ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2014 от 28.05.2014 Артемовского городского суда (Свердловская область)

                   Дело № 12-49/2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 По делу об административном правонарушении

 г. Артемовский         28 мая 2014 года           

 судья Артемовского городского суда Свердловской области Нигматзянова О.А., с участием защитника Гулиянц К.Р., представителя Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области Воронцовой Л.В., при секретаре Бачиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кукарского А. В. на постановление Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя обособленного подразделения <данные изъяты> <данные изъяты> Кукарского А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области (далее - Межрайонной ИФНС № 23 по Свердловской области), руководитель обособленного подразделения <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> Кукарский А. В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 Должностное лицо Кукарский А.В. не согласился с указанным постановлением и обратился в Артемовский городской суд с жалобой, согласно которой просит постановление признать незаконным и отменить, обосновывая тем, что общество на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность <данные изъяты>. Пунктом 234 приложения к указанной лицензии, установлен также адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>.

 Как следует из обжалуемого постановления, Межрайонной ИФНС № 23 по Свердловской области были проведены контрольные действия по изучению документов, связанных с ведением финансовых и хозяйственных операций, применению контрольно - кассовой техники обществом по месту нахождения обособленного подразделения.

 Основанием для привлечения Кукарского А.В. к административной ответственности, <данные изъяты>, чем по мнению налогового органа нарушен п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 года) «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

 Указанное мнение не основано на нормах закона, противоречит собранным по делу доказательствам и не может повлечь за собой привлечение руководителя обособленного подразделения к административной ответственности.

 Частью 2 ст. 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно- кассовой техники, применение контрольно- кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека,

 квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 Пленум ВАС РФ в своем Постановлении № 16 от 31 июля 2003 года разъяснил, что «Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 спи 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неприменение контрольно- кассовой техники при продаже покупателям товара. Из этого вытекает, что невыдача чека покупателю может свидетельствовать о наличии факта нарушения только в том случае, когда чек не выдан покупателю вследствие фактического неприменения контрольно- кассовой техники.

 Под неприменением контрольно - кассовых машин в судебной практике понимается также использование машин, не соответствующих требованиям, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ: использование контрольно- кассовой техники незарегистрированной в налоговых органах (ст. 4 и 5); использование контрольно- кассовой техники, не включенной в Государственный реестр (п. 1 ст. 3); использование контрольно- кассовой техники без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (ст. 4); использование контрольно- кассовой техники, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждения, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (ст. 4 и 5), пробитие контрольно- кассовой техники чека с указанием суммы менее той, которая уплачена покупателем».

 В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 54-ФЗ, наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

 Как установлено п. 6 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244- ФЗ (ред. от 23 июля 2013 года) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», деятельность по организации и проведению азартных игр- деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

 Как следует из Постановления ИФНС № № от ДД.ММ.ГГГГ, в обособленном подразделении общества по адресу: <адрес>, используется контрольно - кассовая техника, кассовые чеки выдаются при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг по заключению пари. Выплата выигрышей сопровождается выдачей расходного кассового ордера.

 Выдача расходного- кассового ордера является обязательным действием, при выдаче денежных средств из кассы предприятия, данное требование установлено главой 4 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» утвержденного Банком России 12 октября 2011 года № 373-П.

 Таким образом, обособленное подразделение применяет контрольно- кассовую технику при оказании услуг по заключению пари с участниками азартных игр, кассиром выдается кассовый чек и при выплате выигрыша оформляется расходный кассовый ордер.

 Требование налоговой инспекции о необходимости применения контрольно- кассовой техники «при выплате выигрыша организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», основано только на информации, содержащейся в Письме ФНС России от 04 марта 2014 года № ЕД-4-2/3657@ «О применении контрольно- кассовой техники организаторами азартных игр» и является необоснованным.

 Требования ФНС России, изложенные в Письме ФНС России от 04 марта 2014 года № ЕД-4- 2/3657@, являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

 Любые нормативные правовые акты издаются ФНС России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009.

 Пунктом 2 указанных Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 января 2007 года № 12547/06 указал, что письма ФНС не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

 Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009.

 Следовательно, содержащиеся в рассматриваемом письме ФНС России положения, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

 Ссылка ФНС России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № № на Определение Конституционного Суда РФ от 09 июня 2005 года № 222-0 в качестве обоснования своей позиции, ни коим образом нельзя отнести к деятельности по организации азартных игр. В рассматриваемом определении Конституционного суда суд указал: «Применение контрольно- кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Однако главой 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 366 Налогового Кодекса Российской Федерации) установлено, что объектом налогообложения для организаторов азартных игр в букмекерской конторе является процессинговый центр букмекерской конторы и пункт приема ставок букмекерской конторы. Положения ст. 369 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливают фиксированные ставки по налогам на игорный бизнес, а потому размер налога подлежащего уплате организатором азартных игр в букмекерской конторе ни коим образом не зависит от величины прибыли организатора.

