ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2023 от 04.08.2023 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

по протесту на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

04 августа 20232 года г. Знаменск

Астраханской области

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Цалина Т.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, а также с участием прокурора Коталевской Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: <...>, в порядке пересмотра протест прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области ФИО3 на постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <данные изъяты>, исполняющего обязанности директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняющего обязанности директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО <адрес>» в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено.

Не согласившись с данным постановлением административного органа, И.о. прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области ФИО4 обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с протестом, в котором просил его отменить, принять решение в соответствие с требованиями закона и дело направить на новое рассмотрение, указав, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным. Прокуратурой ЗАТО г. Знаменск с 14 по 30 марта 2023 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и безопасности критической информационной инфраструктуры в деятельности МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», которой установлено, что директор ФИО1 не создал постоянно действующую комиссию по категорированию и не обеспечил проведение категорирования объектов критической информационной инфраструктуры предприятия, тем самым нарушив требования Федерального закона от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 08.02.2018 №127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, согласно которым предприятие относится к числу объектов критической информационной инфраструктуры, которые подлежат категорированию» (далее Правила). Сделать вывод об отсутствии на предприятии объектов критической информационной инфраструктуры необходимо создать постоянно действующую комиссию по категорированию, которая должна провести категорирование объектов критической информационной инфраструктуры, присвоит соответствующую их 3-х категорий указанным объектам либо установить, что подобные объекты на предприятии отсутствуют. До настоящего времени постоянно действующая комиссия на предприятии не создана, категорирование не проведено, тем самым врио директора предприятия ФИО1 не выполнены указанные выше требования закона, что образует состав административного правонарушения по ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ. Таким образом, вывод в постановлении о прекращении производства по делу не соответствует фактическим обстоятельствам, тем самым в действиях ФИО1 содержатся состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ. Органом административной юрисдикции требования административного законодательства, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ не выполнены, в материалах дела отсутствуют сведения из ФСТЭК России по объектам критической информационной структуры МП «Теплосети». Кроме того, прокуратура города о дате и времени рассмотрения дела была не уведомлена.

Прокурор Коталевская Г.М. в судебном заседании доводы, изложенные в протесте, поддержала полностью и просила отменить постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 и дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 просил отказать в удовлетворении требований протеста прокурора, поскольку на территории МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» отсутствуют какие-либо информационные системы, информационно-телекоммуникационные системы или автоматизированные системы управления, участвующие в производственном цикле объектом топливно-энергетического комплекса.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 также доводы доверителя поддержал, пояснив при этом, что категорирование объектов КИИ, к которым относятся информационные сети, информационно-телекоммуникационные сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие, в соответствии с п. 8 ст. 2 Закона № 187-ФЗ, в сфере топливно-энергетического комплекса, МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» не обязано проводить, поскольку заместитель начальника <данные изъяты> пришел к правильному выводу об отсутствие каких-либо информационных систем, информационно-телекоммуникационных систем или автоматизированных систем управления, участвующих в производственном цикле объектов топливно-энергетического комплекса.

Выслушав прокурора Коталевскую Г.М., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.

Установлено, что в ходе проведенных прокуратурой города надзорных мероприятий выявлено, что предприятие МП «Теплосети» является объектом топливно-энергетического комплекса, оказывает услуги по поставке коммунальных услуг на территории ЗАТО г. Знаменск, имеет статус гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, является поставщиком информации в ГИС ЖКХ, осуществляет работу с персональными данными потребителей коммунальных услуг.

Исполняющий обязанности директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1 в период времени с 01.02.2023 по 30.03.2023, находясь на своем рабочем месте по адресу: <...>, не создал постоянно действующую комиссию по категорированию и не обеспечил проведение категорирования объектов критической информационной инфраструктуры предприятия, тем самым нарушив требования Федерального закона от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской федерации и их значений, согласно которым предприятие относится к числу объектов критической информационной инфраструктуры, которые подлежат категорированию» (далее Правила).

При этом, прокурор пришел к выводу о том, что указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем <данные изъяты> при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 установлено, что в соответствии с п. 7 ст. 2 закона от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» к объектам КИИ относятся информационные сети, информационно-телекоммуникационные сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие, в соответствии с п. 8 ст. 2 Закона № 187-ФЗ, в сфере топливно-энергетического комплекса, к которому относятся котельные № 2 и 3 МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», однако на территории МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» отсутствуют какие-либо информационные системы, информационно-телекоммуникационные системы или автоматизированные системы управления, участвующие в производственном цикле объектом топливно-энергетического комплекса. В результате чего, МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» к объектам критической информационной структуры отнести нельзя. В реестре КИИ ФСТЭК России объекты МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», а именно котельная № 2 и 3, отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» субъектами критической информационной инфраструктуры являются государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей (далее Закон №187).

