Судья Ельцова Т.В. Дело № 12-49/2020
УИД 37RS0016-01-2020-000130-37
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 04 июня 2020 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу советника отдела государственного надзора и учета объектов культурного наследия комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО1 на постановление судьи Пучежского районного суда Ивановской области от 03 марта 2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Пучежского районного суда Ивановской области от 03 марта 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Местной религиозной организации православный Приход храма Рождества Христова города Юрьевца Ивановской области Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) (далее – Местная религиозная организация, Приход) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не соглашаясь с постановлением судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 обратилась в Ивановский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что 31 августа 2018 года Местной религиозной организации было выдано предписание об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, а именно на объекте культурного наследия федерального значения, находящегося в безвозмездном пользовании Местной религиозной организации - «Колокольне», 1840 г., расположенной по адресу: <...>. Так, Местной религиозной организации предписывалось до 20 декабря 2019 года провести работы по консервации объекта культурного наследия, в том числе комплекс противоаварийных мероприятий по защите памятника истории и культуры от разрушения. Указанное предписание было получено Местной религиозной организацией 13 сентября 2018 года, не обжаловалось, ходатайств о продлении сроков исполнения предписания, отсрочки его исполнения не заявлялось. Предоставленный срок исполнения предписания (более 15 месяцев) является разумным. В связи с неисполнением предписания 11 февраля 2020 года в отношении Местной религиозной организации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Вопреки выводам судьи, полагает выданное предписание законным, исполнимым, содержащим конкретные указания и четкие формулировки действий, которые необходимо совершить. Отмечает, что порядок проведения работ по сохранению, в том числе консервации объекта культурного наследия, а также комплекс противоаварийных мероприятий по защите памятника истории и культуры от разрушения урегулирован Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – ФЗ № 73-ФЗ). Выводы судьи о невозможности исполнения предписания в связи с отсутствием денежных средств не подтверждаются фактическими материалами. Исходя из взаимосвязи указанного закона с ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника имущества. Федеральная целевая программа, на которую ссылаются представители Местной религиозной организации – это всего лишь дополнительная возможность финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. По мнению представителя Прихода и защитника, для выполнения комплекса противоаварийных мероприятий необходимо 3540459,29 рублей, вместе с тем, в 2017-2018 годах Комитетом совместно с Местной религиозной организацией подавались заявки на выделение средств федерального бюджета на разработку проекта реставрации, то есть полного восстановления объекта культурного наследия на сумму 3497483, 26 рублей. При этом, Приходом в 2019 году в качестве пожертвований были получены средства в сумме 698724 рубля, в связи с чем работы по консервации объекта культурного наследия могли быть произведены, однако были освоены в нарушение требований Закона № 73-ФЗ.
Явившимся в судебное заседание защитнику Местной религиозной организации Шипилову Е.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов не заявлено. Удовлетворено ходатайство о приобщении к материалам дела письма от 25 февраля 2020 года, распоряжения о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 23 февраля 2020 года, информации по объекту культурного наследия.
Советник отдела государственного надзора и учета объектов культурного наследия комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО1 доводы, изложенные в обоснование жалобы, поддержала в полном объеме.
В судебном заседании защитник Шипилов Е.В. возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение судьи законным, обоснованным и мотивированным. Дополнительно указал, что у Местной религиозной организации отсутствуют средства для проведения консервации « Колокольни». Единственно возможным способом исполнить предписание комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия является вхождение в федеральную государственную программу «Развитие культуры и туризма». Для этого Губернатором Ивановской области с Епископом Кинешемским и Палехским было направлено 25.02.2020 обращение в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кириллу. Кроме того, Местной религиозной организацией было оформлено право на безвозмездное пользование земельным участком, на котором стоит «Колокольня», без чего нельзя бы было производить реставрацию объекта культурного наследия.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, дополнительно представленные сведения, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим 09 августа 2018 года в комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия через Правительство Ивановской области обращением ГБУ «<данные изъяты>» о неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия федерального значения «Колокольня», 1840 года строительства, расположенного по адресу: <...>, в период с 13.08.2018 года по 12.09.2018 года проведены мероприятия по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия.
