ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2021 от 16.06.2021 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-49/2021

РЕШЕНИЕ

пос. Октябрьский 16 июня 2021 года

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района жалобу должностного лица- главы МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. на постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2021 г. о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования «Малодорское» Ешкилевой Т.В., ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

установил:

постановлением заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2021 г. должностное лицо- глава МО «Малодорское» Ешкилева Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо - глава МО «Малодорское» Ешкилева Т.В. обратилась в суд с жалобой, просит данное постановление отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывая на то, что УФК ссылаясь в акте проверки от 02.02.2021 г. на Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, не приняло во внимания то, что в нем речь идет о порядке, а не расходовании средств субвенции. Методика расходования средств указанной субвенции Правительством РФ не утверждалась, порядок расходования муниципальными образованиями субвенций не установлен. Посредством автоматизированной системы АС «Смета» учитывается индивидуальная информация о сотрудниках, хронология их движения (прием, перевод, увольнение, совместительство в пределах штатного расписания), ведется автоматический расчет заработной платы в разрез источников финансирования, кодов бюджетной квалификации и др. АС «Бюджет поселения» обеспечивается учет межбюджетных трансфертов (в том числе субвенций), учет поступлений бюджетных средств, ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности и др. Вышеуказанное неразрывно связано, в том числе с содержанием в штате в администрации работника по осуществлению первичного воинского учета. Считает необоснованным вывод должностного лица о том, что программное обеспечение, лицензия на которое приобретена частично за счет средств субвенции, не является обязательным для осуществления полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Затраты на обеспечение оргтехникой, инвентарем и расходными материалами предусмотрены в объеме затрат на содержание одного военного учетного работника в поселении Архангельской области, а в условиях современного мира использование компьютера без программного обеспечения невозможно. В связи, с чем приобретение лицензии на обслуживание указанных автоматизированных систем направлено на надлежащее осуществление администрацией возложенных государственных полномочий по осуществлению первичного воинского учета и не является нецелевым использование средств федерального бюджета.

В районном суде должностное лицо- глава МО «Малодорское» Ешкилева Т.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Заслушав должностное лицо, проверив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств отнесено к нарушениям бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании положений ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как определено частью 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органам местного самоуправления поселений переданы полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, предоставляемых в виде субвенций бюджетам поселений, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете на соответствующих территориях по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива соответствующих затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего перечисления в бюджеты поселений, бюджеты муниципальных округов и бюджеты городских округов.

На основании закона Архангельской области от 17.12.2018 №35-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и решения Собрания депутатов Муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 21.12.2018 № 49 «О бюджете муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию «Малодорское» распределены субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты на 2019 год в сумме ... руб.

Поскольку указанные субвенции администрации МО «Малодорское» предоставлены из бюджета Архангельской области, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет субвенции из федерального бюджета, такие субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 чт. 140 БК РФ).

Судом установлено, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Архангельской области и НАО от 11.01.2021 ... в период с 25.01.2021 по 02.02.2021 в отношении администрации МО «Малодорское» проведена камеральная проверка по соблюдению целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, за 2019 год.

Из акта камеральной проверки администрации МО «Малодорское» от 02.02.2021 следует, что МО «Малодорское» распределены субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты на 2019 год в сумме ... руб., в том числе по видам расходов: 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов – ....; 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов – ....; 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» - ....

Согласно отчету расходования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) на выполнение полномочий по осуществлению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2019 год произведено расходов за отчетный период на ... рублей, в том числе: заработная плата – ....; начисления на оплату труда – ....; оплата услуг связи – ....; транспортные расходы – ....; командировочные расходы – ....; коммунальные услуги – ....; арендная плата за пользование имуществом – ... руб.; обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами – ....

Количество граждан, состоящих на воинском учете из числа проживающих на территории поселения – МО «Малодорское» - составляло в 2019 году ... человек, в связи, с чем в администрации МО «Малодорское» первичный воинский учет осуществляется одним работником на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 ... «Об утверждении положения о воинском учете».

По окончании проведения камеральной проверки было выявлено нарушение бюджетного законодательства, выражающееся в том, что администрацией МО «Малодорское» средства субвенции, выделенные на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, фактически направлены на цели, не соответствующие целям, установленным правовыми актами, а именно на уплату услуг по предоставлению лицензии на сумму ... руб., что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым расходованием средств федерального бюджета.

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения в отношении главы МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. постановления заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21.04.2021 ... о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 18.10.2005 (далее - Правила расходования субвенций), субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» № 258 от 29.04.2006, субвенции предоставляются на следующие нужды: расходы на оплату труда военно-учетных работников, включая соответствующие начисления на фонд оплаты труда; расходы на оплату аренды помещений; расходы на оплату услуг связи; расходы на оплату транспортных услуг; командировочные расходы; расходы на оплату коммунальных услуг; расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами.

Из положений методики расчета размера субвенции органам местного самоуправления при осуществлении первичного воинского учета следует, что целевое назначение указанного вида субвенций – финансовое обеспечение расходов по осуществлению органами местного самоуправления первичного воинского учета. Перечень затрат на содержание военно-учетного работника носит исчерпывающий характер.