 Общество, осуществляя наличные денежные расчеты в обособленном подразделении, выдает кассовые чеки, что подтверждает факт отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Более того, прием ставки от участника азартных игр в обособленном подразделении общества, сопровождается выдачей букмекерской квитанции, которая является бланком строгой отчетности. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах могут не использовать контрольно - кассовую технику при оказании услуг по заключению основанных на риске соглашений о выигрыше при условии выдачи бланков строгой отчетности.

 Согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ к обязательным реквизитам бланка строгой отчетности относятся: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации- исполнителя; вид услуги (работы); цена услуги (работы); наименование документа, шестизначный номер и серия; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; дата осуществления расчета и составления документа; иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники» (далее - Постановление № 359), бланк документа строгой отчетности изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п.4).

 Каждая букмекерская квитанция <данные изъяты> изготовлена типографским способом, имеет отрывную часть, содержит все необходимые реквизиты, предъявляемые к бланкам строгой отчетности (приложена к настоящему заявлению).

 Таким образом, общество, в целях учета полноты выручки денежных средств, использует контрольно - кассовую технику и выдает бланки строгой отчетности.

 Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении- Кукарский А.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела.

 Защитник Кукарского А.В.- Гулиянц К.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на жалобе настаивал по доводам, изложенным в ней.

 Представитель Межрайонной ИФНС № 23 по Свердловской области Воронцова Л.В. с жалобой не согласилась и пояснила, что в целях реализации положений Федерального закона № 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно- кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 года, то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон № 244-ФЗ.

 Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судья полагает, что постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области в отношении должностного лица Кукарского А.В. является законным и обоснованным по следующим основаниям:

 судьей установлено, что Кукарский А. В. является руководителем обособленного подразделения <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается учредительными документами, приказом о создании обособленного структурного подразделении <данные изъяты>

 ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией проведена проверка на предмет соблюдения обособленным подразделением <данные изъяты> Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 В ходе проведения проверки установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контрольно - кассовая техника обособленного подразделения <данные изъяты> при выдаче выигрышей участникам пари не применялась.

 По результатам проверки Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы в отношении Кукарского А.В. составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно- кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно- кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно_кассовой техникой кассовые чеки.

 Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

 Учитывая изложенное, в целях реализации положений Федерального закона № 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно- кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 года, то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон № 244-ФЗ.

 Таким образом, доводы защитника о том, что организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах могут не использовать контрольно- кассовую технику при оказании услуг по заключению основанных на риске соглашений о выигрыше при условии выдачи бланков строгой отчетности несостоятелен.

 Из письменных объяснений руководителя обособленного подразделения <данные изъяты> Кукарского А.В. следует, что неприменение контрольно- кассовой техники при выдаче выигрышей участникам пари за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вызвано незнанием со его стороны, а так же тем, что из головного офиса разъяснения по порядку применения контрольно- кассовой техники пришли уже поздно.

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09 июня 2005 года № 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

 В этой связи организаторы азартных игр обязаны применять контрольно-кассовую технику не только в случае приема денежных средств (прием ставок), но и в случае их выдачи (выплаты выигрыша). При этом допустимо применение одной контрольно-кассовой техники в двухсекционном режиме, а именно: по первой секции отражаются операции, связанные с приемом денежных средств (приемом ставок); по второй секции отражаются операции, связанные с выдачей денежных средств (выплатой выигрыша). В данном случае организаторам азартных игр рекомендуется применять модели контрольно- кассовой техники, позволяющие регистрировать в фискальной памяти раздельную сумму денежных средств по итогам рабочего дня (смены) по продажам (приему денежных средств) и по покупкам (выплате выигрыша). При этом в случае выдачи денежных средств (выплаты выигрыша) операция «Возврат» не производится.

 В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно- кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

 Таким образом, вина руководителя обособленного подразделения <данные изъяты> Кукарского А. В. нашла свое подтверждение, наказание назначено минимальное, с учетом обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области в отношении руководителя обособленного подразделения <данные изъяты>, Кукарского А. В. оставить без изменения, жалобу Кукарского А. В.- без удовлетворения.

 Жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в свердловский областной суд через Артемовский городской суд.

 Судья      О.А. Нигматзянова