дело № 12-49/2019 Р Е Ш Е Н И Е город Иваново 8 апреля 2019 года Судья Октябрьского районного суда города Иваново Зубова Л.Н., с участием: защитника привлекаемого лица директора ООО «Волгаметроком» Н. – В., представителя Государственной инспекции труда в Ивановской области Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Волгаметроком» Н. на постановление по делу об административном правонарушении, у с т а н о в и л а: В Октябрьский районный суд г. Иваново из Ивановского областного суда после отмены решения Октябрьского районного суда г. Иваново от 12декабря 2018 года на новое рассмотрение поступило дело по жалобе директора ООО «Волгаметроком» Н. на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении. В жалобе заявитель указанное постановление просит отменить, производство по делу прекратить поскольку: - вменение в нарушение ст. 212 ТК РФ несостоятельно, незаконно и связано с неправильным применением норм материального и процессуального права, поскольку требования ст. 212 ТК РФ, ст. 9 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда» соблюдены в полном объеме. В ходе проведения проверки были предоставлены все необходимые документы, в т.ч. Приказ ООО «Волгаметроком» № МК-01-02/001 от 01.02.2018г. «О создании комиссии и проведении специальной оценки условий труда», согласно п. 3 которого, для организации и проведения специальной оценки условий труда создана комиссия в следующем составе: Н. – директор (специалист по охране труда), председатель комиссии, Л.Д. – начальник отдела метрологии, член комиссии; В. – главный бухгалтер, член комиссии. Протокол № 321-15-1 от 14.01.2016г. Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ивановский учебный центр «Энергетик», Удостоверение подтверждают, что Н. является специалистом по охране труда. Согласно договору № 221-15 оказания платных образовательных услуг от 21.12.2015г. Н. прошел обучение по программе «Охрана труда» и «Пожарно-технический минимум». Также были предоставлены: декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; копию заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда; копию сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда; копию титульного листа отчета о проведении специальной оценки условий труда. ООО «Волгаметроком» является микропредприятием. Согласно положениям ст. 217 ТК РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда – их функции осуществляют работодатель – ПМ (лично), руководитель организации. Таким образом, с учетом специфики производственной деятельности, функцию специалиста по охране руда осуществляет руководитель организации Н.; - нарушение в части отсутствия в картах СОУТ №1 рабочего места начальника отдела метрологии, № 8 рабочего места инженера-метролога (лаборатория №3) даты подписи ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда Л.Д. – можно признать малозначительным, оно не представляет существенного нарушения общественных правоотношений. - в протоколе и обжалуемом постановлении имеются выводы о наличии ответственности за нарушения – должного лица К. Выводы о том, что при наличии вины К. следует подвергнуть к административному наказанию Н. незаконны и не состоятельны. В связи с чем, при вынесении постановления должностное лицо использовало недопустимое доказательство – протокол. В судебном заседании защитнику привлекаемого лица права по ст. 25.1 КоАП РФ, состав суда, разъяснены. Отводов участниками не заявлено. Разрешены ходатайства о приобщении дополнительных документов. В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия. Защитник заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Ходатайствовала о допросе в качестве свидетеля директора ООО «Ивановский институт охраны труда» О. Государственный инспектор труда Л. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, пояснив, что ООО «Волгаметроком» являясь микропредприятием, в состав комиссии по СОУТ должно было включить специалиста по охране труда. Н., как руководитель общества прошел обучение по программе «Охрана труда». Однако требованиям, предъявляемым к специалисту по охране труда, полученное им образование и квалификация не соответствуют. Считает, что указанное правонарушение не может быть признано малозначительным. Допрошенный в судебном заседании по ходатайству защитника общества свидетель О., ссылаясь на ст. 9 ФЗ № 426 от 28 декабря 2013г. «О специальной оценке условий труда», ст. 5, 217, 195.3 ТК РФ полагал, что состав административного правонарушения в действия директора ООО «Волгаметроком» отсутствует. Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения участников, свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 37/12-3510-18-И от 21 сентября 2018 года Государственной инспекцией труда в Ивановской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Верхневолжская метрологическая компания». По итогам проверки составлен акт №37/12-4009-18-И от 05 октября 2018 года о выявленных нарушениях обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: 1) в нарушение ст. 212 ТК РФ, ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ в ООО «Волгаметроком» проведена специальная оценка условий труда комиссией, в состав которой не включен специалист по охране труда, что подтверждается приказом №МК-01-02/001 от 01.02.2018 г.; 2) в нарушение ст. 212 ТК РФ, ст. 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ, раздела 3 «Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014г. № 33н, в картах СОУТ №1 рабочего места начальника отдела метрологии, № 8 рабочего места инженера-метролога (лаборатория №3) отсутствуют подписи ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда Л.Д. В связи с выявленными нарушениями директору ООО «Волгаметроком» Н. внесено предписание №37/12-4067-18-И от 05 октября 2018 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права и составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с которым директор Н. согласился, о чем указал в соответствующей графе протокола. Постановлением государственного инспектора труда Л.№ от 12 октября 2018 года директор ООО «Верхневолжская метрологическая компания» ФИО1 привлечен к ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5.000 руб. Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. В соответствии с ч. 4 ст. 8 указанного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В соответствии со ст. 9 ФЗ № 426 от 28 декабря 2013г. «О специальной оценке условий труда», для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Согласно положениям ст. 217 ТК РФ, работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В материалах административного дела имеется декларация о принадлежности ООО «Волгаметроком» к субъектам малого предпринимательства. Согласно отчетам о застрахованных лицах численность сотрудников ООО «Волгаметроком» составляет менее 50 человек. Таким образом, в соответствии с положениями ст.217 ТК РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют, в том числе, руководитель организации. Согласно приказу № от 14 января 2016 года обязанности специалиста по охране труда возложены на директора общества Н. В соответствии с приказом № от 01 февраля 2018 года «О создании комиссии и проведении специальной оценки условий труда», для организации и проведения специальной оценки условий труда создана комиссия, в составе директора (специалиста по охране труда) Н. Согласно протоколу № от 14 января 2016 года ЧОУ ДПО «Ивановский учебный центр «Энергетик», удостоверению №, Н. прошел обучение по дополнительной профессиональной программе и проверку знаний для руководителей и специалистов по охране труда в объеме 40 часов. Должностные обязанности специалиста по охране труда, а также требования к квалификации содержатся в Разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года № 559н (в редакции от 20 февраля 2014 года), а именно специалист по охране труда должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Трансферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет. Аналогичные требования содержатся в профстандарте утв. Приказом Минтруда РФ от 4 августа 2014 года на который ссылается в возражениях ГИТ. Из копии должностной инструкции директора ООО «Волгаметроком», имеющейся в материалах проверки ГИТ следует, что на такую должность назначается лицо, имеющее высшее образование, наличие которого у Н. не опровергнуто. Н., прошел переподготовку (обучение) по охране труда, в связи с чем был включен в состав комиссии общества для организации и проведения специальной оценки условий труда. Вместе с тем, в материалах дела имеется ответ на запрос из ЧОУ ДПО «Ивановский учебных центр «Энергетик», согласно которому при заключении договорных отношений об оказании платных образовательных услуг от 21.12.2015 г., заключенных между ООО «Волгаметроком» и ЧОУ ДПО «Ивановский учебных центр «Энергетик», Н. прошел обучение по программе «Охрана труда» в количестве 40 часов, тогда как обучение специалиста по охране труда составляет 256 часов по дополнительной образовательной программе «Техносферная безопасность и охрана труда». Таким образом, подготовка директора ООО «Волгаметроком» Н. в области охраны труда не соответствует требованиям, предъявляемым к специалисту по охране труда. Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчето ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда: 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19настоящего Федерального закона требованиям; 2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; и проч.. (ч. 1) Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. (ч.2). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч.3). Форма и инструкция по заполнению отчета о проведении специальной оценки условий труда предусмотрены «Методиками проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014г. № 33н. Согласно п. 12 ч. 5 указанных Методик, в Карте СОУТ указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте. Разделом третьим приложения № 3 данных методик, которым утверждена форма Карт специальной оценки условий труда, графа ознакомления с результатами специальной оценки условий труда предусматривает также указание даты ознакомления. Суд отмечает, что карты №1 и №8 ФИО2 подписаны, дата составления карт 4 мая 2018 года и подписаны иными членами комиссии 7 мая 2018 года. Тем самым основные требования, предусмотренные ст. 15 ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 года и «Методик…» от 24 января 2014 года № 33н. были соблюдены. Согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Такой отчет был утвержден членами комиссии 8 мая 2018 года. Тем самым все необходимые положения закона и нормативных актов, имеющих значение для соблюдения прав работников в сфере охраны труда работодателем выполнены. Суд признает, что отсутствие даты подписания работником карты СОУТ является техническим недочетом (по заполнению формы бланка карты СОУТ, согласно приложению к «Методикам…»), не оказывающим влияние на обстоятельства, влекущие юридические последствия относительно соблюдения Правил проведения специальной оценки условий труда, и каким-либо нарушением прав работника в части охраны труда не может быть признан. Следовательно, суд приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения и в этой части. Таким образом, суд полагает, что в действиях директора ООО «Волгаметроком» Н. должностным лицом правомерно усмотрен состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с невключением в состав комиссии специалиста по охране труда, отвечающего требованиям, предъявляемым к специалисту по охране труда. Вместе с тем, учитывая, что при рассмотрения дела должностным лицом Государственной инспекции охраны труда в Ивановской области отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, полагаю, что директору ООО «Волгаметроком» Н. может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией вмененной статьи, а именно предупреждение, которое устанавливается в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Поэтому обжалуемое постановление в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит изменению. Жалоба заявителя подлежит частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд, р е ш и л а: жалобу директора ООО «Волгаметроком» Н. - удовлетворить частично. Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Ивановской области Л. от 12 октября 2018 года в отношении директора ООО «Волгаметроком» Н. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить. Исключить из постановления п. 2 нарушений об отсутствии даты и подписи ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда Л.Д. Назначить директору ООО «Волгаметроком» Н. наказание в виде предупреждения. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии. Судья подпись Л.Н. Зубова |