Дело № 12 - 49/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Муром 24 мая 2017 года
Судья Муромского городского суда Владимирской области Новикова Л.А.,
с участием представителя ООО «ЭКО-транс» М.И.Ю., действующей по доверенности,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-транс» на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области от 06 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области № 03-01-42/2017 от 06 апреля 2017 года ООО «ЭКО-транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор ООО «ЭКО-транс» обратился с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, просит снизить размер административного штрафа до 50 000 руб..
В обоснование жалобы указано, что ООО «ЭКО-транс» разработана и утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на Муромской городской свалке ТБО и промышленных отходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду. В 2016 году из-за нехватки денежных средств ООО «ЭКО-транс» не проводился мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Отчет о результатах проведения мониторинга за 2016 год был предоставлен в Управление Росприроднадзора по Владимирской области после 15 января 2017 года, что не повлекло за собой ущерба общественным отношениям в области природопользования, а также негативных последствий для окружающей среды и граждан. Штраф в размере 100 000 рублей носит неоправданно карательный характер, ставит предприятие в трудную финансовую ситуацию и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Владимирской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие, вопрос об удовлетворении жалобы оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителя ООО «ЭКО-транс», проверив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению.
Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу п.п. 1,2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов в соответствии с п. 3 ст. 12 настоящего закона, на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04 марта 2016 года № 66 утвержден порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.п. 4,5 указанного Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов, в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменения состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Согласно указанного Порядка сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и пределах его воздействия на окружающую среду проводятся за отчетный период.
Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 467 «Об утверждении положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» установлен срок предоставления отчета о результатах проведения мониторинга - ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет предоставляется в территориальный орган Федеральной службы в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
На основании договора аренды № от дата ООО «ЭКО-транс» предоставлен участок с кадастровым №, расположенный примерно в 2 км. по направлению на запад от деревни Максимовка Меленковского района, для использования в целях эксплуатации полигона (свалки) промышленных и бытовых отходов на срок по 15 апреля 2057 года.
Согласно свидетельству № от дата эксплуатируемая ООО «ЭКО-транс» Муромская свалка ТБО и промотходов поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
01 марта 2016 года генеральным директором ООО «ЭКО-транс» утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на Муромской городской свалке ТБО и промотходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду, согласно которой минимально целесообразный интервал времени для проведения наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды составляет 1 - 1,5 года.
13 марта 2017 года на основании приказа от 10 марта 2017 года № 229-П Владимирской природоохранной прокуратурой с привлечением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Владимирской области проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Муромской городской свалки ТБО и промотходов.
Согласно справке по результатам обследования территории Муромской городской свалки ТБО и промотходов были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
24 марта 2017 года Владимирским природоохранным прокурором в отношении ООО «ЭКО-транс» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области от 06 апреля 2017 года ООО «ЭКО-транс» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно постановлению ООО «ЭКО-транс» привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, выразившееся в следующем. ООО «ЭКО-транс» разработана и утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на Муромской городской свалке ТБО и промотходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду. Согласно утвержденной программе, осуществление мониторинга почвы, атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод на территории свалки предусмотрено с периодичностью 1 раз в 1 - 1,5 года.
Последний раз исследования проводились в марте 2017 года, предыдущие в июне 2015 года. В 2016 году мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на Муромской городской свалке ТБО и промотходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду не проводился, соответственно, отчет о результатах проведения мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов за 2016 год в Управление Росприроднадзора по Владимирской области не представлен, чем нарушены требования п.п. 1,2 ст. 39, п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 4,5, 27 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04 марта 2016 года № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду», Постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 467 «Об утверждении положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов».
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности, ООО «ЭКО-транс» не оспаривается, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
06 апреля 2017 года ООО «ЭКО-транс» представил государственному инспектору Управления Росприроднадзора по Владимирской области ходатайство, в котором указал, что договор на проведение мониторинга был заключен ООО «ЭКО-транс» в 2016 году, однако, в связи с отсутствием средств оплата по договору была произведена только в начале 2017 года, в настоящее время исследования почвы, воздуха, поверхностных и грунтовых вод проведены.
В подтверждение проведения мониторинга ООО «ЭКО-транс» представлены протоколы результатов анализа почвы № 04-П/2, 05-П/2 и 06-П/2 от 20 марта 2017 года, протокол результатов анализа атмосферного воздуха № 02-П/5 от 15 марта 2017 года, протоколы результатов анализа природной воды № 87-П/8, 88-П/8, 89-П/8, 90-П/8 и 91-П/8 от 17 марта 2017 года.
Проведение исследования природных объектов в марте 2017 года свидетельствует о принятии ООО «ЭКО-транс» мер для устранения нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований, указанных в постановлении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо - государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области правильно установила все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил положения законодательства в области охраны окружающей среды, дал правильную юридическую оценку действиям ООО «ЭКО-транс» и на основе полного, объективного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств пришел к выводу о том что, в 2016 году ООО «ЭКО-транс» не провело мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на Муромской городской свалке ТБО и промотходов и в пределах ее воздействия на окружающую среду и не предоставило отчет о результатах проведения мониторинга за 2016 год в Управление Росприроднадзора по Владимирской области.
Объективных данных, ставящих под сомнение представленные доказательства, в деле не содержится. Таким образом, должностное лицо сделало обоснованный вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Из постановления следует, что административное наказание назначено ООО «ЭКО-транс» в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, однако с учетом обстоятельств и характера правонарушения, принимая во внимание, что ООО «ЭКО-транс» добровольно предприняло меры по устранению выявленных нарушений, указанных в постановлении, наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его финансовому положению, характеру производственной деятельности, и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, принимая во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости назначения административного наказания, в связи с чем полагаю возможным снизить размер назначенного административного штрафа.
Соответственно, постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области от 06 апреля 2017 года в отношении ООО «ЭКО-транс» о привлечении к административной ответственности подлежит изменению.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области от 06 апреля 2017 года в отношении ООО «ЭКО-транс» изменить, назначить ООО «ЭКО-транс» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения.
Судья Л.А. Новикова