Дело № 12-4/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с.Большое Игнатово 27 июля 2018 года
Судья Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия Комова Нина Васильевна,
при секретаре Тутуркиной А.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора ГКУ «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны,
защитника Грошевой В.И., Захаровой Ирины Владимировны, действующей на основании доверенности от 27 июля 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 от 24 апреля 2018 года № 218, которым должностное лицо - директор государственного казенного учреждения «Социальная зашита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошева Валентина Ивановна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Мордовской АССР, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью седьмой статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Мордовия ФИО1 от 24 апреля 2018 года директор Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошева В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностное лицо - директор Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошева В.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В обоснование своей жалобы Грошева В.И. указала о том, что должностное лицо антимонопольного органа пришло к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в частности части 4 статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении 13 апреля 2015 года контракта № 248-114/2015 между ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» и ООО «Драйвер», предметом которого являлось оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Контракт заключен на сумму 93 915 рублей. Однако она считает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Частью 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Считает, что положения указанной части не распространяются на случай осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный пунктом 4 части 1 указанной статьи. Следовательно, из анализа приведенных правовых норм следует, что закупка может быть осуществлена у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без оформления указанного отчета в случае заключения контракта, цена которого не превышает 100 тыс. рублей. Также, считает, что не имеет правового значения ссылка в постановлении на то, что на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, также как и утверждение, что в настоящее время АИС ЭСРН действуют и в других регионах страны и услуги по их системно-техническому сопровождению и администрированию могут оказываться только организациями, имеющими лицензию ФСБ, выбор потенциальных исполнителей становиться шире. По мнению антимонопольного органа данное соглашение с ООО «Драйвер» было заключено с ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» не самостоятельно, а по указанию Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, где в качестве основного доказательства антимонопольный орган в постановлении указал на копию электронного письма от 27.03.2015 г., представленного в материалы дела ООО «Центр новых технологий и инноваций», не сумевших пояснить природу его происхождения. Считает, что данный вывод антимонопольного органа является ошибочным, поскольку контракт заключался исходя из потребности в услугах и из объема доведенных лимитов. Со стороны Министерства отсутствовало какое-либо указание Учреждению на организацию, с которой необходимо было заключить данный контракт. С момента внедрения в эксплуатацию АИС ЭСРН РМ Учреждение самостоятельно заключало контракты на оказание услуг по ее системно-техническому сопровождению и администрированию. Вывод антимонопольного органа о том, что соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, является несостоятельным, поскольку указанный конкурс проведен Минсоцзащиты Республики Мордовия, данные организации заявки в Учреждение о намерении оказать услуги по информационно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ не подавали, также как и сведений об оказании данных услуг на рынке, контракт был заключен с единственным поставщиком. Минсоцзащиты Республики Мордовия в 2015 году являлось исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения, следовательно ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» не относится к субъектам, поименованным в статье 16 Закона о конкуренции, а она как директор Учреждения не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП Российской Федерации. Обжалуемое постановление не содержит указание на то, какие служебные обязанности ею не были исполнены, либо исполнены ненадлежащим образом. Антимонопольный орган ограничился только указанием на наличие у нее обязанности по соблюдению антимонопольного законодательства. Заключение ею контракта с ООО «Драйвер» без нарушений действующего законодательства не образует состава вмененного ей в вину административного правонарушения. Нарушение конкуренции при данных обстоятельствах, при наличии возможности в установленном законом случаях заключать контракт с единственным поставщиком, невозможно. Её вина в совершении правонарушения отсутствует, также как и состав самого правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ. Полагает, что проверка в отношении ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» антимонопольным органом проведена незаконно. При заключении контракта с ООО «Драйвер» в 2015 году, статья 14.32 КоАП Российской Федерации не содержала часть 7, она введена в действие только в 2017 году, при таких обстоятельствах антимонопольный орган не вправе был привлекать ее к ответственности по ч.7 ст.14.32 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель Грошева В.И. и ее представитель Захарова И.В. жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней, считают, что в действиях директора ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой В.И. отсутствует состав административного правонарушения, просили суд удовлетворить жалобу.
