Дело №12-4/2019
Р Е Ш Е Н И Е
«21» января 2019 года город Мирный РС(Я)
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Воронов С.А., при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, должностного лица административного органа ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе должностного лица – главного геолога акционерного общества «АЛРОСА-Газ» ФИО4 на постановление № 639 от 11 декабря 2018 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях
установил:
Постановлением государственного инспектора Ленского управления Ростехнадзора от 11.12.2018 года №639, главный геолог АО «АЛРОСА-Газ» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица обжаловал его в суд, указывая о несостоятельности выводов инспектора, наличии события административного правонарушения и виновности должностного лица в его совершении. Указывает, что АО «АЛРОСА-Газ» консервацию скважин не осуществляло, и они находятся во временной приостановке.
Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания.
В ходе судебного заседания защитник должностного лица поддержал доводы, изложенные в жалобе, подтвердив обстоятельства на которых они основаны. Указал, что скважины являются собственностью юридического лица, но расположены на территории Таас-Юряхского месторождения, недропользователем которого является иное юридическое лицо.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление о назначении административного наказания с доводами жалобы не согласен. Просит постановление оставить без изменения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела прихожу к следующему.
На основании распоряжения Ленского управления Ростехнадзора от 09.10.2018 года №1022-рп, в период с 07.11.2018 года по 21.11.2018 года, Ленским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении Акционерного общества «АЛРОСА-Газ», по результатам которой был составлен акт проверки от 22.11.2018 года №А-1022/п-2018 из которого следует, что скважины № 559 и № 141-01 находятся во временной приостановке по приказу руководителя организации с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Акты на консервацию не составлялись и на согласование в территориальный орган Ростехнадзора не направлялись. Скважины не эксплуатируются более 20 лет, консервационные мосты не установлены.
Проведённой проверкой, по мнению должностных лиц надзорного органа, юридическим лицом нарушены требования, которые установлены положениями Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», иных нормативно- правовых актов Российской Федерации - требования п.п.1268, 1269, 1327, 1340 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Ростехзнадзора от 12.03.2013 №101. Далее по тексту ФНП «ПБ НГП»)
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3). В соответствии со ст. 9, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация и работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1268 ФНП «ПБ НГП» ликвидация и консервация скважин считается завершенной после подписания акта ликвидации или консервации пользователем недр и территориальным органом Ростехнадзора. Пунктом 1269 ФНП «ПБ НГП» установлено, что акты на ликвидацию, консервацию скважин представляются в территориальный орган Ростехнадзора. Пунктом 1327 ФНП «ПБ НГП» предусмотрено, что временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин.
Пунктом 1340 ФНП «ПБ НГТТ» 1340 определено, что срок консервации скважин после эксплуатации без установки консервационного моста над интервалом перфорации - 3 года. Срок консервации скважин после эксплуатации с установкой консервационного моста над интервалом перфорации - 5 лет. Срок нахождения в бездействии скважины перед консервацией при этом не учитывается. Продление срока консервации скважин устанавливается пользователем недр или его представителем по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.
Как следует из материалов дела скважины №№559, 141-01 не находятся в эксплуатации более 20 лет, что не отрицается защитником. Временная приостановка указанных скважин, на основании приказа юридического лица, была установлена на срок с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года, т.е. на срок более 6 месяцев, без дальнейшего продления с территориальным органом Ростехнадзора, что является нарушением требований п. 1327 ФНП «ПБ НГП». В нарушение требований п.п.1268, 1269, 1340 ФНП «ПБ НГП», п.2.12. АО «АЛРОСА-Газ» не предпринял, несмотря на длительный срок не эксплуатации скважин, никаких действий по их консервации.
ФИО4 согласно приказа работодателя является главным геологом АО «АЛРОСА Газ» и согласно должностной инструкции помимо иного обязан (пункт 1.6) в своей деятельности руководствоваться, в том числе, постановлениями Ростехнадзора в области нефти и газа, к которым относится ФНП «ПБ НГП», а также положениями своей должностной инструкции. В силу пункта 2.12. главный геолог отвечает за контролирование осуществления контроля за проведением испытания разведочных, эксплуатационных и наблюдательных скважин на месторождении, контроль за подготовкой скважин к консервации и за их ликвидацией, за ходом проектно-изыскательских работ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, сведениями министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), объяснением представителя юридического лица иными материалами дела.
Предметом правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. (Обществом эксплуатируются опасные производственные объекты, скважины №№559, 141-01, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от 28.05,2018 №А73-00062).
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
В силу возложенных должностных обязанностей, являясь должностным лицом общества, главный геолог АО «АЛРОСА Газ» является субъектом правонарушения по ст.9.1 КоАП РФ и обязан был знать и соблюдать требования нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности.
Вывод должностного лица о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного правонарушения, его направленности, роли правонарушителя, основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ст.9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения – предупреждения.
При производстве по делу, порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора от 11 декабря 2018 года о признании должностного лица - главного геолога акционерного общества «АЛРОСА-Газ» ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения -оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения копии решения суда.
Председательствующий судья: п/п С.А. Воронов
«Копия верна»
Судья Мирнинский районный суд РС(Я): С.А. Воронов