РЕШЕНИЕ
город Томск 21 июня 2018 года
Судья Советского районного суда города Томска Хабаров Н.В., рассмотрев судебный материал №12-13/2018 по жалобе защитника юридического лица ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении по части первой статьи 17.15 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Центральному АО №2 УФССП России по Москве П. от 27.09.2017 по делу об административном правонарушении АО «Русский САПР - Инновационные технологии» по части первой статьи 17.15 КоАП Российской Федерации назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что дело об административном правонарушении было необоснованно рассмотрено в городе Москва в отсутствие защитника юридического лица, которая находилась за пределами Российской Федерации.
Изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Исходя из положений части первой статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу части второй статьи 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Вместе с тем, данное требование закона выполнено не было. Как следует из представленных материалов, требованием судебного пристава-исполнителя АО «Русский САПР - Инновационные технологии» было уведомлено о рассмотрении административного протокола и возможном вынесении постановления по делу об административном правонарушении на 26.09.2017 в 11-00 в ОСП по ЦАО №2 УФЧЧП России по Москве по адресу: <...>, кабинет 9. Защитником юридического лица было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения административного протокола с 26.09.2017 на дату не ранее 30.09.2017. Вместе с тем, без разрешения данного ходатайства, без уведомления законного представителя и защитника юридического лица, протокол об административном правонарушении был составлен в иную дату 27.09.2017, после чего также без уведомления данных лиц 27.09.2017 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части первой статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, поскольку не содержит обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу. В постановлении имеется лишь указание на то, что должником допущено нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении требований судебного пристава исполнителя, не исполнение решения суда неимущественного характера в рамках исполнительного производства, без указания на существо допущенных нарушений (время, место, конкретные действия или бездействия, какие именно требования не выполнены).
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 27 сентября 2017 года подлежит отмене как вынесенное с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части третьей статьи 26.2 КоАП Российской Федерации не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Исходя из протокола об административном правонарушении №239/17/77054-АП от 27 сентября 2017 года следует, что ЗАО «Русский САПР - Инновационные технологии» как должником допущено нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении требований судебного пристава исполнителя, предоставлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении должны указываться, кроме прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения. Отсутствие указанных данных и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, что отмечено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 29.4 КоАП Российской Федерации в случае неправильного составления протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов принимается решение о возвращении дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Протокол об административном правонарушении №239/17/77054-АП от 27 сентября 2017 года не содержит описание предполагаемого события правонарушения - время, место, конкретные действия или бездействие юридического лица, какие именно требования судебного пристава-исполнителя не выполнены, в какой срок, на основании какого документа.
Отсутствие указанных сведений является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, который не может быть восполнен при рассмотрении дела об административном правонарушении, а поэтому протокол об административном правонарушении подлежал возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков.
Согласно положениям статей 29.4, 29.9 КоАП Российской Федерации возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению по существу.
Указанный вопрос при подготовке дела не разрешался, дело рассмотрено с вынесением постановления, в связи с чем суд не может вернуть протокол должностному лицу, его составившему со стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что при составлении протокола об административных правонарушениях должностным лицом были допущены нарушения КоАП РФ, которые не могут быть устранены, поэтому указанные недостатки протокола являются существенными.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного судья находит, что после отмены обжалуемого постановления производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Центральному АО №2 УФССП России по Москве П. от 27.09.2017 по делу об административном правонарушении по части первой статьи 17.15 КоАП Российской Федерации в отношении АО «Русский САПР-Инновационные технологии» отменить, дело об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части первой статьи 30.7 КоАП Российской Федерации – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: