ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/16 от 29.01.2016 Поспелихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-4/16

Р Е Ш Е Н И Е

29 января 2016 года с. Поспелиха

Судья Поспелихинского районного суда Алтайского края Тарахова Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица главного бухгалтера Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Поспелихинский» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Поспелихинского района от 28 декабря 2015 года, которым она подвергнута наказанию по ст. 15.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Поспелихинского района от 28 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении должностное лицо главный бухгалтер Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Поспелихинский» ФИО1 подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение правонарушения предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ.

В соответствии с вышеуказанным постановлением мирового судьи Главный бухгалтер МО МВД РФ «Поспелихинский», зарегистрированного в <адрес>, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ допустила грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, выразившееся в отсутствии данных по транспортным средствам, полученным в пользование от ГУ МВД России по <адрес>, в сумме 12844632, 38 руб. в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ, по коду строки 010 «Имущество, полученное в пользование», в нарушение требований ст.ст. 162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 1, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 20 «Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн, искажение составило 100 %.

Таким образом, должностное лицо (главный бухгалтер) МО МВД РФ «Поспелихинский» ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.11 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации, квалифицируемое как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов не менее чем на 10% в связи с чем подвергнута административному наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ФИО1 указала, что транспортные средства, закрепленные за территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях состоят в штатах федеральных казенных учреждений хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне и ставятся на баланс указанных организаций. Транспортные средства закрепляются за балансодержателем на праве оперативного управления. Перевод транспортных средств из одного подразделения в другое в пределах одной штатной группы использования либо его перевод из одной штатной группы использования в другую, осуществляется по решению руководителя учреждения, на балансе которого находятся транспортные средства. При этом издается приказ на передачу транспортного средства, оформляется акт о закреплении (приеме, передаче) транспортного средства, приказ о закреплении транспортного средства за водителем. Оформление договора безвозмездного пользования имуществом не предусмотрено, соответственно и нет основания для учета закрепленных транспортных средств на забалансовом счете 01 «Имущество полученное в пользование», предназначенном для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование. В соответствии с разделом 7 п. 332 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества. В случае, если, в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается экономическим субъектом и закрепляется учетной политикой. Во исполнение пунктов 2.4.,5 приказа ГУ от ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Поспелихинский» утверждена учетная политика, не противоречащая методологии бюджетного учета вышестоящего распорядителя бюджетных средств и предусматривающая забалансовый счет 40 «Закрепленные транспортные средства» (приказ МО МВД России «Поспелихинский» от ДД.ММ.ГГГГ). Заполнение справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета обеспечено в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн. Отсутствие забалансового счета 40 «Закрепленные транспортные средства» в форме отчетности обусловлено положениями п.20 указанного приказа Минфина России, предусматривающего для отражения в справке Баланса перечень забалансовых счетов с 01 по 30. В соответствии с этим же пунктом Инструкции н главные распорядители (распорядители) бюджетных средств наделены полномочиями устанавливать перечень дополнительных аналитических показателей только по строкам: «в том числе:», введение дополнительных показателей по забалансовым счетам к Справке Баланса (ф.0503130) Инструкцией н не регламентировано.

Указанная позиция согласования с территориальными органами Росфиннадзора не проходила, так-как нормативно-правовыми актами РФ согласование методологии бюджетного учета с территориальными органами Росфиннадзора не регламентировано. Приведенный порядок бухгалтерского учета служебного автотранспорта, закрепленного за территориальными органами внутренних дел края определен ведомственными приказами и закреплен учетной политикой. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ бухгалтерском учете, федеральными отраслевыми стандартами. На основании изложенного ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, прекратить производство по данному делу.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе, пояснила, что вменяемое ей правонарушение не совершала, бухгалтерский учет осуществляла в соответствии с ведомственными инструкциями и учетной политикой, поскольку транспортные средства в пользовании МО МВД России «Поспелихинский» не находится, она не могла отразить их по строке 010 справки, поскольку не сдала бы годовой отчет.

Оценив в совокупности, пояснения ФИО1, доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Суд установил, что постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный бухгалтер Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Росси «Поспелихинский» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ вину в совершенном правонарушении не признала, по существу пояснила, что она является главным бухгалтером МО МВД РФ «Поспелихинский», в ее обязанности входит ведение бухгалтерского учета, формирование и предоставление бухгалтерской отчетности. По результатам проведенной управлением Росфиннадзора проверки выявлено искажение бухгалтерской отчетности: переданный в МО МВД РФ «Поспелихинский» из ГУ МВД РФ по АК автотранспорт учитывался ею по счету 040, а не 010. Указание о том, на каком счете необходимо учитывать переданный автотранспорт, ей дано соответствующим структурами ГУ МВД РФ по АК, переданный в МО автотранспорт за отделом не закреплен, учитывается в ГУ МВД РФ по АК, транспортный налог на него также платит главное управление, в МО МВД «Поспелихинский» данный транспорт закреплен только за водителями. Таким образом, в соответствии с рекомендациями ГУ МВД РФ по АК она должна вести учет переданного от ГУ автотранспорта по счету 040 – закрепленный автотранспорт, а управление финансово-бюджетного надзора требует вести учет указанных объектов по счету 010 – имущество, полученное в пользование. Полагает, что в ее действиях нет нарушений требований законодательства, так как в рамках инструкции н счет 040 не учитывается, служба финансово-бюджетного надзора руководствуется требованиями ФЗ «О бухгалтерском учете», а она как должностное лицо МО МВД РФ «Поспелихинский» исполняет требования учетной политики, формирует и создает бюджетную отчетность.

