ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2021 от 25.11.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 21-158/2021 (в суде первой инстанции дело № 12-49/2021)

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

25 ноября 2021 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Кондратьева Д.В. на постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 24 февраля 2021 года и решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника), ООО «Агентство «Горный Алтай» Кондратьева Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 24 февраля 2021 года учредитель (участник) ООО «Агентство «Горный Алтай» Кондратьев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2021 года данное постановление оставлено без изменения.

С указанными постановлением и решением не согласился Кондратьев Д.В., в жалобе направленной в Верховный Суд Республики Алтай просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на их незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что в судом сделан необоснованный вывод о неполучении корреспонденции организацией ООО «Агентство «Горный Алтай», поскольку согласно имеющегося в материалах дела отчета об отслеживании почтовых отправлений письмо с идентификатором получено организацией, что свидетельствует о фактическом нахождении организации по указанному адресу. Каких-либо доказательств свидетельствующих о возврате корреспонденции в материалах дела не имеется, налоговым органом и органом статистики не представлено. Сам по себе факт непредставления Кондратьевым Д.В., как учредителем, сведений об адресе данной организации не указывает на то, что организация по заявленному адресу не располагается. Отсутствие возражений участников общества об исключении его из реестра не может являться доказательством недостоверности адреса. Судом не мотивирован отказ в возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, суд необоснованно отказал в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, в то же время рассмотрел жалобу по существу.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Немова А.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона №129-ФЗ).

В силу пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно данным нормам права после получения информации налоговый орган проводит проверку достоверности сведений, уведомляет юридическое лицо о необходимости представления достоверных сведений. Со своей стороны, юридическое лицо обязано сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений.

В рамках данных норм Управлением <дата> вх. в качестве заинтересованного лица представлено заявление по форме на основании данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Согласно п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать то обстоятельство, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.) При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Как следует из материалов декла в адрес ООО «Агентство «Горный Алтай» было направлено уведомление о предоставлении достоверных сведений о юридическом адресе (почтовый реестр от <дата> почтовый идентификатор , возвращено отправителю за истечением срока хранения. Указание в отчете об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором сведений о вручении отправления адресату 03 сентября 2020 года является ошибочным, что следует из ответа УФПС по Республике Алтай. Данный факт также является подтверждением информации, представленной органами статистики о неполучении отправляемой корреспонденции и свидетельствует о недостоверности сведений об адресе юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем доводы Кондратьева Д.В. об обратном приняты быть не могут.

В связи с этим учредителю ООО «Агентство «Горный Алтай» Кондратьеву Д.В. в соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ 18 августа 2020 года направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица от <дата> по адресу: <адрес> (вручено адресату 26 августа 2020 года) и по адресу: <адрес> (вручено адресату 28 августа 2020 года).

Как следует из материалов дела Кондратьев Д.В. в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности не сообщил в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения и не представил документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ в отношении Кондратьева Д.В. составлен протокол об административном правонарушении от <дата>, о времени и месте составления которого Кондратьев Д.В. был извещен надлежащим образом, что следует из уведомления от <дата>, реестра внутренних почтовых отправлений от <дата>, сведений об отслеживании почтовых отправлений.

Постановлением руководителя УФНС России по Республике Алтай от 24 февраля 2021 года учредитель ООО «Агентство «Горный Алтай» Кондратьев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и вина Кондратьева Д.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов дела и сведений ЕГРЮЛ Кондратьев Д.В. является единственным учредителем (участником) юридического лица – ООО «Агентство «Горный Алтай», и соответственно, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ является надлежащим субъектом данного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об обоснованности привлечения Кондратьева Д.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, поскольку, будучи обязанным в силу закона представить в течение тридцати дней с момента направления уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица, указанные сведения не представил.

Равным образом довод жалобы о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признании вмененного Кондратьеву Д.В. административного правонарушения малозначительным, не влечет отмену вынесенных судебных актов.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований законодательства о регистрации юридического лица, в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей и непредоставлении данных об адресе местанахождения юридического лица, которое, помимо иных последствий, может повлечь воспрепятствование реализации государственным органом его контрольных надзорных функций, а также причинение убытков лицам, полагавшимся на указанные сведения единого государственного реестра юридических лиц.

Доказательства, подтверждающие принятие Кондратьевым Д.В. всех зависящих от него мер по организации выполнения публично-правовых обязанностей с целью соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, основания для признания его малозначительным отсутствуют.

Доводы жалобы о несогласии с отказом судьи районного суда о восстановлении срока на обжалование постановления не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае жалоба судьей районного суда рассмотрена по существу.

По существу в жалобе Кондратьева Д.В. не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении Кондратьева Д.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, который исчисляется с 18 сентября 2020 года.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Кондратьева Д.В. не усматривается.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таком положении оснований для отмены или изменения постановления, решения должностных лиц и решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Шмаковой О.Ю. от 24 февраля 2021 года и решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении учредителя (участника) ООО «Агентство «Горный Алтай» Кондратьев Д.В. оставить без изменения, жалобу Кондратьева Д.В. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай С.Н. Чертков