Р Е Ш Е Н И Е
п.г.т. Лебяжье 6 августа 2018 г.
Судья Советского районного суда Кировской области Михеева Е.Г.
при секретаре Санниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о.главы Лебяжского района Кировской области ФИО1 на постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) от 04.05.2018 г. №16 ДХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) от 04.05.2018 г. №16 ДХ юридическое лицо МКУ администрация Лебяжского района Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
С данным постановлением и.о.главы Лебяжского района Кировской области ФИО1 не согласен. В жалобе просит постановление отменить, освободить юридическое лицо от административной ответственности ввиду малозначительности и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано, что в период с 30.11.2017 г. по 08.12.2017 г. государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 была проведена плановая документальная проверка в отношении МКУ администрация Лебяжского района Кировской области, по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание №6КР-31АВ/17 от 08.12.2017 г. со сроком исполнения до 17.04.2018 г.
Срок исполнения предписания государственным инспектором был установлен слишком маленький, нереальный для исполнения учреждением, относящимся к бюджетной системе РФ. На момент вынесения предписания бюджет на 2018 год у Лебяжского района уже был сформирован и первое заседание районной Думы по внесению изменений в бюджет было 02.03.2018 г. На данном заседании были выделены денежные средства на исполнение недостатков, указанных в предписании, 07.05.2018 г. заключены муниципальные контракты на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – мостов через реки Чамша, Сердежка, Лебедка, Кокшинка (с последующим проведением аукциона по правилам Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ) со сроком исполнения 60 рабочих дней (истекает 01.08.2018 г.) и со сроком приемки работ 10 рабочих дней (истекает 15.08.2018 г.).
Таким образом исполнить предписание в срок до 17.04.2018 г. администрация не могла по юридико-техническим причинам, т.к. при его исполнении необходимо было соблюдать нормы действующего Российского законодательства.
Мост через реку Байса на автодороге Лаж-Индыгойка имеет протяженность 24 м., также как и мост через реку Байса на автодороге Кокорево-Байса подлежит исключению из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Для подтверждения протяженности данного моста необходимо изготовить технический паспорт. В настоящий момент средства на изготовление технического паспорта выделены из бюджета Лебяжского района и отражены в плане закупок и плане-графике, сделан запрос котировок в Советское отделение Кировского филиала ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ.
О данных фактах и сроках перенесения исполнения предписания администрация просила НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора письмом от 16.04.2018 г. №750, но ответа не получила.
В судебном заседании представители МКУ администрация Лебяжского района Кировской области ФИО3, ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Дополнительно суду пояснили, что на момент вынесения предписания бюджет на 2018 год у Лебяжского района уже был сформирован и денежных средств на выполнение требований предписания не было. Размер средств на счете администрации района на начало года определяется после получения из УФК по Кировской области заключительных оборотов по операциям на счетах. В 2018 году заключительные обороты поступили 12.01.2018 г. Первое заседание районной Думы состоялось 26.01.2018 г., однако составить проект решения о внесении изменений в бюджет района у финансового управления возможности не было, поскольку пакет документов должен быть представлен не менее чем за 14 дней до заседания Думы. Следующеее заседание районной Думы по внесению изменений в бюджет было 02.03.2018 г. На данном заседании были выделены денежные средства на исполнение недостатков, указанных в предписании. 22.03.2018 г. были внесены изменения в план закупок (постановление администрации района от 22.03.2018 г. №109) и в план-график (постановление администрации района от 22.03.2018 г. №110). 09.04.2018 г. осуществлена публикация извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, электронный аукцион проведен 23.04.2018 г., заключение контракта состоялось 07.05.2018 г. со сроком исполнения 60 рабочих дней, то есть работы должны быть окончательно выполнены 07.08.2018 г. (фактически работы выполнены 26.06.2018 г.), то есть уже позднее срока окончания исполнения предписания. Ранее исполнить предписание не представлялось возможным, поскольку необходимо было соблюдать сроки, установленные Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». О перенесении сроков исполнения предписания администрация просила НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора письмом от 16.04.2018 г. №750, но ответа не получила. В настоящее время все пункты предписания исполнены, каких-либо неблагоприятных последствий не наступило.