30 августа 2018 года был произведен визуальный осмотр и фотосъемка здания «Колокольни, 1840 года». В ходе осмотра обнаружены трещины и процессы разрушения кирпичной кладки в основании нижнего четверика. На колокольных портиках нижнего четверика наблюдались обширные участки с деформировавшимся штукатурно-красочным покрытием. Верхние ярусы колокольни также имели участки с нарушением штукатурного слоя, выкрошиванием кирпичной кладки.
По результатам выявленных недостатков пользователю указанного объекта – Местной религиозной организации 31 августа 2018 года выдано предписание, согласно которому Приходу необходимо было провести работы по консервации объекта культурного наследия, в том числе комплекс противоаварийных мероприятий по защите памятника истории и культуры от разрушения. Данное Предписание было получено Приходом 13 сентября 2018 года.
Срок исполнения вышеуказанного предписания истек 21 декабря 2019 года, однако оно юридическим лицом не исполнено, в связи с чем в отношении Прихода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Прихода, судья исходила из обстоятельств, объективно препятствующих исполнению предписания, а именно: невозможности выполнения предписания по причине отсутствия конкретизации комплекса аварийных мероприятий, изменения действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, отсутствия у Местной религиозной организации необходимых денежных средств и невозможности воспользоваться необходимым финансированием в установленные сроки.
Оснований не согласиться с выводами судьи об отсутствии вины Прихода в совершении административного правонарушения не имеется.
Так, на момент вынесения предписания от 31 августа 2018 года действовало постановление Правительства РФ от 03 марта 2012 года № 186, утвердившее «Федеральную целевую программу охраны памятников культуры России 2012-2018 годы», в рамках которой Местная религиозная организация могла: 1) получить задание на проведение работ, 2) согласовать и утвердить это задание Комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия; 3) разработать научно-проектную документацию; 4) провести государственную историко-культурную экспертизу. На все эти этапы государством выделялись денежные средства. Однако 22 октября 2018 года, вышеуказанная Федеральная целевая программа была завершена. Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета на 2019-2021 года подлежало регулированию Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении Государственной программы «Развитие Культуры и Туризма»» и вступившим в силу Распоряжением Министерства культуры РФ от 22 октября 2018 года № Р-1465, предусматривающим приобщение к заявке документа, подтверждающего право пользования земельным участком. Вместе с тем, вопрос о передаче в пользование земельного участка на срок до прекращения прав на объект недвижимости был урегулирован только 27 февраля 2020 года путем подписания договора о безвозмездном пользовании Приходом земельным участком, находящимся в собственности РФ.
Ссылки должностного лица об освоении юридическим лицом денежных средств в виде пожертвований, полученных Приходом в 2019 году, в нарушение требований Закона № 73-ФЗ, не подлежат рассмотрению, поскольку находятся за рамками рассматриваемого дела.
При этом, как верно отмечено районным судьёй, доход от пожертвований несопоставим по объему (является значительно меньшим) тем затратам, которые требуются Приходу для выполнения комплекса противоаварийных мероприятий, указанных в Предписании (примерная стоимость только проекта составляет 3540459,29 рублей).
При установленных выше обстоятельствах, ссылки автора жалобы на расхождение необходимого объема денежных средств для выполнения комплекса противоаварийных мероприятий, указанных защитником при рассмотрении дела и в смете-калькуляции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют.
Несоответствий в выводах судьи фактическим обстоятельствам дела не имеется. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих безусловную отмену либо изменение обжалуемого судебного постановления, не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Пучежского районного суда Ивановской области от 03 марта 2020 года в отношении Местной религиозной организации православный Приход храма Рождества Христова города Юрьевца Ивановской области Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) оставить без изменения.
Жалобу советника отдела государственного надзора и учета объектов культурного наследия комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО1, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского
областного суда: Н.А. Матвеев