Судья Семенова Т.И. Дело № 12-49/2018
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2018 года г. Псков
Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
рассмотрев жалобу защитника SIA «Transports Tukums» (СИА «Транспортс Тукумс») ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 19 января 2018 года по делу в отношении SIA «Transports Tukums» (СИА «Транспортс Тукумс») Латвия, г.Рига) об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым постановлением SIA «Transports Tukums» (СИА «Транспортс Тукумс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ, и предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе защитника SIA «Transports Tukums» ФИО1 ставится вопрос об отмене вышеуказанного постановления и о прекращении производства по делу по мотивам неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и отсутствия нарушения установленных запретов и ограничений.
Заслушав защитника SIA «Transports Tukums» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей Псковской таможни ФИО2 и ФИО3, проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не нахожу.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), действовавшего на момент выявления административного правонарушения, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
При этом под запретами и ограничениями согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, в том числе в частности фитосанитарные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" утвержден перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащий карантинному фитосанитарному контролю и обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом, в который включен кофе не жаренный с кофеином или без кофеина.
Административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, установлена статьёй 16.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, для признания недействительным документа, представленного в подтверждение соблюдения перевозчиком запретов и ограничений, следует руководствоваться пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ, согласно которой к недействительным документам в частности относятся документы, не имеющие юридической силы.
Согласно подпункту 1 пункта 4.1.3 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе", должностное лицо уполномоченного органа на основании анализа представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не представлен фитосанитарный сертификат.
При этом согласно п.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений (далее - уполномоченные органы) руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы настоящим Положением.
Так, в силу части 6 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции.
При этом согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" под партией подкарантинной продукции понимается количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Таким образом, юридическое значение для правильного рассмотрения настоящего дела имеет наличие при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом страны, где было загружено транспортное средство, посредством которого осуществляется её ввоз.
Приведенные положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" не противоречат положениям Международных стандартов по фитосанитарным мерам (МСФМ 12), на которые содержится ссылка в жалобе, пунктом 3.1, 3.3 которых установлено, что если груз импортируется в страну, а затем экспортируется в другую страну, то национальная организация по карантину и защите растений должна выдать реэкспортный фитосанитарный сертификат. При этом реэкспортная сертификация может быть осуществлена, если груз хранился, был разделен на части, объединен с другими грузами или переупаковывался, но при условии, что он не подвергался заражению или засорению вредными организмами. В обратном случае продукция подлежит сертификации (п. 3.2).
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> года на таможенный пункт МАПП «Убылинка» Псковской таможни с территории Латвии прибыло транспортное средство –тягач «<данные изъяты>» регистрационный номер <данные изъяты> c полуприцепом «<данные изъяты>» регистрационный номер <данные изъяты>, Латвийской фирмы перевозчика SIA «Transports Tukums» (СИА «Транспортс Тукумс»).
Согласно представленным водителем товаросопроводительным документам –международной товарно-транспортной накладной CMR <данные изъяты>, составленной в Риге <данные изъяты> и INVOICE <данные изъяты> от <данные изъяты>, фитосанитарному сертификату <данные изъяты>, выданному фитосанитарным инспектором фитосанитарной службы Италии, в вышеуказанном транспортном средстве на территорию Российской Федерации прибыл товар –кофейные зеленые зерна необжаренные «Арабика», стран происхождения Бразилия, Индия Черри, Гондурас,Танзания, Вьетнам, в количестве трех грузовых мест общим весом нетто 1800 кг..
Отправителем товара является Диемме-Индустрия Кафе ФИО4 п.А. Италия, в качестве таможенного агента выступило СИА БМ ЛОДЖИСТИК Латвия, перевозчик СИА «Транспортс Тукумс», получатель груза ООО «Стрела» Москва.
Вместе с тем, как указано в международной товарно-транспортной накладной CMR <данные изъяты>, товар был погружен в транспортное средство 09.06.2017 фирмой СИА РИН КАРГО в г.Рига, Латвия (л.д.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>, <данные изъяты>).
О погрузке транспортного средства на территории Латвии указал в своем объяснении и водитель Г.Н.Н. (л.д.<данные изъяты>).
Таким образом, поскольку партия товара была сформирована и погружена в транспортное средство на территории Латвии, фитосанитарный сертификат Италии должен был сопровождаться реэкспортным фитосанитарным сертификатом либо фитосанитарным сертификатом фитосанитарной службы Латвии, который при проведении документарного фитосанитарного контроля на территории Российской Федерации перевозчиком представлен не был, что и послужило основанием для наложения запрета на ввоз подкарантинной продукции.
Отсутствие при ввозе на территорию Российской Федерации партии подкарантинной продукции фитосанитарного сертификата страны, где она была сформирована и отгружена, является нарушением требований части 6 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ.
Довод защиты о том, что ввозимая подкарантинная продукция следовала через территорию Латвии транзитом в одном транспортном средстве без перегрузки, какими-либо документами не подтвержден.
Выставление счета-спецификации на оплату продукции INVOICE <данные изъяты> от 26.05.2017 фирмой отправителем Диемме-Индустрия Кафе ФИО4 п.А. Италия, а также оформление CMR LV -003 от её имени таможенным агентом СИА БМ ЛОДЖИСТИК, вопреки доводам жалобы свидетельствуют лишь о том, что владельцем товара является Диемме-Индустрия Кафе ФИО4 п.А. Италия, тогда как по данным CMR <данные изъяты> товар был отгружен в транспортное средство 09.06.2017 фирмой СИА РИН КАРГО в г. Рига Латвия, что дает основания отнести её к месту временного хранения товара.
Довод защиты о несоответствии выводов таможенного органа и суда положению части 4 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", которой запрещается применять карантинные фитосанитарные требования для решения задач, не относящихся к карантину растений, несостоятелен, поскольку осуществление таможенного контроля за соблюдением установленных условий ввоза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска направлено обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации и относится к задачам государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 19 января 2018 года по делу в отношении SIA «Transports Tukums» (СИА «Транспортс Тукумс» Латвия, г.Рига) об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника SIA «Transports Tukums» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов
Копия верна: Судья Р.В. Рубанов