ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2022 от 16.05.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Судья Калгина Л.Ю. Дело №7-21-271/2022

(1-я инстанция №12-49/2022)

УИД 75RS0002-01-2022-001013-25

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Чита 16 мая 2022 г.

Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Беляева В.К. на постановление государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 0904-3Вн/01-0122 от 28.01.2022 и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 25.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее также – учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0904-3Вн/01-0122 от 28.01.2022 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 25.03.2022 постановление изменено путем снижения назначенного административного штрафа до 150 000 рублей.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, и дополнениях к ней защитник учреждения Беляев В.К. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов, как незаконных, и прекращении производства по делу, полагая, что административным органом допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), выразившиеся в проведении проверки не на предмет исполнения ранее выданного предписания от 09.04.2021, о чем указано в решении о проведении проверки от 25.10.2021, а на предмет соблюдения учреждением обязательных требований, что, по мнению защитника, свидетельствует о выходе за пределы обозначенного предмета проверки при несоблюдении самой формы внеплановой проверки. Также, по мнению защитника, учреждение дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, в том числе, за пределами срока давности. В дополнениях к жалобе защитник сослался на то, что в нарушение требований ст. 27.10 КоАП РФ при отборе проб не участвовали понятые, и не применялась видеозапись, поэтому, по его мнению, полученные результаты исследования являются ненадлежащими доказательствами.

Жалоба подана в срок, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник учреждения Беляев В.К. жалобу и дополнения к ней поддержал.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав защитника Беляева В.К., прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в период с 06.08.2021 по 19.08.2021 должностными лицами Росприроднадзора с привлечением экспертов на основании решения врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № РЕ-09/3 от 03.08.2021 с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений № 0904-16Вн-П/004-0321 от 09.04.2021 и № 0904-1215Пл-П/007-0920 от 23.10.2020 (в части п. 53) проведена внеплановая выездная проверка в отношении учреждения, эксплуатирующего НВОС очистные сооружения по адресу: <адрес>

В ходе данной проверки специалистами Читинского лабораторного анализа и технических измерений ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» отобраны пробы сточной и природной воды.

По результатам исследований в пробах установлено превышение концентраций загрязняющих веществ, что отражено в заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» -Г-2021 от 17.08.2021.

По итогам данной проверки с учетом указанного заключения должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что учреждение по месту фактического осуществления производственной деятельности: <адрес> военный городок эксплуатирует объект НВОС: 083 очистные сооружения № б/н (код объекта 76-0175-001067-П, категория объекта – II, категория риска – высокая), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду вследствие сбросов сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и образования отходов. Очистные сооружения модульного типа расположены в 70 м от уреза воды р.Молоковка на её левом берегу в водоохранной зоне данной реки, используются для очистки сточных вод, поступающих от объектов военного городка филиала санатория «Молоковский» ФГКУ (СКК) Дальневосточный) МО РФ. После очистки сточные воды по частично разрушенному бетонному лотку и далее по заболоченной местности поступают в р. Молоковка, которая по данным государственного водного реестра впадает в р. Ингода в 227 км от устья и относится к Амурскому бассейновому округу (длина водотока 13 км, код водного объекта , водоохранная зона р.Молоковка составляет 100 м).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ постановлением должностного лица административного органа от 28.01.2022.

При рассмотрении жалобы защитника судья районного суда согласился с законностью указанного постановления, отказав в удовлетворении жалобы.

Вместе с тем, с выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

На основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В данном случае в вину ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ставится совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол о взятии проб и образцов, порядок составления которого определен ст. 27.10 КоАП РФ.

Исходя из ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ, изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Данных об участии понятых при отборе указанных проб либо о проведении видеофиксации этого процессуального действия материалы дела не содержат, судьей данный вопрос не выяснялся и не проверялся, предметом оценки не был, соответствующие сведения не истребованы.

В то же время взятые пробы были представлены для лабораторных исследований, результаты которых явились доказательством по делу об административном правонарушении и легли в основу факта противоправного деяния, описанного в протоколе об административном правонарушении и принятых по делу актах.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что выводы о виновности учреждения сделаны без надлежащей оценки доказательств и без учета требований ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение с учетом того, что срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, составляет 1 год и не истек.

При этом, поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд, доводы жалобы заявителя о незаконности постановления должностного лица преждевременны. Эти доводы подлежат исследованию и оценке при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 25.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ингодинский районный суд г. Читы.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья С.А. Шишкарева