ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/18 от 09.02.2018 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

№12-4/18

РЕШЕНИЕ

09 февраля 2018 года город Орел

Судья Советского районного суда г. Орла Горбачева Т.Н., рассмотрев жалобу руководителя финансово-экономического отдела Следственного управления Следственного комитета России по Орловской области ФИО1 на постановление о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Орловской области ФИО2, о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Руководитель финансово-экономического отдела Следственного управления Следственного комитета России по Орловской области (далее- СУ СК России по Орловской области) ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Орловской области (далее- УФК по Орловской области) ФИО2, о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

В обоснование требований указала, что обжалуемым постановлением по делу об административном правонарушении она признана виновной в нарушении сроков представления сведений о бюджетном обязательстве, установленных пунктом 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н (далее- Порядок). В частности, сведения о бюджетном обязательстве №*** от ДД.ММ.ГГ по извещению на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей были сформированы следственным управлением и представлены в УФК по Орловской области ДД.ММ.ГГ, извещение об осуществлении закупки в форме электронного документа направлено на размещение в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГ, однако должны были быть предоставлены не позднее ДД.ММ.ГГ.

Указывает, что согласно обжалуемого постановления, ею ДД.ММ.ГГ совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.15.6 КоАП РФ. При этом, ответственность за указанные действия была предусмотрена редакцией, действовавшей до ДД.ММ.ГГ.

Сведения о бюджетном обязательстве (код формы по ОКУД 0506101) не являются документом бюджетной отчетности, и относятся к иным сведениям, необходимым для исполнения бюджета.

Таким образом, в результате изменения с ДД.ММ.ГГ редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность за представление иных сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, отменена.

С учетом этого полагает, что не могла быть привлечена к административной ответственности после ДД.ММ.ГГ за вменяемое правонарушение.

Также указывает, что на момент совершения административного правонарушения в следственном управлении сведения о бюджетном обязательстве формировались в виде электронного документа в системе удаленного финансового документооборота казначейства и подписывались усиленной квалифицированной подписью исполняющего обязанности руководителя СУ по Орловской области ФИО3, а также усиленной квалифицированной подписью руководителя финансово-экономического отдела ФИО1, поскольку УФК по Орловской области не смогло технически организовать подписание сведений о бюджетном обязательстве одной усиленной квалифицированной подписью.

Согласно карточке образцов подписей №*** от ДД.ММ.ГГ, выданной УФК по Орловской области, исполняющий обязанности руководителя СУ по Орловской области ФИО3 имеет право первой подписи, а ФИО1 имеет право второй подписи платежных и иных документов при совершении операций по лицевому счету.

Также ссылается на отсутствие в должностной инструкции заявителя обязанности по подписанию и представлению в уполномоченные органы сведений о бюджетных обязательствах, а также не предусмотрена ответственность за их несвоевременное представление, в связи с чем на момент совершения административного правонарушения таким лицом в следственном управлении являлся исполняющий обязанности руководителя управления ФИО3, усиленной квалифицированной подписью которого были подписаны сведения о бюджетном обязательстве от ДД.ММ.ГГ№***, направленные в Управление Федерального казначейства по Орловской области с нарушением срока на 2 дня.

Указывает, что также ею не могли быть представлены в срок до ДД.ММ.ГГ указанные данные, поскольку они формируются на основании данных отдела материально-технического обеспечения и поступили в финансово-экономический отдел только ДД.ММ.ГГ в 17-30 час.

На основании изложенного просит постановление по делу об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГ отменить и прекратить производство по данному делу в виду отсутствия состава административного правонарушения.

В судебном заседании начальник финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области ФИО1 и ее защитники Петухов Р.Б., Булгакова И.Н. поддержали жалобу. Кроме того указывают, что материалами дела не подтверждается виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, при производстве по делу не установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Помимо этого, полагают, что в случает установления в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку оно не влечет за собой существенное нарушение охраняемых правоотношений.

.

Заместитель руководителя УФК по Орловской области ФИО2, а также его представитель ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы заявителя. Согласно представленному отзыву, считают несостоятельными доводы заявителя о влиянии на квалификацию вменяемого ФИО1 деяния изменений, внесенных в ст.15.15.6 КоАП РФ ДД.ММ.ГГ. Не соглашаются с доводом заявителя об отсутствии в ее действиях состава правонарушения, поскольку она в соответствии с требованиями должностной инструкции обязана организовывать формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной информации о деятельности органа, представленные сведения об обязательстве подписаны ее квалифицированной электронной подписью и направлены в УФК по Орловской области. Вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения полностью подтверждается материалами дела.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно протоколу об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГ, в ходе организации кассового обслуживания исполнения федерального бюджета по расходам и осуществления контроля по ч.5 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отделом расходов УФК по Орловской области установлено, что СУ СК России по Орловской области нарушены сроки представления сведений о бюджетном обязательстве (не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа) по извещению на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей.

Сведения о бюджетном обязательстве №*** (код формы по ОКУД 0506101) по извещению на поставку моторного топлива, с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей сформированы и предоставлены в УФК по Орловской области ДД.ММ.ГГ, извещение об осуществлении закупки в форме электронного документа по результатам пройденного контроля направлено на размещение в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГ.

Однако, в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 8 Порядка учета, сведения о бюджетном обязательстве должны были быть направлены в орган Федерального казначейства ДД.ММ.ГГ или датой ранее ДД.ММ.ГГ.

