ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2022 от 11.07.2022 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело 12-49/2022

27RS0020-01-2022-000029-22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

11 июля 2022 года г. Николаевск-на-Амуре

Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Куксенко А.И., с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевича Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Николаевского муниципального района ФИО1 на постановление должностного лица - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 по делу №027/04/7.30-1565/2021 от 16.12.2021 о привлечении главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 по делу № 027/04/7.30-1565/2021 об административном правонарушении от 16.12.2021 должностное лицо - глава администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с постановлением по делу глава Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что несоответствие проекта муниципального контракта типовой форме контракта являются несущественными и незначительными.

1. Пунктом 1.3 проекта контракта предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками Товара, указанными в настоящем контракте. При этом не допускается замена Товара или страны (стран) происхождения Товара, или производителя Товара, в отношении которого нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, иначе как в порядке, предусмотренном такими нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, положения пункта 1.3 полностью соответствуют требованиям ч. 6 ст. 14. ч. 7 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

2. Пункт 3.3 проекта муниципального контракта не содержит информацию о периодичности исследования товара на предмет качества и безопасности, тогда как срок действия контракта установлен.

Вместе с тем, требования о периодичности проведения экспертизы определены в сноске 7 на странице 3 проекта муниципального контракта в зависимости от срока действия контракта.

Согласно указанной сноске "7 В случае если срок действия Контракта составляет более 3 месяцев, экспертиза проводится не реже 1 раза в 3 месяца, в случае если срок действия Контракта составляет менее 3 месяцев, проведение указанной экспертизы осуществляется не менее одного раза в течение срока действия Контракта".

3. В пункте 4.4 не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная типовой формой контракта.

Однако, пункт 4.4 проекта муниципального контракта полностью соответствует пункту 4.4 типовой форме контракта, за исключением подпункта 4.4.8 проекта муниципального контракта, который согласно типовой форме контракта должен быть под номером 4.4.5.

4. Пункт 7.15 проекта муниципального контракта не предусмотрен типовой формат контракта.

Согласно пункту 7.15 проекта муниципального контракта сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Указанная норма предусмотрена ч. 9 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе и является императивной.

5. Пункт 11.6 проекта муниципального контракта не предусмотрен типовой формой контракта.

Согласно пункту 11.6 проекта муниципального контракта изменение по соглашению Сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема Товара, подлежащего оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможны в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Вместе с тем, положения пункта 11.6 проекта муниципального контракта полностью соответствуют положениям пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, ч. 5 статьи 78.1. ч. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

6. Приложение 1 проекта муниципального контракта не соответствует приложению 1 типовой формы контракта (отсутствует столбец 8).

Столбец 8 приложения 1 типовой формы контракта указывается при поставке товара в случае, если количество поставляемого товара невозможно определить, и заказчик в соответствии с ч. 24 ст. 22 Федерального закона о контрактной системе определяет начальную цену единицы товара, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены государственного (муниципального) контракта (контракта), а количество поставляемого товара определяется по заявкам заказчика.

При осуществлении закупки количество товара было определено, в связи с чем, наличие в приложении 1 проекта муниципального контракта столбца 8 не требовалось.

7. Наименование приложения 2 проекта муниципального контракта не соответствует наименованию приложения 2 проекта муниципального контракта.

Наименование приложения 2 типовой формы контракта звучит "Техническое задание". Наименование приложения 2 проекта муниципального контракта звучит "Техническая часть".

Вышеуказанные отступления не являются существенными и не изменяют условия закупки и порядок ее исполнения. В данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 KoAП РФ о малозначительности административного правонарушения.

Императивные требования бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе не нарушены.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевич Д.С., просил суд обжалуемое постановление оставить без изменения как законное и обоснованное. Считает, что вина Главы Администрации Николаевского муниципального района ФИО1 доказана материалами дела. Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.

В судебное заседание глава Николаевского муниципального района ФИО1, должностное лицо (административный орган), вынесшее постановление, не явились, извещены в надлежащем порядке и заблаговременно, причин уважительности невозможности явки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть поданную жалобу в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам, по правилам ст. ст.25,1, 25.4, 25.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, в том числе истребованные из административного органа, выслушав лицо, участвующее в деле, суд приходит к следующим выводам.

Как установил суд, постановлением должностного лица - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 16.12.2021 по делу № 027/04/7.30-1565/2021 об административном правонарушении должностное лицо - глава администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Согласно указанного постановления городской прокуратурой в рамках проверки исполнения администрацией Николаевского муниципального района законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при утверждении документации к совместному электронному аукциону с реестровым номером 0122300006321000051 допущены нарушения, связанные с изменением типового контракта.

02.06.2021 в ЕИС размещен совместный электронный аукцион на поставку молока питьевого и яиц куриных в скорлупе свежих для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района, документация о проведении которого утверждена 02.06.2021 (реестровый номер извещения 0122300006321000051).

Из анализа проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации к аукциону следует, что администрацией Николаевского муниципального района в проектах контрактов допущены следующие отклонения от содержания Типового контракта: пункт 1.3 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 3.3 проектов контрактов не содержит информации о периодичности исследования товара на предмет качества и безопасности, тогда как срок действия контракта установлен; в пункте 4.4. не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная Типовым контрактом; пункт 7.15 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 11.6 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; приложение 1 проектов контрактов не соответствует приложению 1 Типового контракта (отсутствует столбец 8); наименование приложения 2 проектов контрактов не соответствует наименованию приложения 2 Типового контракта.

