ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/18 от 05.02.2019 Уфимского гарнизонного военного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

05 февраля 2019 года

город Уфа

Судья Уфимского гарнизонного военного суда ФИО3 (<...>), при секретаре Гибадуллиной Р.К., с участием:

должностного лица, привлеченного к административной ответственности – заместителя командира войсковой части 00000<данные изъяты> майора ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона подполковника юстиции ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста эксперта <данные изъяты> территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 от 21 ноября 2018 года , по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации),

УСТАНОВИЛ :

Постановлением о назначении административного наказания от 21 ноября 2018 года , вынесенным государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главным специалистом экспертом <данные изъяты> территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 (далее – государственным инспектором в области охраны окружающей среды), ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Так, указанное правонарушение выразилось в том, что ФИО4, будучи в силу своих должностных обязанностей лицом, ответственным за выполнение мероприятий по охране окружающей среды в войсковой части 00000, не выполнил обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО4 обратился в военный суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП Российской Федерации в связи с малозначительностью.

В судебном заседании ФИО4 пояснил, что заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена им в мае 2017 года – в кратчайший срок после получения указаний <данные изъяты> регионального экологического центра <данные изъяты>, контролирующего вопросы экологической безопасности в воинских частях, в том числе и в войсковой части 00000.

Учитывая изложенное, ФИО4 свою жалобу поддержал и просил суд прекратить производство по делу в силу малозначительности совершенного им правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП Российской Федерации.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО1 была надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, а председатель <данные изъяты> территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении жалобы без участия специалистов территориального комитета.

Участвующий в судебном разбирательстве заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона ФИО5 пояснил, что в сентябре 2018 года в войсковой части 00000 проводилась прокурорская проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в результате которой было установлено, что воинская часть не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 18 октября 2018 года по итогам проведенной проверки заместителем военного прокурора Уфимского гарнизона в отношении ответственного должностного лица – ФИО4 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое в последствии было передано в <данные изъяты> территориальный комитет Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан для принятия решения о привлечении его к административной ответственности.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.46 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Привлекая ФИО4 к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП Российской Федерации, государственный инспектор в области охраны окружающей среды исходила из обстоятельств отсутствия постановки на учет объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что образует состав вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, в данном случае следует учесть, что положения ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ введены Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, который вступил в законную силу с 1 января 2015 года.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до 1 января 2015 года, установлена к конкретному сроку, а именно до 1 января 2017 года.

Как следует из копии свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от 11 декабря 2018 года, войсковая часть 00000 была введена в эксплуатацию 1 января 1990 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года № 5, невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вмененное ФИО4 правонарушение не является длящимся, а срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 1 января 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, срок давности привлечения ФИО4 к административной ответственности, исчисляемый с 1 января 2017 года, истек в январе 2018 года.

Однако постановление о назначении административного наказания было вынесено лишь 21 ноября 2018 года, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП Российской Федерации.

При таких данных, полагаю необходимым постановление о назначении ФИО4 административного наказания от 21 ноября 2018 года отменить и в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации прекратить производство по данному делу в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья

РЕШИЛ :

Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя командира войсковой части 00000<данные изъяты> майора ФИО4, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4 прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Уфимского

гарнизонного военного суда ФИО3