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Мордовия о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Грошевой В.И. извещено своевременно и надлежащим образом. На имя суда поступило заявление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Мордовия ФИО1, в котором она просит суд рассмотреть жалобу Грошевой В.И. в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление от 24.04.2018 года, в связи с невозможностью явки в судебное заседание. Дополнительно в своем возражении от 19.06.2018 года указывают, что поводом для привлечения Грошевой В.И. к административной ответственности явилось решение Мордовского УФАС России от 23.08.2017 года № 498 по делу № 662, которым Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Общество с ограниченной ответственностью «Драйвер» и Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения», в том числе Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия», были признаны нарушившими часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данное решение в судебном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу.
Заслушав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Грошеву В.И., её представителя Захарову И.В., исследовав письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, а, исходя из содержания ст.26.1 КоАП Российской Федерации, подлежит выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения, а также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Частью 7 статьи 14.32 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, либо за осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной, основанной на положениях Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании п.1 ч.4 ст.11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Исходя из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для признания действий согласованными необходимо установление фактов, что они направлены на достижение общего результата и заранее известны каждому из участвующих в них субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, являются должностные лица приведенных в ней органов или организацией, заключившие соглашения, либо совершившие согласованные действия, недопустимые в силу приведенного Федерального закона.
Из поступивших в суд материалов следует, что поводом для возбуждения дела № 218 об административном правонарушении в отношении директора Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны послужило решение комиссии Мордовского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 662 от 18.08.2017 года, принятое по результатам проверки заявления Общества с ограниченной ответственностью «Центр новых технологий и инноваций» о нарушениях требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", содержащее сведения о допущенных нарушениях ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» при заключении с ООО «Драйвер» контракта № 249-114/2015 от 13.04.2015 года без проведения торгов, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Данный вывод основан на следующих фактических обстоятельствах, установленных комиссией Мордовского УФАС России.
30.08.2016 года в Мордовское УФАС России поступило заявление ООО «Центр новых технологий и инноваций» № 25 (вх. № 4287 от 30.08.2016 г.), содержащее сведения о нарушении Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и Обществом с ограниченной ответственность «Драйвер» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», из которого следует, что 03.03.2015 ООО «Центр новых технологий и инноваций» в Мордовское УФАС России была подана жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (реестровый номер закупки 0109200002415000059) в связи с многочисленными нарушениями требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), содержащимися в конкурсной документации № 6-ОК-15/ОУ.
Решением от 16.03.2015 года антимонопольный орган признал жалобу Заявителя обоснованной, а действия Минсоцзащиты Республики Мордовия, выразившиеся в составлении конкурсной документации, предоставляющей необоснованные преимущества одному из участников размещения заказа - ООО «Драйвер», нарушающими требования статьи 8, части 5 статьи 24, частей 8, 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Должностные лица Минсоцзащиты Республики Мордовия продолжили совершать действия, нарушающие требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выражающиеся в недопущении, ограничении, устранении конкуренции в сфере предпринимательской деятельности, путем навязывания подведомственным государственным учреждениям социальной защиты населения Республики Мордовия условий договора, невыгодных для них, а также совершения согласованных действий между Министерством и ООО «Драйвер».
Вместе с тем, направляя в Мордовское УФАС России заявление (вх. № 4287 от 30.08.2016 г.), ООО «Центр новых технологий и инноваций» приложило к нему, в том числе, копию распечатки электронного письма заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты Республики Мордовия ФИО2 от 27.03.2015, адресатами которого выступают Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения». Данным письмом отправитель просит получателей оперативно внести изменения в планы-графики закупок для заключения контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также уведомляет их о том, что договоры будут подписываться с ООО «Драйвер».
К данному электронному письму также был приложен файл в формате xls, содержащий данные о стоимости оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ на II-IV кварталы 2015 года, подготовленный начальником отдела информационных технологий Минсоцзащиты Республики Мордовия ФИО3.
По мнению ООО «Центр новых технологий и инноваций» данным электронным письмом Государственным казенным учреждениям «Социальная защита населения» предписано заключить контракты с ООО «Драйвер» с апреля 2015 года, сроком действия до 31.12.2015 года, что исключает проведение закупки конкурентным способом.
