ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2021 от 23.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

12-49/2021

УИД 18RS0001-01-2021-000221-80

Р Е Ш Е Н И Е

23 марта 2021 года город Ижевск

Судья Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики Пестряков Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной анти монопольной службы по Нижегородской области ФИО2 о назначении административного наказания от 19 ноября 2020 года, которым директор дивизиона производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.49 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением .49-2186/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19.11.2020 года директор дивизиона производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение, допущенное 22.11.2019 года должностным лицом изготовителя обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляемой по государственному контракту , заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Не согласившись с данным постановлением, директор дивизиона производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» ФИО1 обжаловал его в суд, ставя вопрос об отмене обжалуемого постановления с прекращением производства по делу. По мнению автора жалобы, оспариваемое постановление является незаконным, необоснованным, так как административным органом при рассмотрении дела, в нарушение ст.26.11 КоАП РФ, не была дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.49 КоАП РФ истек 14.11.2020, в связи с чем он не мог быть привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о государственном оборонном заказе, о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из постановления об административном правонарушении, время совершения правонарушения - 22.11.2019 (абз. 6 стр. 8 постановления). При этом, дата 22.11.2019 является датой подписания акта анализа падения изделия УР «Вихрь-1», а не датой совершения вменяемого правонарушения. В акте анализа падения изделия УР «Вихрь-1» указано, что падение изделия зафиксировано 14.11.2019. То есть, датой совершения вменяемого правонарушения, при наличии такого правонарушения, должно было являться 14.11.2019 (дата падения изделия УР «Вихрь-1»),

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, является нарушение изготовителем обязательных требований в отношении оборонной продукции. Между тем, дата подписания акта анализа падения изделия УР «Вихрь-1» не является датой совершения административного правонарушения, данная дата всего лишь фиксирует момент подписания акта, а не момент нарушения изготовителем обязательных требований в отношении оборонной продукции.

Как следует из п. 5.2 уведомления 638 военного представительства Минобороны России о приостановке приемки и отгрузки военной продукции (краткое описание нарушений обязательных требований, установленных в отношении военной продукции), по результатам 19 счетных пусков получено 3 счетных отказа изделий, что не удовлетворяет требованиям п. 6.4.1 9-А-4172К.000 ТУ часть 2; дата проявления 3-го отказа - 14.11.2019.

То есть, в случае наличия вменяемого мне административного правонарушения, датой нарушения должно было являться 14.11.2019. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) должен был бы считаться от даты 14.11.2019.

Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (19.11.2020), срок давности привлечения меня к административной ответственности истек.

В связи с вышеизложенным, ФИО1 не мог быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.49 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Административным органом не установлено наличие вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку точную причину отказа изделия УР «Вихрь-1» не представляется возможным установить в связи с разрушением изделия, вследствие срабатывания боевой части.

Каких-либо исследований, экспертиз причин отказа изделия УР «Вихрь- 1» при проведении периодических испытаний УФАС по Нижегородской области не назначалось, причины отказа в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлены.

Как указано в акте анализа падения изделия УР «Вихрь-1», возможными причинами отсутствия управления являются не поступление сигналов с ПИ в АЭ, нештатная работа АЭ или нарушение монтажа (стр. 1 акта анализа падения). Более точно установить характер отказа невозможно, в связи с разрушением изделия, вследствие срабатывания боевой части (стр. 2 акта анализа падения).

Следовательно, выводы, указанные в акте анализа падения изделия от 22.11.2019, носят предположительный характер, установить точную причину падения изделия невозможно. При этом, причины отказа изделия УР «Вихрь-1» могут быть самыми различными: отказ покупных комплектующих деталей, изготовленных другими организациями, неблагоприятные погодные условия, недостатки конструкторской документации, проблемы в работе бортовых систем вертолета при пуске изделия и т.д.

То есть, в данном случае не представляется возможным установить причины отказа изделия УР «Вихрь-1», и, следовательно, наличие вины в совершении вменяемого правонарушения.

Административным органом при рассмотрении дела, в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ не выяснена вина ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения.

Административным органом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, так как отказ изделия УР «Вихрь-1» не является нарушением обязательных требований в отношении оборонной продукции.

Сами по себе отрицательные результаты периодических испытаний не свидетельствуют о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (в первую очередь, требований, установленных соответствующей технической документацией на определенные изделия).

В рассматриваемом случае, требования в отношении изделия 9-А-4172К.000 установлены техническими условиями 9-А-4172К.000ТУ2. Следует отметить, что с стороны ФИО1 каких-либо нарушений 9-А-4172К.000ТУ2 при производстве изделий 9-А-4172К.000 допущено не было.

Обязательные требования - обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором) (п. 3

Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.2012 № 1036).

Из указанного выше понятия обязательных требований следует, что обязательными для применения и исполнения требованиями являются только те требования, которые установлены законом, решениями госзаказчика, технической документацией либо госконтрактом. Следовательно, ответственность исполнителя по гособоронзаказу наступает только в случае нарушения установленных в соответствующем порядке требований.

Административным органом в оспариваемом постановлении сделан необоснованный вывод о том, что причинами и условиями, способствовавшими совершению правонарушения, послужили непринятие достаточных мер для соблюдения условий контракта (договора 1), заключенного в рамках государственного оборонного заказа (абз. 4 стр. 7 постановления).

При этом, каких-либо надлежащих и достаточных доказательств нарушения условий как государственного контракта от 26.07.2018, так и требований действующего законодательства о техническом регулировании и стандартизации, технических условий 9-А-4172К.000ТУ2 административным органом не представлено.

Довод о том, что АО «Концерн «Калашников» приняло на себя обязательства поставить оборонную продукцию в соответствии с установленными обязательными требованиями (абз. 7 стр. 6 постановления) не доказывает наличия события административного правонарушения по ст. 14.49 КоАП РФ, так как продукция, не соответствующая установленным обязательным требованиям к оборонной продукции, в адрес государственного заказчика не поставлялась.

Более того, отрицательные результаты периодических испытаний не свидетельствуют о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции. Проведение испытаний с целью выявления проблемных мест в конструкции и технологии и их исключения последующими мероприятиями оговаривается техническими условиями на все без исключения сложные изделия, в том числе, и для военной техники и вооружения, и является неотъемлемой частью обеспечения надежности этих изделий.

Необходимо отметить, что ГОСТ РВ 15.307-2002 и Технические условия 9-А- 4172К.000ТУ2 допускают повторные периодические испытания при получении отрицательных результатов испытаний при первичных испытаниях по графику проведения периодических испытаний. Следовательно, и ГОСТ и ТУ не исключают на стадии периодических испытаний возможность отказов изделий «Вихрь-1».

Предусмотренные ГОСТ РВ 15.307-2002 мероприятия, включающие в себя основные категории испытаний, порядок проведения испытаний, порядок предъявления изделий на испытания, направлены на многоуровневый контроль качества и приемки изготавливаемой продукции требованиям нормативнотехнической документации и другим условиям, указанным в договоре, в целях недопущения отгрузки заказчику некачественной продукции.

В силу п. 3.1.3 ГОСТ РВ 15.307-2002 приемосдаточные испытания - контрольные испытания изготовленной продукции, по результатам которых принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию.

Согласно п. 3.1.4 ГОСТ РВ 15.307-2002 периодические испытания - контрольные испытания образцов выпускаемой продукции, проводимые через установленные промежутки времени или по мере изготовления определенного объема продукции с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска.

В соответствии с п. 5.9 ГОСТ РВ 15.307-2002 принятыми считают изделия (партии продукции), которые выдержали приемосдаточные испытания при соблюдении действия на них положительных результатов периодических испытаний, промаркированы, укомплектованы, подвергнуты консервации и упакованы в соответствии с требованиями ТУ и условиями контрактов на поставку продукции; опломбированы ОКТ и ПЗ и на которые оформлены документы, удостоверяющие приемку продукции ПЗ.