Вопреки доводам должностного лица мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и о доказанности ее вины в совершении указанного правонарушения.

Суд соглашается с указанными выводами мирового судьи по следующим основаниям.

Согласностатье 15.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечанием к указаннойстатьеустановлено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Бухгалтерский учет в силустатьи 1Федерального закона от6 декабря 2011 годаN 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обращения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектом правонарушения, предусмотренногостатьей 15.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета.

В силуподпункта 2 части 1 статьи 2Федерального закона "О бухгалтерском учете" действие настоящего Федеральногозаконараспространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласночасти 2 указанной статьиЗакона настоящий Федеральныйзаконприменяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно,частью 2 статьи 2названного Федерального закона установлена обязательность его применения при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.

Согласночасти 1 статьи 14Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных данным Федеральнымзаконом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом вчасти 4 указанной статьисодержится специальная норма о том, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 162Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящимКодексоми принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Встатье 264.1Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БюджетногокодексаРоссийской Федерации

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Приказом Минфина России от28 декабря 2010 годаN 191н утвержденаИнструкцияо порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силупункта 1названной инструкции главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами..., главные администраторы, администраторы доходов бюджетов,.. составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам, согласно приложению к настоящей Инструкции.

Как следует изпункта 11.1Инструкции 191н в состав форм бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит, в том числе, Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета(ф. 0503130).

В соответствии спунктом 20Инструкции N 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса(ф. 0503130)формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по следующим забалансовым счетам:счет 01"Имущество, полученное в пользование".

Согласнопункту 10Инструкции N 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Пунктом 6 Инструкции№ 191н установлено, что бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД РФ «Поспелихинский» главным контролером-ревизоромАлейскоготерриториального отдела Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в<адрес> обнаружено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности: в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджетаза 2014год, подписанном главным бухгалтером МО МВД России «Поспелихинский» ФИО1 и направленном ДД.ММ.ГГГГ в центр финансового обеспечения ГУ МВД России по<адрес>, по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» (код строки 010, 015) отсутствуют в полном объеме данные о переданных от ГУ МВД России по<адрес> транспортных средствах общей стоимостью 12844632,38 руб., что привело к искажению бухгалтерской бюджетной отчетности на 100%.

Доводы ФИО1 о том, что она, в виду того, что учреждением введены дополнительные забалансовые счета и установлен способ для отражения объекта бухгалтерского учета (транспорта), на который не установлен способ ведения бухгалтерского учета вправе была не отражать сведения по транспорту в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по коду строки 010 «Имущество полученное в пользование», - не состоятельны, поскольку как изложено выше способ отражения бухгалтерского учета транспорта, как имущества, находящегося в фактическом пользовании МО МВД России «Поспелихинский», но не строящего на балансе установлен вышеуказанной инструкцией Министерства финансов РФ.

Доводы ФИО1 о том, что ведение учета переданных транспортных средство осуществлялось на 40 строку в соответствии с ведомственными инструкциями по указанию ГУ МВД РФ по АК, а также о возможном ведении такого учета в связи с имеющимися полномочиями суд полагает их необоснованными, поскольку ведение учета переданных в пользование транспортных средств в соответствии с п.п. 32 и 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 157н, не освобождает МО МВД РФ «Поспелихинский» от обязанности отразить полученные в пользование автотранспортные средства в Справе о составе баланса за 2014 год по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование» коду строки 010. При этом вопреки доводам ФИО1 отсутствие договора безвозмездного пользования не является основанием не учета на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» транспортных средств, фактически переданных в пользование МО МВД России «Поспелихинский».

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В соответствии с положениями ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении дл-15 от 06.11.2015

- актом выездной проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ г

- балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на ДД.ММ.ГГГГ года

- оборотно-сальдовой ведомостью по счету 40.ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которой транспортные средства, переданные ГУ МВД России поАлтайскомукраю, учтены на забалансовым счете 40.1., иными исследованными в ходе судебного заседания материалами.

Оснований признавать вышеуказанные доказательства недопустимыми у суда не имеется, поскольку они полностью соответствуют требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представленные с постановлением мирового судьи материалы об административном правонарушении, полностью подтверждают виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ, так как она совершила грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, мировой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, исследовал представленные с протоколом материалы, отражающие характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности. Дал оценку доводам лица привлекаемого к ответственности. Обосновал, по какой причине критически оценил показания ФИО1.

При исследовании доказательств в настоящем судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы должностного лица ФИО1 необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Суд не установил существенных процессуальных нарушений при привлечении ФИО1 к административной ответственности, которые могли бы послужить поводом к отмене вынесенного судом постановления.

Вместе с тем, суд считает возможным исключить из постановления, не изменяя его, указание во втором абзаце установочной его части на то, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставление бухгалтерской отчетности ФИО1 было выражено в искажении сумм начисленных налогов не менее, чем на 10% процентов, поскольку фактически изложенные нарушения были выражены в искажении статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов, что впоследствии нашло свое отражение и обоснование мировым судьей в обжалуемом постановлении.

Кроме того, суд учитывает, что мировым судьей, должностному лицу ФИО1 назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Поспелихинского района от 28 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении оставить - без изменения, а жалобу должностного лица главного бухгалтера межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Поспелихинский» ФИО1, - без удовлетворения.

Председательствующий Г.П. Тарахова