Следовательно, субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предоставленные бюджетам поселений, расходуются из расчета затрат на содержание военно-учетного работника, которые предусмотрены нормами вышеприведенного федерального закона.

Таким образом, предоставляемый размер субвенции из федерального бюджета определен с учетом необходимых расходов, которые орган местного самоуправления понесет при реализации возложенных на него полномочий.

В ходе камеральной проверки установлено, что 28.12.2018 между ООО «...» и администрацией МО «Малодорское» заключен договор возмездного оказания услуг, по условиям которого администрации МО «Малодорское» предоставляются услуги: годовая лицензия на техническое сопровождение ПО указанного в п.1.2 на срок, указанный в п. 1.5 и согласно оплате клиента по п. 3.1 (лицензия высылается на эл. адрес клиента, который указан в п. 9, после подписания данного договора и в течение 30 дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет исполнителя либо с момента получения исполнителем оригинала гарантийного письма.

В соответствии с п. 1.2 договора, услуги, указанные в 1.3, 1.4 данного договора, выполняются для «Автоматизированной системы бухгалтерского и хозяйственного учета для организаций, финансируемых за счет бюджета «СМЕТА» и «Автоматизированной системы «Бюджет поселения» в количестве по 1 рабочему месту.

Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что лицензия технического сопровождения включает в себя следующие работы: адаптация, тестирование и сопровождение программного продукта АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; горячая линия для консультаций; установка обновлений АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; дистанционное обслуживание и диагностика АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения»; остальные работы осуществляются исполнителем по отдельному договору и оплачиваются отдельно согласно выставленному счету выполненных работ в течение 15 дней с момента их получения.

Услуги по договору оказываются с 01.01.2019 по 31.12.2019 (п. 1.5 договора).

Цена договора определена п. 3.1 договора и составляет ... рублей.

Сведениями из журнала операций № 4 за 2019 год и иными материалами дела подтверждается, что оплата по данному договору произведена администрацией МО «Малодорское» частично за счет средств субвенций, предоставляемых на осуществление первичного воинского учета, в размере ... рублей.

Вместе с тем, расходование администрацией МО «Малодорское» вышеуказанных бюджетных средств, предоставленных в виде субвенций на осуществление первичного воинского учета в размере ... руб., на оплату услуг по обслуживанию базового программного обеспечения автоматизированных систем «СМЕТА» и «Бюджет поселения», необходимых для расчета заработной платы, электронного документооборота для организации работы по исполнению бюджета, осуществлению финансового контроля, формирования отчетности, перечня муниципальных услуг и заданий, прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, не предусмотрено Методикой от 26.04.2006 г.

Доказательств, подтверждающих использование указанного программного обеспечения АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения» работником по осуществлению первичного воинского учета, либо доработки указанных автоматизированных систем для использования при осуществлении первичного воинского учета, в материалах дела не имеется, суду таковых не предоставлено.

Исходя из понятия расходных материалов, к которым могут быть отнесены вспомогательные материалы, обеспечивающие выполнение определенной функции, (картридж, канцелярские принадлежности), включения в размер субвенции расходов на приобретение базового программного обеспечения АС «СМЕТА» и АС «Бюджет поселения», как о том указывает в своей жалобе заявитель, к расходным материалам не относятся.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Подпунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждении исполнения бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Малодорское» от 29.07.2016 ... главой муниципального образования «Малодорское» избрана Ешкилева Т.В.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с под. 1-2 пун. 1 ст. 22 Устава МО «Малодорское» глава МО «Малодорское»: обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Малодорского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Малодорского сельского поселения федеральными законами и законами Архангельской области; подписывает договоры и соглашения от имени Малодорского сельского поселения; возглавляет администрацию Малодорского сельского поселения и руководит ею на принципах единоначалия (пункт 2 статьи 26 Устава).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Устава глава Малодорского сельского поселения несет ответственность перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Архангельской области.

В связи с чем, административным органом правильно установлен субъект административного правонарушения.

Являясь главой МО «Малодорское» Ешкилева Т.В., в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, пункта 2 «Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» и «Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету от 29.04.2006 ..., бюджетные средства, предоставляемые в виде субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету в сумме ... руб. использовала не на осуществление полномочий по первичному воинскому учету, а на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, т.е. на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, устанавливающими расходование субвенции на цели, не соответствующие условиям ее получения.

Правильность выводов должностного лица о совершении должностным лицом главой МО «Малодорское» указанного правонарушения подтверждается представленными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

Все доказательства по делу оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отношении должностного лица - главы МО «Малодорское» в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, не нарушен, нормы материального и процессуального права применены правильно, постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Обстоятельств, являющихся основанием для изменения постановления; обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу, а также обстоятельств, свидетельствующих о существенных нарушениях процессуальных требований, являющихся основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, и правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2021 года ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы МО «Малодорское» Ешкилевой Т.В. оставить без изменения, а жалобу Ешкилевой Т.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Заостровцева И.А.