Таким образом, администрацией Николаевского муниципального района допущены изменения условий типового контракта при размещении извещения о проведении совместного аукциона для муниципальных нужд.

В действиях главы администрации Николаевского муниципального района ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на момент совершения деяния) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (действовавших на момент совершения деяния) типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются ответственными органами и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.

В соответствии с пунктом 5 Правил проекты нормативных правовых актов, утверждающих типовой контракт, типовые условия контракта, подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания согласно приложению № 1 к настоящему приказу, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.

В рамках данных закупок подлежит применению вышеуказанный типовой контракт.

Исходя из анализа проектов контрактов, размещенных в составе документации о закупке, установлено, что проекты полностью не соответствуют требованиям приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 № 140.

Как установил суд, и должностное лицо при рассмотрении дела, в проектах контрактах допущены следующие отклонения от содержания типового контракта: пункт 1.3 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 3.3 проектов контрактов не содержит информации о периодичности исследования товара на предмет качества и безопасности, тогда как срок действия контракта установлен; в пункте 4.4. не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная Типовым контрактом; пункт 7.15 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 11.6 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; приложение 1 проектов контрактов не соответствует приложению 1 Типового контракта (отсутствует столбец 8); наименование приложения 2 проектов контрактов не соответствует наименованию приложения 2 Типового контракта.

Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 10.03.2017 № 231-па (далее - постановление) утверждено «Положение о порядке взаимодействия заказчиков Николаевского муниципального района с уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков Николаевского муниципального района» (далее - Положение).

В силу п. 2 Постановления на отдел закупок для муниципальных нужд администрации Николаевского муниципального района возложено осуществление функций уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков Николаевского муниципального района.

В соответствии с п. 3.1.29 при обнаружении потребности в закупках одних и тех же товаров, работ, услуг у нескольких заказчиков уполномоченный орган вправе консолидировать их в одну процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соглашения между заказчиками путем проведения совместных конкурсов и аукционов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченного органа при проведении совместных конкурсов или аукционов определяется соглашением сторон.

Согласно п. 3.2.2 соглашения о проведении совместного аукциона на поставку молока питьевого и яиц куриных для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района от 22.05.2021 № 7, организатором совместного аукциона по которому выступает администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице главы ФИО1, организатор совместного аукциона выполняет функции, в том числе по утверждению документации об аукционе.

В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 34 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет полномочия, в том числе, по руководству и осуществлению контроля за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений.

Распоряжением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 26.09.2018 № 306-рл «О главе Николаевского муниципального района Хабаровского края» на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 18.09.2018 № 1-8 «Об избрании главы Николаевского муниципального района» ФИО1 признан продолжающим осуществление полномочий главы Николаевского муниципального района Хабаровского края на постоянной основе с 26.09.2018 в связи с избранием на должность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, глава администрации Николаевского муниципального района ФИО1 не выполнил установленные Федеральным законом №44-ФЗ требования и не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельств, объективно подтверждающих невозможность надлежащего исполнения требований закона о выполнении установленных Федеральным законом №44-ФЗ требований в сфере закупок, при рассмотрении дела судом не установлено и со стороны главы администрации Николаевского муниципального района ФИО1 суду не представлены.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Николаевского-на-Амуре городского прокурора от 23.11.2021, постановлением об утверждении Положения о порядке взаимодействия заказчиков Николаевского муниципального района с уполномоченным органом по определению поставщиков конкурентными способами для заказчиков Николаевского муниципального района №231-па от 10.03.2017, соглашением № 7 о проведении совместного аукциона на поставку молока питьевого и яиц куриных для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района от 22.05.2021, заявкой на закупку, контрактом № 250 на поставку молока питьевого и яиц куриных от июня 2020, скриншотом с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, распоряжением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края №306-рл от 26.09.2018 и иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая правовая оценка в рамках требований ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с данными выводами у суда не имеется.

Доводы жалобы о том, что несоответствие проекта муниципального контракта типовой форме контракта являются несущественными и незначительными несостоятельны, поскольку на заказчика возложена обязанность применять типовой контракт, типовые условия контракта, размещенные в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов. При этом заказчик не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Доказательства получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ при вынесении постановления об административном правонарушении, иных процессуальных документов по делу, судом не установлены.

Полномочия административного органа по вынесению постановления об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст.28.3, ст.28.4 КоАП РФ. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.

Разрешая вопрос о малозначительности в рамках положений ст.2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что совершенное главой Николаевского муниципального района ФИО1 правонарушение не может быть признано малозначительным.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья и орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Основываясь на приведенных нормах, а также принимая во внимание, что совершенное главой администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные интересы, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, суд приходит к выводу, что указанное правонарушение нельзя признать малозначительным, ФИО1 не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела также не содержат и не представлены в судебное заседание самим заявителем по жалобе.

Действия (бездействие) главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 связаны с не выполнением установленных Федеральным законом №44-ФЗ требований и не принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

При этом применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, уполномоченных разрешить дело.

Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Оснований для применения положений, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 по делу № 027/04/7.30-1565/2021 от 16.12.2021 о привлечении главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей - оставить без изменения, жалобу главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его получения.

Судья А.И. Куксенко