ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/14 от 18.02.2014 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

 Дело № 12-4/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление по делу

 об административном правонарушении

 18 февраля 2014 года                                                г.Углегорск

 Судья Углегорского городского суда Ю.С.Калашникова рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест Сахалинского транспортного прокурора Корчак Е.Э. на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Войтович Р.М. от 14.11.2013, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич Александра Владимировича, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ.

 Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 У С Т А Н О В И Л:

 24 октября 2013 года Сахалинским транспортным прокурором Корчак Е.Э. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В. за невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, выразившееся в том, что в нарушение п.21 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» службой авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Шахтерск» объекты управления воздушным движением и навигации, расположенные за пределами территории аэропорта не патрулируются, а именно: дальний приводной радиомаяк-336, расположенный на расстоянии 4075 м от торца взлетно-посадочной полосы ОАО «Аэропорт Шахтерск», ближний приводной радиомаяк-336, расположенный на расстоянии 1000 м от торца взлетно-посадочной полосы ОАО «Аэропорт Шахтерск».

 Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Войтович Р.М. от 14.11.2013 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевича А.В. по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.

 25.11.2013 Сахалинский транспортный прокурор Корчак Е.Э. обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с протестом на указанное постановление. В протесте указал, что ссылка административного органа на Программу авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 № 62 как на документ, устанавливающий требования к авиационной безопасности, является некорректной и незаконной, поскольку данный документ в первоначальном и данном виде опубликован не был, а соответственно не имеет юридической силы. Полагает, что п.1.7 Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации, введенный в действие приказом Минтранса России от 26.08.1993 ДВ-115 не должны быть учтены УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, поскольку они действуют до вступления в силу Воздушного Кодекса РФ и противоречат п.3 ст.136 Воздушного Кодекса РФ. Приводит понятие патрулирования, которое включает в себя только систематическое обследование определенных районов или объектов путем регулярного движения по ним патрульных нарядов с целью осуществления наблюдения за правопорядком в них и поиска нарушителей. Полагает, что указанные в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении руководящие документы о транспортной безопасности являются необоснованными, поскольку они не взаимосвязаны с диспозицией ч.1 ст.11.2.1 КоАП РФ, а также не расширяют требования п.1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, п.21 ФАП № 142. Полагает, что должностным лицом при разрешении данного административного дела неправильно определены нормы материального права, подлежащие применению, чем допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ. Просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.11.2013 в отношении ОАО «Аэропорт Шахтерск» отменить и административное дело направить на новое рассмотрение.

 До начала судебного заседания поступило ходатайство Сахалинского транспортного прокурора об изменении резолютивной части протеста от 25.11.2013, просит протест удовлетворить частично, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В. – изменить, исключить из постановления выводы административного органа об отсутствии у ОАО «Аэропорт Шахтерск» обязанности по патрулированию объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами территории аэропорта.

 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Хаткевич А.В. в судебном заседании полагал необходимым отказать в удовлетворении протеста.

 Старший помощник Углегорского городского прокурора Неволин Д.Е., действующий на основании доверенностей от 23.01.2014, 03.02.2014, поддержал протест Сахалинского транспортного прокурора с учетом уточнения резолютивной части протеста.

 Изучив материалы административного дела, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, прокурора, судья пришел к следующему.

 В силу части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, предусматривает административную ответственность с установленным видом и размером наказания.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006) "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

 Воздушное законодательство Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.2 Воздушного Кодекса РФ состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 В силу ч.1 ст.83 ВК РФ авиационная безопасность- состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

 Согласно ч.2 ст.83 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 В соответствии с ч.4 ст.89 ВК РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

 Пункты 2.5 и 2.6 Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения», утвержденных приказом Росаэронавигации от 26.11.2007 № 116, предусматривают, что объекты Единой системы организации воздушного движения имеют охранную сигнализацию, а расположенные вне периметра аэродрома – ограждение, имеют подъездные дороги, примыкающие к внутрипортовым дорогам или автодорогам общей сети для объектов, расположенных вне периметра аэропорта. При невозможности устройства подъездных дорог предусматриваются альтернативные способы доставки персонала и оборудования на объекты Единой системы организации воздушного движения.

 Согласно Приложения № 1 к ФАП-116 к объектам Единой системы организации воздушного движения относятся объекты радионавигации – отдельная приводная радиостанция, отдельный маркерный радиомаяк, дальняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком.