Таким образом, периодические испытания не являются окончательными испытаниями, проводимыми при приемочном контроле, следовательно, не являются основанием для приемки изделия.

После получения отрицательных результатов периодических испытаний какие-либо документы на приемку продукции оформлены не были, поскольку наличие дефекта изделия было обнаружено на одном из этапов производственного контроля. Изделия, не прошедшие периодические испытания, в адрес заказчика не поставлялись.

То есть, отрицательные результаты периодических испытаний не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ, поскольку отсутствует нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции.

В рассматриваемом случае, отрицательные результаты периодических испытаний не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, причинение вреда либо угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, интересам и безопасности общества и государства. Экономические интересы государства также не были нарушены, так как стоимость поставляемой продукции, и соответственно, цена госконтракта не были увеличены.

В связи с вышеизложенным, следует отметить, что ФИО1 не было допущено нарушения обязательных требований в отношении оборонной продукции, принятые меры позволили достигнуть положительных результатов периодических испытаний и соответствия конечной продукции (изделий УР «Вихрь-1») требованиям 9-А-4172К.000ТУ2.

Между тем, административным органом, в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ не дана надлежащая правовая оценка указанным выше доводам; в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ не установлено событие административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении.

В судебное заседание заявитель жалобы ФИО1 не явился, извещен судом надлежащим образом, в связи, с чем на основании ст. 30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения жалобы в его отсутствие судья не усматривает.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении отменить. Пояснения дал аналогичные указанным в жалобе.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области не явился, извещен надлежащим образом,

Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы ФИО1, будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с ГОСТ РВ 52328-2005 «Продукция оборонная. Термины и определения» оборонная продукция - это продукция, предназначенная к поставке по государственному оборонному заказу. К оборонной продукции относится, в том числе военная продукция.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией», стандартизация оборонной продукции основывается принципе обязательности применения и исполнения требований документов по стандартизации оборонной продукции в отношении объектов стандартизации.

Согласно пункту 6 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, к документам по стандартизации оборонной продукции, в которых устанавливаются требования к оборонной продукции, процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, относятся: а) межгосударственные военные стандарты; б) государственные военные стандарты; в) отраслевые военные стандарты; г) межгосударственные стандарты с военными дополнениями к ним; д) национальные стандарты с военными дополнениями к ним; е) отраслевые стандарты с военными дополнениями к ним; ж) государственные военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; з) национальные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; и) отраслевые военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; к) отраслевые стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; л) государственные военные стандарты военного положения; м) государственные стандарты военного положения; н) отраслевые военные стандарты военного положения; о) отраслевые стандарты военного положения; п) межгосударственные и национальные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; р) отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; с) межгосударственные стандарты, национальные стандарты, отраслевые стандарты и информационно-технические справочники; т) стандарты организаций, а также технические условия (как вид стандарта организации); у) правила стандартизации и рекомендации по стандартизации оборонной продукции; ф) классификатор стандартов на оборонную продукцию; х) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; ц) единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд; ч) нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники; ш) основополагающие государственные военные стандарты.

Согласно пункту 12 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, в случае необходимости применения документов по стандартизации, сведения о которых не включены в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции, могут применяться документы по стандартизации, указанные в пунктах 1 - 4 статьи 14 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Решение о применении таких документов по стандартизации принимается государственным заказчиком государственного оборонного заказа или головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу по согласованию с государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом; технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором).

В соответствии с пунктами 1, 13 и 14 части 2 статьи 8 Федерального закона Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из материалов дела в адрес Нижегородского УФАС России поступило уведомление 638 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о приостановки приемки и отгрузки продукции - 9-А-4172К.000 (управляемая ракета «Вихрь-1»).

Установлено, что 26 июля 2018 года Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) заключило с АО «Концерн «Калашников» (Поставщик) государственный контракт на поставку управляемых ракет «Вихрь-1» в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Предметом поставки указанного государственного контракта является поставка изделия - 9-А-4172К.000 (управляемая ракета «Вихрь-1»).