Это, согласно доводам ООО «Центр новых технологий и инноваций», дополнительно подтверждается тем, что, начиная с апреля 2015 года все подведомственные государственные учреждения Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ именно с ООО «Драйвер», что, в свою очередь, свидетельствует о том, что Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения» в 2015 году самостоятельно не определяли исполнителя по контрактам на оказание указанных услуг.
На основании приказа Мордовского УФАС России от 29.11.2016 № 125-од было возбуждено дело № 662 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, материалами дела которого установлено, что должностные лица Минсоцзащиты Республики Мордовия продолжили совершать действия, нарушающие требования ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в недопущении, ограничении, устранении конкуренции в сфере предпринимательской деятельности, путем навязывания подведомственным государственным учреждениям социальной защиты населения Республики Мордовия условий договора, невыгодных для них, а также совершения согласованных действий между Министерством и ООО «Драйвер».
Вместе с тем, повторная закупка Минсоцзащиты Республики Мордовия не проводилась, а бюджетные средства, ранее выделенные на закупку услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, были перераспределены между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и подведомственными ему учреждениями
ГКУ «Социальная защита населения», следствием чего стало внесение изменений в планы- графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственных казенных учреждений «Социальная защита населения», подведомственных Министерству, на 2015 год, которое было осуществлено казенными учреждениями после 27.03.2015 года.
Именно 27.03.2015 года, согласно заявлению ООО «Центр новых технологий и инноваций», в подведомственные Министерству ГКУ «Соцзащита населения» было направлено письмо заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ ФИО2.
Ввиду того, что данное письмо не содержит электронную цифровую подпись отправителя и однозначно установить, имело ли место его направление, без получения дополнительной информации было невозможно, Мордовским УФАС России в ГКУ «Соцзащита населения» был направлен запрос о предоставлении сведений о выполнении поручения заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ ФИО2 от 27.03.2015, о внесении изменений в план-график закупок для заключения контрактов на оказание услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также информации о заключении договоров с ООО «Драйвер» с приложением копий таких договоров (контрактов).
В ответ на данный запрос ГКУ «Социальная защита населения» представили в антимонопольный орган копии запрошенных договоров (контрактов).
В письмах остальных ГКУ «Соцзащита населения», также заключивших контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер», в том числе в письме ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району РМ», отсутствовала какая-либо информация об электронном письме заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты Республики Мордовия Я.А. ФИО2, но при этом давалось указание на то, что учреждения самостоятельно осуществляют свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и Устава учреждения, и в целях реализации своих функций имеют право на заключение и оплату государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производимых от имени Республики Мордовия, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В дополнение к изложенному на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 662 представители ГКУ «Соцзащита населения» указали на то, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика проводить изучение рынка закупаемых услуг до заключения контракта с единственным поставщиком цена которого составляет менее 100 тысяч рублей.
Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что отсутствие такой обязанности фактически дает возможность не только для злоупотребления при расходовании бюджетных средств, но и для негласной договоренности между заказчиком и поставщиком (исполнителем).
Анализ представленных ГКУ «Соцзащита населения» планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2015 год свидетельствует о том, что многие казенные учреждения воспользовались возможностью указывать в планах-графиках информацию о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ одной строкой.
Вышеизложенное, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о том, что размер денежных средств, выделенных каждому ГКУ «Соцзащита населения» на заключение контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, в точности соответствует цене контрактов, в последующем заключенных казенными учреждениями с ООО «Драйвер».
Дополнительным свидетельством того, что заключение контрактов на оказание вышеуказанных услуг с ООО «Драйвер» осуществлялось ГКУ «Соцзащита населения» не самостоятельно, а под контролем Минсоцзащиты Республики Мордовия является следующее.