     Как следует из материалов дела основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – ОАО «Аэропорт Шахтерск» явилось постановление Сахалинского транспортного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24.10.2013, согласно которого в ходе проведения проверки установлено, что службой авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Шахтерск» объекты управления воздушным движением и навигации, расположенные за пределами территории аэропорта не патрулируются, а именно: дальний приводной радиомаяк-336, расположенный на расстоянии 4075 м от торца взлетно-посадочной полосы ОАО «Аэропорт Шахтерск», ближний приводной радиомаяк-336, расположенный на расстоянии 1000м от торца взлетно-посадочной полосы ОАО «Аэропорт Шахтерск». Данное правонарушение, как следует из постановления, является длящимся и выявлено Сахалинской транспортной прокуратурой 15.10.2013.

     В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, а именно следует из ответа генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В. от 14.10.2013, патрулирование территории и объектов за пределами аэропорта осуществляет собственник объектов – отделение Шахтерск Южно-Сахалинского центра ОВД. На данных объектах имеются инженерно-технические средства охраны «Сигнал-20» с выводом на пульт КПП аэропорта, который установлен в служебном помещении инспекторов САБ.

     Согласно ответа и.о. начальника Сахалинского центра ОВД «Аэронавигации Дальнего Востока» от 06.02.2014 следует, что в отделении Шахтерск объекты БПРМ-336, ДПРМ-336 находятся за пределами периметра ОАО «Аэропорт Шахтерск». Охранная сигнализация с объектов выведена на пульт централизованного наблюдения службы авиационной безопасности аэропорта. При срабатывании охранной сигнализации информация сообщается руководителю отделения Шахтерск и наряду полиции для принятия мер.

     Как следует из сообщения и.о. директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» от 13.02.2013 дальний приводной радиомаяк-336 и ближний приводной радиомаяк-336 находятся на праве хозяйственного ведения ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и используются его структурным подразделением в отделении Шахтерск. Указанные объекты находятся за пределами периметра ОАО «Аэропорт Шахтерск». Охрана объектов осуществляется с помощью охранной сигнализации, которая выведена с объектов ДПРМ-336 и БПРМ-336 на пульт централизованного наблюдения службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Шахтерск» с сообщением при ее срабатывании руководителю отделения Шахтерск и наряду соответствующей полиции.

     В подтверждение указанной информации представлены свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности от 26.12.2009 на объекты ДПРМ-336 и БПРМ-336, а также свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения за ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» на объекты – здание ближнего приводного радиомаркера по адресу: г.Шахтерск, озеро Тауро и здание дальнего приводного радиомаркера по адресу: г.Шахтерск, ул.Шахтерск.

     Указанные обстоятельства учтены старшим государственным инспектором надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора при принятии решения и отражены в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.11.2013.

     При принятии решения учтено, что в настоящее время в соответствии с п.5 и п.9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 19.01.2007 № 16-ФЗ филиалы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» являются субъектами транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры, часть которых находится на территориях в периметре аэропортов, а часть объектов расположена за пределами территорий аэропортов.

 В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (ч.3 ст.4 ФЗ № 16-ФЗ).

 Суд не принимает во внимание доводы протеста прокурора в части применения административным органом нормативных актов, не взаимосвязанных с диспозицией статьи 11.3.1. КоАП РФ, а также не расширяющих требования Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, ФАП № 142.

     Ссылка в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении на ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих порядок обеспечения авиационной безопасности, имеющих большую юридическую силу, по мнению судьи достаточна для принятия решения по существу постановления прокурора.

     По мнению судьи в постановлении обоснованно изложена позиция административного органа, свидетельствующая об отсутствии события административного правонарушения, с которой судья соглашается.     Доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, прокурором в судебное заседание не представлено.

     Следовательно, материалами дела подтверждается отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ в действиях должностного лица генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В.

 Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

     Событие административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлена, что отражено в постановлении о прекращении производства по делу.

     Рассматривая ходатайство Сахалинского транспортного прокурора об изменении резолютивной части протеста, в части исключения из постановления выводов административного органа об отсутствии у ОАО «Аэропорт Шахтерск» обязанности по патрулированию объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами территории аэропорта, судья не усматривает объективности указанного требования, поскольку постановление административного органа не содержит указанного вывода.

     Существенных нарушений порядка принятия решения по делу об административном правонарушении судьей не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

     Судья считает, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В. отвечает требованиям Кодекса об административных правонарушениях РФ.

     Оснований для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В. от 14.11.2013 судья не усматривает.

 Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление по делу об административном правонарушении от 14 ноября 2013 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- генерального директора ОАО «Аэропорт Шахтерск» Хаткевич А.В., вынесенное старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Рострнаснадзора Войтович Р.М. - оставить без изменения, а протест Сахалинского транспортного прокурора Корчак Е.Э. - без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

                 Судья

 Углегорского городского суда            Ю.С.Калашникова