Материал № 12-49/2016 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
«25» января 2016 года город Тверь
Судья Московского районного суда г. Твери Климова К.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Экспресс» на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 587 от 30 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «НПЦ «Экспресс»,
У с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 587 от 30 октября 2015 года ООО «НПЦ «Экспресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ Об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20100 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, представитель по доверенности ООО «НПЦ «Экспресс» ФИО2 обратилась в Московский районный суд города Твери с жалобой, в которой просит его отменить. В обосновании жалобы указано, что на основании приказа от 16.07.2015г. №114-П была проведена плановая выездная проверка юридического лица - ООО НПЦ «Экспресс», по результатам которой выявлены нарушения требований в области охраны окружающей среды, а именно, ООО НПЦ «Экспресс» в нарушение ч. 1 ст. 30, ч.1 ст.22 Закона №96-ФЗ, ст.22 Закона №7-ФЗ не проведена инвентаризация стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (нарушена периодичность инвентаризации, учтены не все источники), не разработаны предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
Однако, ссылка на инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных веществ в окружающий воздух 2008 года является не состоятельной, поскольку была проведена в отношении иной организации, не проверяемой в ходе выездной проверки, а, следовательно, предоставленная в ходе проверки инвентаризация 2015 года является первичной для ООО НПЦ «Экспресс». (ООО НПЦ «Экспресс» зарегистрировано 17.03.2010 г.).
В судебном заседании представители ООО НПЦ «Экспресс» ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали.
Старший государственный инспектор Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что при проведении на основании распоряжения/приказа органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 16.07.2015 г. № 114-П Министра природных ресурсов и экологии Тверской области в период с 07.09.2015 г. по 29.09.2015 г. в деятельности проверяемого лица ООО НПЦ «Экспресс» ОГРН №, ИНН №, место нахождения (регистрации) и места осуществления деятельности: <адрес>, выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Нарушения зафиксированы в акте проверки № 114-П от 29.09.2015 г. 13.10.2015 г. в отношении ООО НПЦ «Экспресс» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ. По факту выявленных нарушений в отношении ООО НПЦ «Экспресс» составлен протокол об административном правонарушении от 13.10.2015 г. № 587.
Постановлением № 587 от 30.10.2015 г. ООО Научно-производственный центр «Экспресс» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20100 рублей.
По результатам проведенной плановой выездной проверки установлено, что основным видом деятельности ООО НПЦ «Экспресс» является разработка и изготовление систем жизнеобеспечения для пассажирских вагонов. ООО НПЦ «Экспресс» осуществляет свою деятельность на одной производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес> (территория производственной площадки «Искож»).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В ходе проверки, проводимой Министерством, ООО НПЦ «Экспресс» представлены результаты инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проведена ООО НПЦ «Экспресс) в 2008 году (раздел 2.3 и приложение проекта ПДВ).
Частью 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской (Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, 1991 г.
Согласно п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации. Согласно п. 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.
Согласно отчету инвентаризации источники ООО НПЦ «Экспресс» выбрасывают в атмосферу 12 наименований загрязняющих веществ. По степени воздействия на окружающую природную среду предприятие отнесено к 3 категории опасности. В ходе проверки установлено, что в настоящее время в состав предприятия входят: цех по производству металлоконструкций, в котором производятся сварочные работы, а также имеются покрасочный и деревообрабатывающий участки, выделяющие в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Согласно результатам инвентаризации, проведенной предприятием в 2008 году, в ООО НПЦ «Экспресс» деревообрабатывающий участок располагался в гараже, в котором осуществлялась стоянка 11 единиц автотранспортных средств. На момент проверки указанный участок расположен в цехе по производству металлоконструкций, гараж и транспорт на балансе предприятия (или в аренде) не числится. Инвентаризацией 2008 года не учтены источники выбросов, установленные в покрасочном участке, расположенном в цехе по производству металлоконструкций.
Согласно объяснению представителя по доверенности - начальника производства ООО НПЦ «Экспресс» ФИО4 от 29.09.2015 корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с 2008 года предприятием не проводилась.
Таким образом, ООО НПЦ «Экспресс» нарушило периодичность проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также не учтены все имеющиеся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 « О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В ходе проверки, проводимой Министерством, организацией представлен проект ПДВ для ООО НПЦ «Экспресс», выполненный ООО «Призма» и датированный 2008 г.
Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений пргоизводственного (технологического) процесса, появлению или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
В ходе проверки установлено, что на предприятии имеется цех по производству металлоконструкций, в котором производятся сварочные работы, имеются покрасочный и деревообрабатывающий участки, выделяющие в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Однако, в нарушение указанных требований предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух ООО НПЦ «Экспресс» с 2008 г. не разрабатывались.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ, совершено юридическим лицом ООО НПЦ «Экспресс» 29.09.2015 в 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>.
Факт совершения правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 29.09.2015 г. №-П, протоколом об административном правонарушении от 13.10.2015 г. №, постановлением № от 30.10.2015 г.
Доводы защитника о том, что ссылка на инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных веществ в окружающий воздух 2008 года является несостоятельной, поскольку была проведена в отношении другой организации, не проверяемой в ходе выездной проверки, а, следовательно, предоставленная в ходе проверки инвентаризация 2015 года является первичной для ООО НПЦ «Экспресс», судом не принимаются, поскольку доказательств принятия мер по разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух ООО НПЦ «Экспресс» с 2010 г. (дата регистрации юридического лица ООО НПЦ «Экспресс 17.03.2010 г.) не представлено, а факт добровольного устранения допущенных нарушений в виде предоставления инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для ООО НПЦ «Экспресс» (отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, датированный 2015 г., договор на разработку проекта ПДВ в ООО «Экоцентр» от 30.09.2015 г.) не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Указанные обстоятельства учтены при назначении наказания за совершенное правонарушение.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных веществ в окружающий воздух 2008 года была представлена проверяемой организацией ООО НПЦ «Экспресс». Нарушения выявлены по месту осуществления деятельности ООО НПЦ «Экспресс» на производственной площадке по адресу: <адрес> период с 02.09.2015 г. по 29.09.2015 г., связаны непосредственно с деятельностью проверяемого лица ООО НПЦ «Экспресс» ОГРН №, ИНН №. Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица ООО НПЦ «Экспресс» в совершении правонарушения заключается в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были предприняты для этого все возможные меры. Доказательств невозможности соблюдения обществом природоохранного законодательства в силу чрезвычайных обстоятельств или обстоятельств, которые оно не смогло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Таким образом, действиями юридического лица ОО НПЦ «Экспресс» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Все документы по делу об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона, влекущих признание их недопустимыми доказательствами, при их составлении, не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в указанных документах отражены.
Наказание за совершенное правонарушение назначено в пределах санкции статьи. При назначении наказания учтены смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 587 от 30.10.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО Научно-производственный центр «Экспресс» (ИНН №, ОГРН №) оставить без изменения, жалобу ООО НПЦ «Экспресс» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья <данные изъяты> К.В. Климова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>