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

По смыслу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» АО «Концерн «Калашников» является головным исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п.п. 1, 10, 11, 12, 14, 15 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель: определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам); обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений; принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта; обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и (или) государственным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В соответствии с п. 4, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в РФ» целями и задачами стандартизации является: обеспечение обороны страны и безопасности государства; повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Согласно п. 3.1 Рекомендаций по стандартизации терминов и определений в области оборонной продукции, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.2002 № 118-ст оборонная продукция: продукция, предназначенная к поставке для федеральных нужд по государственному оборонному заказу.

В соответствии с Положением о военных представительствах Министерства обороны РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804, военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами).

Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Согласно п. 4.1 ГОСТ РВ 15.307-2002, изготовленная продукция до ее отгрузки Заказчику подлежит испытаниям и приемке с целью удостоверения в ее годности к использованию в соответствии с требованиями, установленными в ТУ и контрактах на поставку.

Периодические испытания - контрольные испытания образцов выпускаемой продукции, проводимые через установленные промежутки времени или по мере изготовления определенного объема продукции с целью контроля стабильности качества продукции и возможности ее выпуска (п. 3.1.4 ГОСТ РВ 15.307-2002).

Согласно требованиям п. 7.1 ГОСТ РВ 15.307-2002 «Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий» периодические испытания проводят в объеме и последовательности, которые установлены в технических условиях для данной категории испытаний.

Под изделием военной техники понимается образец (комплекс, система), входящие в него составные части, изделия межотраслевого применения, а также оборудование и аппаратура для обеспечения испытаний, эксплуатации и ремонта, создаваемый по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика) и (или) по документации, утвержденной (согласованной) заказчиком военной техники (пункт 3.1.2 ГОСТ РВ 0015-001-2011 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Основные положения»).

Военная техника является частью военной продукции (ГОСТ РВ 515402005 «Военная техника. Термины и определения»). В соответствии с ГОСТ РВ 52328- 2005 «Продукция оборонная. Термины и определения» оборонная продукция — это продукция, предназначенная к поставке по государственному оборонному заказу. К оборонной продукции относится в том числе военная продукция.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон о стандартизации) порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 11 Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 №822 (Положение о стандартизации), стандартизация оборонной продукции осуществляется в том числе в соответствии с принципом обязательности применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции, устанавливаемой государственными заказчиками оборонного заказа в соответствии с областью распространения и сферой действия таких документов.

Согласно пунктам 12, 15 Положения о стандартизации в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, могут применяться документы по стандартизации, используемые на территории Российской Федерации, решение о применении которых устанавливается государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа или головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа.

В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 2 Закона о стандартизации документ по стандартизации - это документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о стандартизации применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-фЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о техническом регулировании в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, в том числе установленные государственными контрактами (договорами).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором).

Технические условия являются обязательными требованиями в отношении указанной продукции.

Как ранее уже выше указано, АО «Концерн «Калашников» с Минобороны России заключен государственный контракт от 26.07.2018 на поставку УР «Вихрь-1» (далее - ГК № 5091).

В рамках данного госконтракта были проведены контрольные летные испытания (КЛИ) УР 9-А-4172К.000 летнего периода 2019 г., по результатам которых были получены следующие отказы изделий 9-ЖФ-4172КТ и 9-А-4172К:

1) отказ УР 9-А-4172К.000 зав. № 8937 партии 04-19. Согласно акта предварительного анализа, причиной отказа изделия 9-А-4172К.000 зав. № 8937 является отказ покупного комплектующего - изделия ВЛ-ЗД-17 партии 2-19 (изготовитель - АО «НПП «Краснознаменец»);

2) отказ УР 9-ЖФ-4172КТ.000 (ТМ вариант) зав. № 9064 партии 04-19. Вероятная причина отказа - отказ аппаратуры электронной 9-ЕЕ-4172К.000, изготовленной АО «Сарапульский радиозавод». Точную причину отказа изделия установить не представляется возможным, так как при столкновении с поверхностью земли изделие 9-ЖФ-4172КТ зав. № 9064 было полностью разрушено;

3) отказ УР 9-А-4172К.000 зав. № 8934 партии 04-19. Точную причину отказа установить не представляется возможным в связи с разрушением изделия вследствие срабатывания боевой части.

Согласно уведомлению, 638 военное представительство Министерства обороны РФ приостановило приемку и отгрузку продукции - 9-А-4172К.000 УР «Вихрь-1», по государственному контракту от 26.07.2018, заключенный во исполнение государственного оборонного заказа из-за отрицательных периодических испытаний, предусмотренных конструкторской документацией на данную продукцию. Получены отрицательные результаты контрольно-летных испытаний изделий 9-А- 4172К.000 летнего периода 2019 г. По результатам 19 счетных пусков получено 3 счетных отказа изделий, что не удовлетворяет требованиям п. 6.4.1 9-А-4172К.000 ТУ часть 2.

Испытания проводились на испытательном полигоне (п. Смолино) ФБУ «ЗЦНИИ Минобороны России», дата проявления 3-го отказа 14.11.2019 г.

Сославшись на это приостановление, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области указало на то, что ФИО1 совершил правонарушение, предусмотренное статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение должностным лицом исполнителя обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и законодательством РФ о стандартизации.

Исходя из диспозиции ст. 14.49 КоАП РФ, а также положений ст. ст. 1.5 и 2.4 КоАП РФ для установления вины ФИО1 по настоящему делу следует доказать, что оборонная продукция - изделие 9-А-4172К.000 (управляемая ракета «Вихрь-1»), выпускаемая дивизионом производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» не соответствовала обязательным требованиям в отношении оборонной продукции, связанным с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, условиями контракта; а также что такое несоответствие имело место в связи с виновными действиями (бездействием) ФИО1, ненадлежащим образом исполнявшего свои должностные обязанности по организации производства и приемки изготовленной продукции.

По настоящему делу бесспорно доказанными являются факты того, что:

- изготовленное дивизионом производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» изделие 9-А-4172К.000 (управляемая ракета «Вихрь-1»), не выдержало периодических испытаний

- и, что дивизионом производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» в момент выпуска этих изделий руководил ФИО1

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

При таких обстоятельствах и с учетом диспозиции ст. 14.49 КоАП РФ, следует прийти к выводу о том, что в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.49 КоАП РФ может иметь место в случае, если им не организована или ненадлежащим образом организована работа как производства дивизиона производства спецтехники АО «Концерн «Калашников» в целом, так и труд отдельных подразделений и работников этого производства, в результате чего были нарушены требования законодательства о техническом регулировании и о стандартизации, и что в конечном итоге привело к нарушению требований законодательства к выпускаемой военной продукции.

Такие нарушения, исходя из требований, указанных в перечисленных выше нормативных правовых актах, Технических условиях, должностных инструкциях могут выражаться в:

- привлечении к процессу производства неквалифицированных работников;

- отсутствии у работников необходимых инструментов;

- применении на производстве некачественных материалов;

- несоблюдении технологического процесса сборки исполнительных механизмов;

- несоблюдении требований к контролю качества продукции;

- и иных подобных нарушениях, о которых ФИО1 знал, предвидел вредные последствия подобного положения дел и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично - в таком случае в его действиях имела бы место вина в виде умысла, ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ. Либо знал и предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий или не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть, что образовывало бы его вину в форме неосторожности, ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ.

Однако в материалах дела доказательства существования подобных нарушений отсутствуют.

При рассмотрении дела административным органом имела место лишь констатация факта выпуска бракованных изделий 9-ЖФ-4172КТ и 9-А-4172К и наличия единственного на заводе должностного лица, ответственного за организацию производства такого изделия – ФИО1

То есть рассмотрение дела ограничивалось фиксацией определенных событий без выяснения вопроса о том, имеется ли состав административного правонарушения в действиях именно ФИО1

Исследование же (на основании имеющихся в деле доказательств) вопроса о причинах брака, допущенных при производстве изделий 9-ЖФ-4172КТ и 9-А-4172К, позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно Системе государственных испытаний продукции (ГОСТ 16504-81), периодические испытания - это контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и в сроки, установленные нормативно-технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска; приемо-сдаточные испытания - это контрольные испытания продукции при приемочном контроле.

