест); помещения «гардеробной» отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации; стены обеденного зала отделаны пластиковыми панелями с неизвестными характеристиками по пожарной опасности (сертификат отсутствует). -Согласно расчетов, из обеденного зала должно быть не менее трёх эвакуационных выходов шириной не менее 121 см. в «свету». По факту обеденный зал не обеспечен нормативным количеством эвакуационных выходов и их шириной, а именно: один запасной эвакуационный выход шириной в «свету» 80 см. и ведет он на разгрузочно-погрузочную платформу; второй запасной эвакуационный выход шириной в «свету» 80 см. и заколочен, т.к. его тамбур - это часть «хлеборезки».

- Здание церкви: крылечки у эвакуационных выходов здания высотой более 45 см., которые не имеют ограждений; помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- Здание перекачки: бытовые помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- Банно-прачечный комплекс: надстройка кровли здания выполнена из дерева. Не произведена огнезащитная обработка горючих деревянных конструкций кровли (документы не представлены).

В связи с выявленным фактом невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении *** от <дата>, копиями предписания *** от <дата>, акта проверки *** от <дата> и иными доказательствами.

Проверив собранные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> приняты все зависящие от него меры по устранению содержащихся в предписании нарушений, но их устранение в установленный срок не представлялось возможным ввиду недостаточного финансирования, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.

С предписанием *** от <дата> представитель Учреждения был ознакомлен, замечаний заявлено не было. Данных, подтверждающих, что Учреждение обжаловало предписание, уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения некоторых пунктов предписания в указанный срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено. В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> обращался в УФСИН России по <адрес> по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, однако наличие данных обращений не является самостоятельным основанием для освобождения от обязанности по выполнению законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ во взаимосвязи с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ финансовое и имущественное положение юридического лица учитываются при назначении административного наказания, но не влекут освобождение от административной ответственности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих юридическому лицу выполнить установленные законом обязанности, в материалы дела не представлено.

Неустраненные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные в зданиях с постоянным пребыванием людей, способствуют развитию пожара, препятствуют его своевременному обнаружению и эвакуации людей, что может привести к тяжким последствиям, в связи с чем, оснований для признания их малозначительными не имеется.

Административное наказание в виде штрафа назначено ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с правилами ст.3.1, 4.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления мирового судьи, не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>*** от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> без удовлетворения.

Судья А.В. Шишкин