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в письме от № 13-490, объясняя заключение ГКУ «Соцзащита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ именно с ООО «Драйвер», представило в Мордовское УФАС России сведения об обязательном наличии у организаций, обслуживающих инфраструктуру программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ лицензии ФСБ России по Республике Мордовия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и коммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Вместе с тем еще до поступления в материалы дела № 662 письма Минсоцзащиты РМ от № 13-490 УФСБ по РМ письмом от 31.01.2017 № 67/6/10-702 (вх. № 446 от 02.02.2017 г.), представленным в ответ на запрос Мордовского УФАС от 13.01.2017 № 50 о представлении информации о необходимости наличия у лица, осуществляющего услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, указанной лицензии ФСБ России по Республике Мордовия подтвердило необходимость наличия данной лицензии при оказании услуг по администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ ввиду того, что оно включает в себя установку и настройку аппаратно-программных комплексов VipNet 3.x. В свою очередь сопровождение и администрирование аппаратно- программных комплексов VipNet 3.x подпадают под подпункты 12-19 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313. При этом на территории Республики Мордовия, по данным УФСБ по РМ, зарегистрированы 22 организации, имеющие данную лицензию.
Таким образом, даже на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ. Учитывая тот факт, что в настоящее время Автоматизированные информационные системы «Электронный социальный регистр населения» действуют и в других регионах страны и услуги по их системно-техническому сопровождению и администрированию могут оказываться только организациями, имеющими лицензию ФСБ, выбор потенциальных исполнителей становится еще шире.
Доказательством наличия соглашения между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, ГКУ «Соцзащита населения» и ООО «Драйвер», в частности, является следующая последовательность взаимообусловленных действий:
опубликование 16.02.2015 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса № 0109200002415000059 на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (далее также - АИС ЭСРН РМ);
аннулирование 17.03.2015 открытого конкурса № 0109200002415000059, заявки на участие в котором были поданы тремя хозяйствующими субъектами: ООО «Деловые сети», ООО «Драйвер», ООО «Центр новых технологий и инноваций» и отказ от проведения повторной конкурентной процедуры;
перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуги по информационно-техническому сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (3 154 534,02 руб.) между Государственными казенными учреждениями «Соцзащита населения», подведомственными Минсоцзащиты РМ, и заключение ими контрактов с единственным поставщиком - ООО «Драйвер», подпунктом 4.4. пункта 4. «Порядок приемки услуг» которых установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета, осуществляется проверка и согласование технических отчетов.
ГКУ «Соцзащита населения» являются самостоятельными юридическими лицами, подведомственными Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, действующими на основании Уставов, учредителями которых является Республика Мордовия.
Учитывая изложенное, действия ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия», квалифицированы как антиконкурентное соглашение, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, в том числе, учитывая их относительную синхронность, единство цели и последствия для государственных интересов (контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ с единственным поставщиком заключены без изучения рынка закупаемых услуг).
Соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе для субъектов (ООО «Деловые сети», ООО «Центр новых технологий и инноваций»), ранее подававших заявки на участие в отмененном конкурсе.
ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» и ООО «Драйвер» было участником соглашения, и его действия, как и действия иных участников соглашения, противоречат пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Факт нарушения ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» требований п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен решением УФАС по Республике Мордовия по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 662 от 18.08.2017 года, которое, как указывал руководитель Управления ФИО4 и не оспаривается сторонами, не было обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Грошева Валентина Ивановна является директором Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» и имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Грошева Валентина Ивановна назначена на должность директора ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району РМ» приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 01.02.2012 № 25 с 30.01.2012.
В соответствии с Уставом Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» (действовавшим на момент совершения правонарушения) единоличным исполнительным органом управления Учреждением является директор, который действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и настоящим Уставом и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного с ним трудового договора, а также несет персональную ответственность за качество оказания государственных услуг (выполнения работ) и осуществления государственных функций.
Согласно пункту 1.4 Устава государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия», Учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту, социальное обслуживание и оказание услуг населению в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения (пункт 3.2 Устава).
Доводы подателя жалобы Грошевой В.И. и её защитника о том, что Учреждение ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району РМ» не относится к субъектам, поименованным в статье 16 Закона о конкуренции, а директор Грошева В.И., соответственно, субъектом правонарушения, предусмотренного частью седьмой статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5.5 Устава учреждение в целях реализации своих функций имеет право на заключение и оплату государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Республики Мордовия, в передах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и исполненных обязательств.
Согласно пункту 6.2 Устава единоличным исполнительным органом управления Учреждением является директор.
Директор Учреждения действует на основе законодательства Российской Федерации, Республики Мордовия, настоящего Устава и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного с ним трудового договора, а также несет персональную ответственность за качество оказания государственных услуг (выполнения работ) и осуществления государственных функций.
