ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/19 от 15.07.2019 Питкярантского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 12-49/2019

РЕШЕНИЕ

15 июля 2019 года г. Питкяранта

Судья Питкярантского суда Республики Карелия Халецкая Ю.Г.,

рассмотрев жалобу Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Питкярантскому району УФССП России по Республике Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.17.14 КоАП РФ в

в отношении Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия,

установил:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Питкярантскому району УФССП России по Республике Карелия от 10 июня 2019 года Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия (далее ЗАГС) привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.17.14 КоАП РФ по тем основаниям, что в нарушение требований ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.12,14 Федерального закона «О судебных приставах» ЗАГС не исполнил законный запрос судебного пристава-исполнителя, ему назначен административный штраф в размере 50 000 рублей.

С постановлением не согласен ЗАГС, им подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование податель жалобы указал, что в соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018 года государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее ЕГР) соответствующей записи акта гражданского состояния. Оператором ЕГР является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС), которая в рамках межведомственного взаимодействия предоставляет в ФССП необходимые для исполнения судебных актов сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР, в электронной форме. Об изменении указанного порядка ФССП проинформирована письмом от 23.04.2018. Кроме того, на запрос судебного пристава-исполнителя отдела службы судебных приставов на бумажном носителе о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении гражданина – должник, ЗАГС сообщил об отказе в связи с изменившимся порядком предоставления таких сведений.

В судебном заседании представитель ЗАГС, действующая на основании доверенности Молчанова В.В., доводы жалобы поддержала.

Начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Питкярантскому району УФССП России по Республике Карелия Стародуб Е.И. с жалобой не согласна, пояснила, что система межведомственного электронного взаимодействия в настоящее время не функционирует в полном объеме, запросы, направляемые в ФНС в электронном виде, часто остаются неисполненными, поскольку база не до конца сформирована. Считает, что, несмотря на принятый порядок, ЗАГС обязан был исполнить запрос судебного пристава-исполнителя. Также пояснила, что в рамках исполнительного производства № 6049/13/12/10, запрос в ФНС не направляли.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, выслушав участвующих лиц, считаю, что постановление подлежит отмене.

В соответствии с ч.3 ст.17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 указанного закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Как следует из материалов дела, на исполнении в отделе судебных приставов по Питкярантскому району у судебного пристава-исполнителя Бочаровой Я.В. находится исполнительное производство № 6049/13/12/10, возбужденное 08.04.2013 на основании судебного приказа от 21.03.2011, о взыскании с М.А.А. алиментов в пользу Т.Р.В. на содержание дочери.

12 марта 2013 года судебным приставом-исполнителем Бочаровой Я.В. в адрес ЗАГСа направлен запрос о предоставлении в срок до 11.04.2019 информации о наличии записи в акте гражданского состояния о смерти должника. ЗАГС предоставил ответ о невозможности исполнения указанного запроса, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, а в последующем и принятия оспариваемого постановления.

Привлекая ЗАГС к административной ответственности, административный орган указал на неисполнение законного требования судебного пристава-исполнителя, сославшись на Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», вместе с тем, им не учтено, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» установлен специальный порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно пунктам 2 и 8 статьи 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее также Закон № 143-ФЗ) государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.

Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 13.1 указанного закона оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который осуществляет предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.13.2 Закона № 143-ФЗ сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в части сведений, необходимых для исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также нотариусам в связи с совершаемыми нотариальными действиями.

Предоставление указанных в пунктах 1 - 2.1 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы.

Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Как видно из ответа ЗАГСа на запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о смерти должника от 2 апреля 2019 года, ЗАГС разъяснил о невозможности предоставления запрашиваемой информации, сославшись на выше приведенные положения Закона № 143-ФЗ.

Считаю, что у ЗАГСа имелись все основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации, поскольку в данном случае, запрос судебного пристава-исполнителя не соответствовал закону.

Доводы представителя административного органа о том, что в настоящее время система межведомственного электронного взаимодействия (далее также СМЭВ) функционирует не полной мере, поэтому ЗАГС обязан был предоставить информацию на бумажном носителе, подлежит отклонению. Как пояснила Стародуб Е.И., в рамках исполнительного производства № 6049/13/12/10, по которому был направлен запрос в ЗАГС, судебный пристав-исполнитель запрос в ФНС, как того требуют положения Закона № 143-ФЗ, не направлял. При формировании запроса от 12.03.2019 судебным приставом-исполнителем не разъяснена ситуация с трудностью получения информации по СМЭВ.

Также не могу согласиться с мнением представителя административного органа в том, что ЗАГС обязан был исполнить запрос судебного-пристава в силу положений Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «Судебных приставах», предписывающих обязанность вех государственных органов исполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, поскольку, как указывалось выше, запрос судебного пристава-исполнителя от 12.03.019 не соответствовал Закону № 143-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, считаю, что в действиях ЗАГС отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Питкярантскому району УФССП России по Республике Карелия от 10 июня 2019 года о привлечении Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия к административной ответственности по ч.3 ст.17.14 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия по ч.3 ст.17.14 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья Ю.Г. Халецкая