Постановлением заместителя руководителя УФК по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ руководитель финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.15.6 КоАП РФ в части представления с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) административным правонарушением признается непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств. Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Приказом Министерства финансов России от 30.12.2015 № 221н утвержден Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению №4.1 к Порядку.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом.

Пункт 8 Порядка устанавливает, что сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании извещения об осуществлении закупки формируются не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанном извещении.

Сведения о бюджетном законодательстве подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета (п.4 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, лица, имеющие право действовать от имени получателя средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, несут персональную ответственность за формирование Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных Порядком сроков их представления.

Как следует из представленных в судебном заседании материалов, ДД.ММ.ГГ в 17.30 инспектором отдела материально-технического обеспечения СУ СК России по Орловской области ФИО7 предоставлена информация в финансово-экономический отдел следственного управления в виде таблицы для постановки на учет бюджетного обязательства по планируемой закупке на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей с указанием планируемой даты размещения извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ финансово-экономическим отделом СУ СК России по Орловской области сформированы сведения о бюджетном обязательстве №*** (код формы по ОКУД 0506101) от ДД.ММ.ГГ по извещению на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей.

Согласно данных Единого портала бюджетной системы РФ, извещение об осуществлении закупки на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей СУ СК России по Орловской области в форме электронного документа по результатам пройденного контроля направлено на размещение в электронной информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГ.

Исходя из указанной даты, согласно пункта 8 Порядка, сведения о бюджетном обязательстве должны были быть направлены в орган федерального казначейства не позднее ДД.ММ.ГГ.

Сведения о бюджетном обязательстве №*** (код формы по ОКУД 0506101) от ДД.ММ.ГГ по извещению на поставку моторного топлива с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей предоставлены в УФК по Орловской области ДД.ММ.ГГ, что не оспаривалось участниками процесса.

Приказом и.о. руководителя СУ СК России по Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** ФИО1 назначена на должность руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области.

Сведения об обязательстве подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью и направлены в УФК по Орловской области ФИО1

Согласно карточке образцов подписей №*** от ДД.ММ.ГГ, выданной УФК по Орловской области, руководитель финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области ФИО1 имеет право второй подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету.

Согласно раздела должностной инструкции руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области, утвержденной ДД.ММ.ГГ, ФИО1 как руководитель финансово-экономического отдела, обязана организовывать формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной информации о деятельности СУ СК России по Орловской области; доводить до сотрудников указания по вопросам оформления первичных документов учета, отчетности и контроля, которые обязательны для выполнения всеми подразделениями следственного управления; обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных данных.

Таким образом, факт представления с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ со стороны ФИО1 как руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, которые оценивались должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Вывод о наличии события правонарушения и виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного статьи 15.15.6 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Доводы заявителя о том, что в данном случае отсутствует ее вина в несвоевременном предоставлении вышеуказанных сведений в орган федерального казначейства в связи с тем, что ей не принадлежит право первой подписи документов и поскольку информация о необходимости размещения указанной закупки была предоставлена в отдел только ДД.ММ.ГГ, не может быть принят судьей во внимание, поскольку данные сведения были подписаны электронной подписью заявителя и именно на нее возложена обязанность по предоставлении в орган федерального казначейства сведений о бюджетном обязательстве.

Довод заявителя о том, что диспозицией ст. 15.15.6 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №118-ФЗ, не предусмотрена ответственность за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в связи с чем на основании ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу в отношении ФИО1 подлежит прекращению, судья считает неверным, поскольку словосочетание «иных сведений» диспозиции указанной статьи в предыдущей редакции, действующей на момент совершения вменяемого правонарушения, заменено словосочетанием «сведений (документов)», при этом характер правоотношений остался неизменным.

То обстоятельство, что причиной нарушения установленного срока предоставления сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, по мнению заявителя, послужили действия, не находящегося у нее в подчинении сотрудника отдела материально- технического обеспечения ФИО7, который по собственной инициативе разместил извещение об осуществлении закупки в Единой информационной системе ДД.ММ.ГГ, также не влияют на правомерность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Именно на ФИО1 в соответствии с указанными положениями Порядка и требованиями должностной инструкции возложена обязанность организовывать формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной информации о деятельности СУ СК России по Орловской области, доводить до сотрудников указания по вопросам оформления первичных документов учета, отчетности и контроля, которые обязательны для выполнения всеми подразделениями следственного управления, соответственно и в том числе отделом материально- технического обеспечения, обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных данных.

При производстве по делу об административном правонарушении административным органом не было допущено процессуальных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Размер административного штрафа определен с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отношения заявителя к совершенному деянию.

Вместе с тем судья учитывает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценивания в совокупности обстоятельства и характер совершенного ФИО1 правонарушения, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств каких-либо негативных последствий, учитывая, что совершенное заявителем административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства, имеются основания для признания его малозначительным.

Учитывая изложенное, обжалуемые постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании статья 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В связи с изложенным, судья считает необходимым указанное постановление о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГ отменить и прекратить производство по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области ФИО1 на постановление о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГ в отношении руководителя финансово-экономического отдела СУ СК России по Орловской области ФИО1 по ст.15.15.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья Т.Н. Горбачева