ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-49/2023 от 13.09.2023 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ильин М.С. Дело № 7А-129/2023 (№ 12-49/2023)

УИД 39RS0011-01-2023-000841-10

РЕШЕНИЕ

13 сентября 2023 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Лиль Д.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» от 6 июня 2023 года и решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 276/005912 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» ФИО2 от 6 июня 2023 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Решением судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 июля 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить. Указывает, что в её действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку на месте правонарушения отсутствовали информационные указатели, оповещающие о запрете движения и стоянке транспортных средств. Полагает, что имеются основания для замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение или для прекращения производства по делу.

Заслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся национальные парки.

Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территориях национальных парков установлен запрет на осуществление любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 11 Положения о национальном парке «Куршская коса», утвержденного приказом Минприроды России от 09.08.2022 № 516.

В соответствии с положениями подп. 22 пункта 11 вышеуказанного Положения на территории национального парка запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национального парка, вне дорог и водных путей общего пользования и вне мест, специально предусмотренных Учреждением для этих целей (за исключением случаев, связанных с функционированием национального парка, предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также осуществлением данной деятельности в границах населенных пунктов, включенных в состав национального парка).

Как следует из материалов дела, 27 мая 2023 года в 17:15 ФИО1 в нарушение п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, подп. 22 п. 11 Положения о национальном парке «Куршская коса», управляя автомобилем марки <данные изъяты>, г.р.н. <данные изъяты>, в квартале 10 уч. Лесничества «Золотые дюны» национального парка «Куршская коса» осуществила движение и стоянку указанного транспортного средства, не связанные с функционированием национального парка, вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ с последующим привлечением её к административной ответственности по указанной статье.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и её виновность подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № 005912 от 27 мая 2023 года, в котором отражено существо вмененного правонарушения; фотографиями, на которых зафиксирован факт стоянки транспортного средства <данные изъяты>, г.р.н <данные изъяты> вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной и использованием природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, выраженные в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении установленных правил, при этом субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Вопреки доводам жалобы отсутствие информационных указателей в месте совершения вмененного ФИО1 правонарушения, не свидетельствует об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

При осуществлении движения и размещения транспортного средства в границах особо охраняемой природной территории - национальном парке «Куршская коса» ФИО1 не проявила той степени осмотрительности, которая от нее требовалась, не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Особо охраняемые природные территории являются территориями с установленным в отношении их особым правовым режимом, предусматривающим наличие ряда ограничений, необходимых для защиты указанных территорий от антропогенного или иного хозяйственного воздействия.

Порядок посещения особо охраняемых природных территорий определен положениями ст. 5.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, согласно которой посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий, в том числе в целях туризма, осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.

Таким образом, ФИО1 перед посещением особо охраняемой природной территории - национального парка «Куршская коса», не была лишена возможности ознакомиться с Положением о национальном парке и правилами его посещения.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 допустила съезд с дороги общего пользования с целью разворота транспортного средства, не могут быть приняты во внимание, поскольку также не исключают в ее действиях состава административного правонарушения.

В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным, оснований для его изменения не имеется.

Довод жалобы о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене назначенного административного штрафа на предупреждение подлежит отклонению.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям.

В настоящем случае характер правонарушения, объект посягательства указывают, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям в области охраны окружающей среды. Учитывая изложенное, назначение иного вида административного наказания не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

Несогласие с видом назначенного наказания основанием для изменения вынесенных по делу актов, в том числе с учетом обстоятельств дела и правильно примененных положений КоАП РФ при назначении наказания, не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление № 276/005912 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» ФИО2 от 6 июня 2023 года и решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья