ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2016 от 09.06.2016 Интинского городского суда (Республика Коми)

№ 12-49/2016

Р Е Ш Е Н И Е

09 июня 2016 года судья Интинского городского суда Республики Коми Махнева Л.В., рассмотрев с участием законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - ФИО1, жалобу ООО «Ассорти» на постановление мирового судьи Восточного судебного участка г. Инты от 10.02.2016 по делу № 5-25/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи Восточного судебного участка г. Инты от 10.02.2016 по делу № 5-25/2016 ООО «Ассорти» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <....> руб. В соответствии с постановлением ООО «Ассорти» не выполнило в установленные сроки требование, указанное в распоряжении начальника Государственной инспекции труда в Республике Коми (Воркутинский отдел) от 10.12.2015 № 7-3516-15-ОБ/219/36/1, о предоставлении информации и документов, а именно юридическим лицом не была предоставлена информация, указанная в вышеуказанном запросе в срок до 24.12.2015, что повлекло невозможность проведения проверки в установленные сроки с 11.12.2015 по 30.12.2015.

ООО «Ассорти» обратилось в Интинский городской суд Республики Коми с жалобой на указанное постановление, просит его отменить. В обоснование жалобы указано, что 14.12.2015 в ООО «Ассорти» поступил запрос о предоставлении документов, 23.12.2015 ценным письмом с описью вложения направлен ответ с истребуемыми документами. В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В судебном заседании директор ООО «Ассорти» ФИО1 пояснила, что документы были отправлены вовремя, на следующий день она позвонила в ГИТ и сообщила, что документы отправлены по почте. Документы поступили в Воркуту 26.12.2015, до окончания срока проверки оставалось еще 4 дня, государственный инспектор труда имел возможность получить поступившие документы и провести по ним проверку до окончания срока проверки, который был установлен 30.12.2015. В протоколе об административном правонарушении неправильно указано место совершения административного правонарушения – <....>, указанный адрес никоим образом не относится к ООО «Ассорти».

Дело рассмотрено в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав законного представителя ООО «Ассорти», исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Установлено, что 09.12.2015 в Воркутинский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми поступило заявление ФИО2 о нарушении ее трудовых прав ООО «Ассорти», переданное для рассмотрения по существу из прокуратуры г. Инты. 10.12.2015 начальником Воркутинского отдела ГИТ в РК издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки с отношении ООО «Ассорти», срок проверки установлен 14 рабочих дней с 11.12.2015 по 30.12.2015. 10.12.2015 в адрес ООО «Ассорти» государственным инспектором труда ФИО3 направлен запрос о предоставлении документов в связи с указанной проверкой в срок до 24.12.2015. В запросе также указано, что в случае воспрепятствования осуществлению должностным лицом служебных обязанностей руководитель либо иной законный представитель организации будет приглашен 25.12.2015 в 14-00 для оформления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в Воркутинский отдел ГИТ РК по адресу: г. Воркута ул. <....>. 23.12.2015 ООО «Ассорти» направило в адрес Воркутинского отдела ГИТ РК пояснительную записку и копии документов на 17 листах, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо. Письмо поступило в почтовое отделение г. Воркуты 26.12.2015, получено адресатом 11.01.2016.

Судья полагает, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ассорти» возбуждено с существенными процессуальными нарушениями.

Согласно ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из содержания ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица (законного представителя лица), в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен только в случае, если лицо, в отношении которого составляется протокол, надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола, в противном случае указанное лицо лишается возможности давать объяснения и представлять доказательства в свою защиту.

Из материалов дела следует, что ООО «Ассорти» не было извещено о времени составления протокола. Содержащееся в запросе ГИТ РК от 10.12.2015 о предоставлении информации и документов указание на то, что 25.12.2015 в 14-00 в отношении ООО «Ассорти» будет оформляться протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае непредоставления документов, не может быть признано надлежащим извещением о времени и месте составления протокола, поскольку по состоянию на 10.12.2015 отсутствовал повод для возбуждения дела об административном правонарушении. Кроме того, 25.12.2015 протокол не был составлен. Протокол об административном правонарушении составлен 30.12.2015, о составлении протокола в указанную дату ООО «Ассорти» не извещалось.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «Ассорти», не уведомленного о времени и месте составления протокола.

Кроме того, судья полагает, что в действиях ООО «Ассорти» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами трудового законодательства осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ (ст. 1 указанного Федерального закона).

Из системного толкования принципов государственного контроля (надзора), изложенных в ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ, следует, что основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного (без установленных законом оснований) проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса в рамках документарной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Таким образом, устанавливая ООО «Ассорти» срок для предоставления документов, государственный инспектор труда не имел права сокращать указанный срок по сравнению со сроком, установленным законом. При этом инспектор должен был учитывать нахождение ООО «Ассорти» в другом городе, поэтому должен был предусмотреть время, необходимое для прохождения почты из г. Воркуты в г. Инту и обратно сверх указанных 10 рабочих дней, предоставленных юридическому лицу для ответа на запрос о предоставлении документов Федеральным законом № 294-ФЗ. Государственным инспектором труда срок для предоставления документов был установлен заведомо недостаточный. ООО «Ассорти» направило в адрес ГИТ РК запрошенные документы в течение 7 рабочих дней с момента получения запроса.

Письмо ООО «Ассорти» поступило в Воркуту 26.12.2015, то есть до истечения срока проверки. Государственный инспектор труда имел возможность своевременно получить поступившие документы и завершить проведение проверки в установленный срок. При этом начальником Воркутинского отдела ГИТ РК срок для проведения проверки был установлен 14 рабочих дней, в то время как Федеральный закон № 294-ФЗ, а также Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, устанавливают сроки проведения проверок до 20 рабочих дней. Устанавливая срок проведении проверки, руководитель Воркутинского отдела ГИТ должен был учитывать нахождение проверяемой организации в другом городе, и установить максимальный срок проведения проверки, предусмотренный законом, чтобы соблюсти права юридического лица на предоставление истребуемых документов в течение 10 рабочих дней и предоставить инспектору время на проведение проверки после поступления документов.

В связи с изложенным судья полагает, что сроки предоставления документов для проверки ООО «Ассорти» не нарушены, проверка не проведена государственным инспектором труда не по вине ООО «Ассорти».

Руководствуясь ст. 29.10, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Отменить постановление мирового судьи Восточного судебного участка г. Инты от 10.02.2016 по делу № 5-25/2016 о признании ООО «Ассорти» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ассорти» - прекратить.

Судья Л.В. Махнева