Просят постановление должностного лица отменить, освободить юридическое лицо от административной ответственности ввиду малозначительности и прекратить производство по делу.
Представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на жалобу указывает, что постановление является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Совершенное административное правонарушение признаков малозначительности не содержит. В удовлетворении жалобы просит отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правоотношения в области обеспечения транспортной безопасности урегулированы нормами Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», согласно ч.1 ст.2 которого целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
К числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе мосты (п.п.в, п.5 ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности»)
Субъекты транспортной инфраструктуры, к числу которых относятся, в том числе, юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) использующие их на ином законном основании, несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.9 ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности).
Во исполнение Федерального закона "О транспортной безопасности" Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (Требования от 14.09.2016 №924), из содержания пп.1, 2, 5 п.6 которого следует, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; назначать лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно п.п.5 п.6 поименованных Требований, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится после присвоении категории такому объекту.
Свидетель ФИО7 суду пояснила, что она работает заведующей сектором ЖКХ администрации <адрес>. Ей известно, что государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора была проведена плановая документальная проверка в отношении МКУ администрация Лебяжского района Кировской области, по результатам которой выдано предписание от 08.12.2017 г. со сроком исполнения до 17.04.2018 г. Получив предписание, она занималась его исполнением, часть нарушений была устранена, однако на тот момент в дорожном фонде района денежных средств было недостаточно. Бюджет района на 2018 год уже был сформирован и внести в него изменения для выделения дополнительных денежных средств на исполнение предписания смогли только 02.03.2018 г. После поступления денежных средств сразу же начали работы по исполнению оставшейся части предписания, но исполнить предписание в срок не успели. В настоящее время все нарушения, указанные в предписании устранены.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что она является заведующей отделом по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации <адрес>, занимается организацией деятельности Лебяжской районной Думы. В 2017 году последнее заседание Думы было в конце декабря. В дальнейшем 26.01.2018 г. состоялось очередное заседание Думы, но вопрос о внесении изменений в принятый на 2018 год бюджет района не обсуждался, так как документы для этого должны подаваться не ранее чем за 14 дней до заседания. После этого заседание Думы было 02.03.2018 г., на котором в бюджет района были внесены изменения. Внеочередные заседания Думы возможны, если имеются заявки от администрации района.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что она является начальником финансового управления администрации <адрес>. Ей известно, что в декабре 2017 года администрации Лебяжского района было выдано предписание на устранение нарушений в области транспортной безопасности. На тот момент бюджет района на 2018 год уже был сформирован и денежных средств на исполнение предписания не имелось. Для внесении поправок в бюджет для этих целей администрация района на заседание районной Думы в декабре 2017 года не успевала подготовить необходимые документы и данный вопрос решился только на заседании Думы 02.03.2018 года.
Свидетель ФИО10 суду пояснила, что она является начальником управления по экономике и гос.поддержке с/х администрации <адрес>. Их управление занимается в том числе размещением всех заказов, при этом строго соблюдая сроки, установленные Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рассматриваемом случае ускорить мероприятия по исполнению предписания после поступления денежных средств не представлялось возможным, иначе бы были нарушены сроки, установленные вышеуказанным законом. Мероприятия, направленные на исполнение предписания, были осуществлены в максимально возможные сроки.
Как следует из материалов дела, в период с 30.11.2017 г. по 08.12.2017 г. при проведении УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора плановой документальной проверки соблюдения требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон «О транспортной безопасности») в деятельности МКУ администрации Лебяжского района выявлены нарушения требований указанного Федерального закона:
1. Не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры Администрации Лебяжского района – нарушен п.п.l п.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016г. №924) (Далее - Требований).
2. Не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры Администрации Лебяжского района – нарушен п.п.2 п.6 Требований.
3. Не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме: Мост через реку Байса на автодороге Лаж-Индыгойка (4 категория Реестровый №ДXAOOI5568); Мост через реку Байса на автодороге Кокорево-Байса (4 категория Реестровый №ДХАОО15570) – нарушен п.п.5 п.6 «Требований».
4. Не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры:
- мост через реку Чашма на автодороге Ветошкино-Вотское (4 категория Реестровый №ДXA0015569);
- мост через реку Сердежка на автодороге Ветошкино-Вотское (4 категория Реестровый №ДXA0015571);
- мост через реку Лебедка на автодороге Лебяжье-Лаж-Кузнецово (4 категория Реестровый №ДXA0015572);
- мост через реку Кокшинка на автодороге Лебяжье-Лаж-Кузнецово (4 категория Реестровый №ДX(0015573).
Муниципальному казенному учреждению администрации Лебяжского района Кировской области по результатам проверки выдано предписание №6КР-31АВ/17 от 08.12.2017 г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 17.04.2018 г.
18.04.2018 г. в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора из муниципального казенного учреждения администрации Лебяжского района Кировской области поступила информация от 16.04.2018 г. №750 об исполнении предписания, в ходе изучения которой установлено, что вышеуказанное предписание не исполнено, а именно:
- Не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме: Мост через реку Байса на автодороге Лаж-Индыгойка (4 категория Реестровый №ДXAOOI5568);
- Не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры:
- мост через реку Чашма на автодороге Ветошкино-Вотское (4 категория Реестровый №ДXA0015569);
- мост через реку Сердежка на автодороге Ветошкино-Вотское (4 категория Реестровый №ДXA0015571);
- мост через реку Лебедка на автодороге Лебяжье-Лаж-Кузнецово (4 категория Реестровый №ДXA0015572);
- мост через реку Кокшинка на автодороге Лебяжье-Лаж-Кузнецово (4 категория Реестровый №ДX(0015573).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: актом проверки №6КР-47 АВ/17 от 08.12.2017 г., предписанием №6КР-31АВ/17 от 08.12.2017 г., протоколом об административном правонарушении от 27.04.2018 г. № 16 ДХ, постановлением № 16 ДХ от 04.05.2018 года о назначении административного наказания.
У суда нет оснований подвергать сомнению представленные доказательства, поскольку они получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, кроме того, факт неисполнения в полном объеме в срок предписания об устранении требований по обеспечению транспортной безопасности представители МКУ администрация Лебяжского района Кировской области ФИО3, ФИО1 не отрицают.
Таким образом, со стороны МКУ администрация Лебяжского района Кировской области присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, является формальным, не предусматривающим наступления каких-либо негативных последствий, и правонарушение окончено в момент неисполнения содержащихся в предписании законных требований к установленному в нем сроку.
Из материалов дела следует, что предписание в судебном порядке не признавалось незаконным, по делу нет предусмотренных законом оснований полагать незаконной предшествующую вынесению данного предписания проверку. Кроме того, должностным лицом административного органа юридическому лицу был предоставлен значительный срок для осуществления действий, направленных на исполнение предписания (более 5 месяцев) либо для обращения в административный орган с ходатайством об изменении установленного срока его исполнения, с предоставлением обоснования такого ходатайства. Однако с ходатайством о продлении срока исполнения предписания администрация обратилась в административный орган только лишь в день окончания срока его исполнения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия МКУ администрация Лебяжского района Кировской области правильно квалифицированы по ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено МКУ администрация Лебяжского района Кировской области минимальное, предусмотренное санкцией ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, составлении процессуальных документов, безусловно влекущих отмену или изменение постановления, суд не усматривает.
Оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, т.к. МКУ администрация Лебяжского района Кировской области не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении дела об административном правонарушении или жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, роль правонарушителя, не уклонявшегося от устранения выявленных нарушений, то обстоятельство, что каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения не наступило, все выявленные нарушения на день рассмотрения дела устранены, суд приходит к выводу, что при формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения, оно, тем не менее, не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.
Таким образом, суд считает возможным применить в отношении муниципального казенного учреждения администрация Лебяжского района Кировской области положения ст.2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7. – 30.8. КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) от 04.05.2018 г. №16 ДХ по делу об административном правонарушении в отношении муниципального казенного учреждения администрация Лебяжского района Кировской области о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, отменить.
Муниципальное казенное учреждение администрацию Лебяжского района Кировской области освободить от административной ответственности по ч. 10 ст.19.5 КоАП РФ и вынести ему устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 10 ст.19.5 КоАП РФ в отношении муниципального казенного учреждения администрации Лебяжского района Кировской области прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Советский районный суд Кировской области в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.
Судья Е.Г.Михеева