ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2022 от 09.02.2022 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Мировой судья Солос О.Н. (5-477/2021(69))

12-49/2022

УИД 55MS0069-01-2021-004407-42

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

09 февраля 2022 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть № 9» (БУЗОО «КМСЧ № 9»), <адрес>

на постановление по делу об административном правонарушении № 5-477/2021, вынесенное 16.12.2021 мировым судьей судебного участка № 69 в Октябрьском судебном районе в городе Омске, которым БУЗОО «КМСЧ № 9» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-477/2021 БУЗОО «КМСЧ № 9» признано виновным в том, что организацией не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны (убежище, укрытие).

В судебном заседании первой инстанции защитник законного представителя БУЗОО «КМСЧ №9» по доверенности Кайдаулов В.А. вину в совершении административного правонарушения не признал.

Мировым судьёй вынесено в отношении БУЗОО «КМСЧ № 9» постановление о назначении административного наказания.

БУЗОО «КМСЧ № 9» в лице защитника по доверенности Кайдаулова В.А. обжаловало постановление по делу об административном правонарушении в Октябрьский районный суд г. Омска, в обоснование указав, что материалы дела не содержат доказательств вины, а также игнорирования учреждением обязательных требований в области гражданской обороны. На протяжении всего периода деятельности учреждения (с 1977 года до настоящего времени) предписания о строительстве убежища надзорными органами не выносились, проверки в рамках вопросов защитных сооружений не проводились, из чего следует, что работа со стороны органов исполнительной власти в рамках их полномочий по созданию защитных сооружений для БУЗОО «КМСЧ № 9» не проводилась.

Срок для обжалования не пропущен. Копия постановления получена БУЗОО «КМСЧ № 9» 23.12.2021, жалоба направлена в суд 29.12.2021, что подтверждается штампом суда первой инстанции.

В судебное заседание для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законный представитель БУЗОО «КМСЧ № 9» либо его защитник не явился, извещен судом надлежаще.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший инспектор ТОНД и ПР по ОАО г. Омска Поделец М.С., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены либо изменения, руководствуясь следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне, Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона № 28-ФЗ).

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

На основании статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны, помимо прочего, планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: - по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок № 1309) к объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Пунктом 3 Порядка №1309 определено, что убежища создаются, в том числе:

- для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве ЗС ГО, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.

Согласно пункту 7 Порядка №1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

Согласно пункту 8 Порядка №1309 федеральные органы исполнительной власти:

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения;

организуют создание объектов гражданской обороны;

принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно пункту 9 Порядка №1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно пункту 10 Порядка №1309 организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила № 804).

В соответствии с пунктом 2 названных Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие мобилизационные задания (заказы). Пунктом 4 Правил № 804 определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС России.

В соответствии с пунктом 1 примечания приказа МЧС России от 28.11.2016 № 632дсп определено, что организации, продолжающие работу в военное время, при отсутствии основного показателя для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне подлежат к отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя из следующих показателей численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены) от 200 до 1000 (от 100 до 500) и относятся ко второй категории по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 07.06.2018 № 244дсп в приказ МЧС России от 28.11.2016 № 632дсп в примечание 1 внесены изменения, пункт примечания изложен в новой редакции: организации, имеющие мобилизационный задания (заказы) при отсутствии основного показателя по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и дополнительных показателей, подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя показаний численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены). Ко второй категории по гражданской обороне относятся организации: с численностью работающих в военное время от 200 до 1000 человек; наибольшая работающая смена которых составляет от 100 до 500 человек.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 № 705/пр утвержден и введен в действие "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90" (далее - СП 165.1325800.2014).

Согласно пунктам 7.17 - 7.19 СП 165.1325800.2014 при организации защиты нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения в противорадиационных укрытиях или укрытиях численность нетранспортабельных больных следует принимать не менее 10% общей проектной вместимости учреждений здравоохранения в мирное время. В защитных сооружениях учреждений здравоохранения, действующих в мирное время и имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, развертываемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать основные функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что БУЗОО «КМСЧ № 9» отнесено ко второй категории по гражданской обороне.

В соответствии с Положением о гражданской обороне БУЗОО «КМСЧ № 9», утвержденным главным врачом, руководителем гражданской обороны БУЗОО «КМСЧ № 9» от 14.10.2016, медсанчасть в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы финансовых, материально-технических, медицинский и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 8).

29.10.2021 на основании решения начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому АО г. Омска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области от 15.10.2021 № 13 должностным лицом отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области проведена плановая выездная проверка в отношении БУЗОО «КМСЧ № 9», в ходе которой выявлены нарушения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации № 804, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; пунктов 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309; пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.1 1.2008 № 687, выявлен факт невыполнения БУЗОО обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно: БУЗОО не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны (убежище, укрытие).

В связи с выявленными нарушениями 29.10.2021 в отношении БУЗОО «КМСЧ № 9» был составлен протокол № 8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

БУЗОО «КМСЧ № 9» в судебном заседании суда первой инстанции не отрицало, что относится к субъектам, включенным в пункт 3 Порядка, для которых создание убежищ является обязательным, является категорированной организацией и располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

Лечебное учреждение относится к мобилизационным. С учетом медицинского профиля деятельности, количества одновременно пребывающих медицинских работников, персонала, посетителей и больных наличие убежища является необходимым.

Сведений об исключении в настоящее время БУЗОО «КМСЧ № 9» в установленном порядке из числа организаций, обязанных иметь ЗС ГО, материалы дела не содержат.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, решением о проведении плановой выездной проверки от 15.10.2021 № 13, актом плановой выездной проверки от 29.10.2021 № 13, протоколом осмотра от 21.09.2021, выпиской из плана создания объектов гражданской обороны на территории Омской области; копиями свидетельств о регистрации права оперативного управления, выписками из ЕГРН на объекты, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 5-я Кордная, 73.

Вопреки позиции БУЗОО «КМСЧ № 9», отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка, по созданию в БУЗОО убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны. БУЗОО «КМСЧ № 9» имело право обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов.

Зависимость пункта 10 Порядка № 1309 с пунктами 7 - 9 Порядка № 1309 подразумевает не бездействие БУЗОО «КМСЧ № 9», а доведение до органов власти потребности в выполнении мероприятий по созданию защитных сооружений гражданской обороны для случая, когда это обязательно по закону, как в данной ситуации.

Иное толкование представителем БУЗОО «КМСЧ № 9» положений действующего законодательства не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области на момент проведения проверки не установило совершения учреждением достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства.

Мировой судья верно пришел к выводу, что действия БУЗОО «КМСЧ № 9» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Всем исследованным при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательствам мировым судьёй дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с данной оценкой судья районного суда не усматривает. Доводы жалобы воспроизводят возражения правонарушителя при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и влекущих отмену вынесенного постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, не допущено.

Административное наказание назначено минимальное предусмотренное соответствующей санкцией, является законным и обоснованным в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьёй в установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении № 5-477/2021, вынесенное 16.12.2021 мировым судьей судебного участка № 69 в Октябрьском судебном районе в городе Омске, которым БУЗОО «КМСЧ № 9» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья: ________________ Т.Г. Глазкова