Директор Учреждения без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (подп. 1 п.6.4. Устава).
Таким образом, на директора ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошеву В.И. возложена обязанность по соблюдению, в том числе, требований антимонопольного законодательства.
Грошевой В.И. было нарушено требование пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанное соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе для субъектов (ООО«Деловые сети», ООО «Центр новых технологий и инноваций»), ранее подававших заявки на участие в отмененном конкурсе.
Субъективная сторона совершенного правонарушения характеризуется виной, поскольку Грошевой В.И., в связи с занимаемой ею должностью директора ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия», должно было быть известно об обязанности ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» соблюдать установленные антимонопольным законодательством положения, в том числе о запрете на заключение соглашений (и участии в них), которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, однако мер по обеспечению надлежащего контроля за соблюдением Учреждением установленного действующим законодательством запрета Грошевой В.И. предпринято не было.
С учетом выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении директора ГКУ «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой В.И. ведущим специалистом-экспертом отдела контроля товарных рынков и органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО5 составлен протокол № 137 от 12.04.2018 года об административном правонарушении, о привлечении Грошевой В.И. к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 КоАП Российской Федерации. Согласно данным протокола Грошева В.И. 13 апреля 2018 г., являясь должностным лицом, совершила действия, выразившиеся в заключение запрещенного в соответствии с действующим законодательством соглашения, а именно контракта №249-114/2015 с ООО «Драйвер» на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ. В протоколе указано, что Грошева В.И. с протоколом не согласна, от подписи отказалась.
На основании указанного протокола об административном правонарушении исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 рассмотрено дело об административном правонарушении № 218 и вынесено оспариваемое постановление от 24.04.2018 года о признании директора ГКУ «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой В.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП Российской Федерации с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 пришла к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью седьмой статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины Грошевой В.И. в совершении указанного административного правонарушения.
Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Грошева В.И., являясь должностным лицом, директором ГКУ «Социальная защита населения в Большеигнатовском районе Республики Мордовия» обязана руководствоваться, то есть знать и соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и положения Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», следовательно, обязана не допустить при осуществлении руководства учреждением совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Таким образом, должностным лицом ГКУ «Социальная защита населения в Большеигнатовском районе Республики Мордовия» на апрель 2015 года, ответственным за нарушение п. 4 ст. 16 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участия в нем, которое привело и могло привести к недопущению и ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, являлась Грошева В.И..
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены, размер наказания определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Довод Грошевой В.И. о том, что антимонопольным органом не установлена форма вины, не является основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку в соответствии с диспозицией ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного указанной нормой, наступает вне зависимости от формы вины.
Вместе с тем судья приходит к выводу о необходимости переквалификации действий Грошевой В.И..
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Во время совершения административного правонарушения 13 апреля 2015 г. административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в редакции статьи 14.32 КоАП Российской Федерации на апрель 2015 года, установленной Федеральным законом от 17 июля 2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», была предусмотрена частью 3 статьи 14.32 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах действия Грошевой В.И. подлежат переквалификации с части 7 статьи 14.32 КоАП Российской Федерации на часть 3 статьи 14.32 КоАП Российской Федерации в редакции части 3 статьи 14.32 КоАП Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №160-ФЗ, что не ухудшает её положение.
Довод подателя жалобы об отсутствии объективной стороны вмененного ей административного правонарушения является несостоятельным.
Действия директора ГКУ «Социальная защита населения в Большеигнатовском районе Республики Мордовия», по заключению контракта с единственным поставщиком услуги фактически ограничили доступ иных субъектов к оказанию данных услуг, выполнению работ. Указанные действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП Российской Федерации, поскольку нарушают положения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
На основании изложенного, считаю, что постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 от 24 апреля 2018 г. которым должностное лицо - Грошева В.И. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью седьмой статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению.
Иных процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение принятых по делу актов, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 от 24 апреля 2018 года по делу № 218 об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью седьмой статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Действия директора Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны переквалифицировать с части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В остальной части постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 № 218 от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу директора Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Большеигнатовскому району Республики Мордовия» Грошевой Валентины Ивановны - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Большеигнатовского
районного суда Республики Мордовия Н.В. Комова