В силу пункта 7.1 Основных положений системы разработки и постановки продукции на производство военной техники, испытаний и приемки серийных изделий, утвержденных ГОСТом РВ 15.307-2002, периодические испытания проводят с целью периодического контроля качества продукции; контроля стабильности технологического процесса в период между предшествующими и очередными испытаниями; подтверждения возможности продолжения изготовления продукции по действующей конструкторской (включая ТУ на изделие), технологической документации и НД и ее приемки.

Как указал Врио начальника 638 военного представительства Министерства обороны РФ ФИО4, составивший донесение о приостановке приемки и отгрузки, указанные недостатки были выявлены в ходе периодических (контрольно-летных испытаний), а не приемо-сдаточных испытаний.

В силу п. 3.1.3 ГОСТ РВ 15.307-2002 приемосдаточные испытания - контрольные испытания изготовленной продукции, по результатам которых принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию.

Согласно п. 3.1.4 ГОСТ РВ 15.307-2002 периодические испытания - контрольные испытания образцов выпускаемой продукции, проводимые через установленные промежутки времени или по мере изготовления определенного объема продукции с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска.

В соответствии с п. 5.9 ГОСТ РВ 15.307-2002 принятыми считают изделия (партии продукции), которые выдержали приемосдаточные испытания при соблюдении действия на них положительных результатов периодических испытаний, промаркированы, укомплектованы, подвергнуты консервации и упакованы в соответствии с требованиями ТУ и условиями контрактов на поставку продукции; опломбированы ОКТ и ПЗ и на которые оформлены документы, удостоверяющие приемку продукции ПЗ.

Таким образом, периодические испытания не являются окончательными, проводимыми при приемочном контроле.

В соответствии с техническими условиями 9-А-4172К.000ТУ2, вероятность безотказного функционирования изделия (показатель надежности) должна быть не ниже 0,91 (п. 4.1 9-А-4172К.000ТУ2). То есть, показатель требований надежности при испытании не равен единице.

Следовательно, 9-А-4172К.000ТУ2 не исключают, а напротив, прямо допускают возможность отказа изделий в определенной выборке с определенным допущением, в также оговаривают порядок действий в случае получения отказа.

Отказ изделий 9-ЖФ-4172КТ и 9-А-4172К не является нарушением обязательных требований в отношении оборонной продукции (технических условий 9-А-4172К.000ТУ2), так как возможность данного отказа прямо предусмотрена самими условиями 9-А-4172К.000ТУ2.

ГОСТ РВ 15.307- 2002 и Технические условия 9-А-4172К.000ТУ2 допускают повторные периодические испытания при получении отрицательных результатов испытаний при первичных испытаниях по графику проведения периодических испытаний.

Как следует из извещений 18 марта 2020 года , летная часть контрольных работ изделий 9-А-4172К завершена. Предварительный результат положительный.

Поскольку результат периодических испытаний вышеназванного изделия не являются основанием для приемки изделия на момент возбуждения дела об административном правонарушении изделия не подвергались приемо-сдаточным испытаниям, значит, не имеется оснований утверждать, что ФИО1 нарушены обязательные требования в отношении оборонной продукции. Кроме того, поставка изделии 9-А-4172К.000 (управляемая ракета «Вихрь-1») в рамках государственного контракта в установленные сроки и с надлежащим качеством выполнена, а выявленные ранее недостатки качества установлены в рамке испытаний до передачи изделий по Акту технической приемки.

Ненадлежащее исполнение лично ФИО1 своих должностных обязанностей, повлекшее изготовление продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства не доказано.

На основании изложенного, оспоренное постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области .49-2186/2020 от 19.11.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.49 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.

Судья: Пестряков Р.А.