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 187, категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона №187, субъекты критической информационной инфраструктуры в соответствии с критериями значимости и показателями их значений, а также порядком осуществления категорирования присваивают одну из категорий значимости принадлежащим им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектам критической информационной инфраструктуры. Если объект критической информационной инфраструктуры не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 127 утверждены Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, согласно которым предприятие относится к числу объектов критической информационной инфраструктуры, которые подлежат категорированию (п. 2 показателей).

Согласно пункту 4 -6 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, определение категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры (далее - категория значимости) осуществляется на основании показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры и их значений, предусмотренных перечнем показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений" (далее соответственно - перечень показателей критериев значимости, показатели критериев значимости).

Категорирование включает в себя:

а) определение процессов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

б) выявление управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и (или) иных процессов в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка (далее - критические процессы);

в) определение объектов критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов;

г) формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов);

д) оценку в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

е) присвоение каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения им одной из категорий значимости.

Объекту критической информационной инфраструктуры по результатам категорирования присваивается в соответствии с перечнем показателей критериев значимости категория значимости с наивысшим значением.

Для каждого показателя критериев значимости, для которого установлено более одного значения такого показателя (территория, количество людей), оценка производится по каждому из значений показателя критериев значимости, а категория значимости присваивается по наивысшему значению такого показателя.

В случае если объект критической информационной инфраструктуры по одному из показателей критериев значимости отнесен к первой категории, расчет по остальным показателям критериев значимости не проводится.

В случае если ни один из показателей критериев значимости неприменим для объекта критической информационной инфраструктуры или объект критической информационной инфраструктуры не соответствует ни одному показателю критериев значимости и их значениям, категория значимости не присваивается.

Согласно ст. 5 Закона № 187 сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий субъекты критической информационной инфраструктуры в письменном виде в десятидневный срок со дня принятия ими соответствующего решения направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, по утвержденной им форме.

В соответствие со ст. 6 Закона № 187 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в тридцатидневный срок со дня получения сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, проверяет соблюдение порядка осуществления категорирования и правильность присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо неприсвоения ему ни одной из таких категорий.

Согласно ст. 7 Закона № 187 в случае, если субъектом критической информационной инфраструктуры соблюден порядок осуществления категорирования и принадлежащему ему на праве собственности, аренды или ином законном основании объекту критической информационной инфраструктуры правильно присвоена одна из категорий значимости, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, вносит сведения о таком объекте критической информационной инфраструктуры в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.

При этом Реестр формируется и ведется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основе сведений, представляемых субъектами критической информационной инфраструктуры в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

Таким образом, суд приходит к выводу, что рассматривая дело по существу, заместитель <данные изъяты> не установил все юридически значимые по делу обстоятельства, в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности не исследовал достоверной информации на основании которой был сделан вывод об отсутствие на территории МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» каких-либо информационных систем, информационно-телекоммуникационные систем или автоматизированных систем управления, участвующих в производственном цикле объектом топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, как совершенном несовершеннолетним, так и дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (часть 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Аналогичная позиция изложена в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, в соответствии с частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе.

Как следует из представленных материалов, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1 возбуждено прокурором ЗАТО г. Знаменск Астраханской области ФИО3 постановлением от 30 марта 2023 года.

Вместе с тем административное дело в отношении и.о. директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1 рассмотрено заместителем <данные изъяты> в отсутствие прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области, возбудившего производство по делу об административном правонарушении.

Доказательств, подтверждающих извещение прокурора о времени и месте рассмотрения дела материалы дела не содержат.

Изложенное свидетельствует о существенном нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении требований ст. ст. 24.1, 25.11 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности, привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 13.12 названного кодекса, составляет три месяца.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Факт нарушения законодательства в области гражданской обороны выявлен прокурором ЗАТО Знаменск по результатам проверки 30 марта 2023 г.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и истек 30 июня 2023 г.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление заместителя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении и.о. директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным, оно подлежит отмене, а с учетом того, что на момент рассмотрения настоящего протеста срок давности привлечения и.о. директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по делу, - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.4 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

Отменить постановление <данные изъяты> от 06 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО1.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья: (подпись) Цалина Т.А.

«<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>