ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 03.02.2020 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Новобелокатай 03 февраля 2020 года

Судья Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан Комягина Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника (контрактного управляющего) Муниципального казенного учреждения «Отдел Образования Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан» ФИО1 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2 ФИО1 как должностное лицо - начальник (контрактный управляющий) Муниципального казенного учреждения «Отдел Образования Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Белокатайский межрайонный суд, заявителем ФИО1 поставлен вопрос о об отмене постановления в связи с малозначительностью, по тем основаниям, что ею в нарушение положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» неверно был определён способ поставщика услуги по организации отдыха и оздоровления детей путем закупки посредством электронного аукциона, в то время как с 01.05.2019 года способ поставщика услуг по организации отдыха и оздоровления детей должен был определяться посредством объявления конкурса с ограниченным участием. Об изменениях, которые вступили в законную силу с 01.05.2019 года, она информирована не была. План-график на приобретение путевок на три смены по трем закупкам был размещен в ЕИС 19.04.2019 года. Весь пакет документов был приготовлен с учетом проведения аукциона в электронном виде, который действовал по состоянию на апрель 2019 года. Электронный аукцион был размещен 7 и 13 мая 2019 года. В случае отмены объявленного аукциона приобретение путевок могло бы быть обеспечено только на июль-август месяцы, так как с момента отмены электронного аукциона в соответствии с требованиями конкурса с ограниченным участием процедура закупки продлевается на 1,5 месяца, а именно 10 – 20 мая 2019 - отмена приема заявок и внесение изменений в план-график, с 21. 05. – 13.06.2019 (15 рабочих дней) – прием заявок, с 13.06.2019 г. 4 рабочих дня протоколы, с 21.06. по 01.07.2019 г. – 10 календарных дней заключения контракта, следовательно, приобретение путевок в лагерь на 1 и 2 смены был бы сорван, ввиду чего ущерб от этого был бы гораздо значительнее по причине срыва отдыха и оздоровления детей. Приобретение путевок по запросу котировок как более короткого по сроку способа было невозможно, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 82.1 годовой объем закупок, осуществляемый путем проведения запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов. В данном случае это только 180000 руб., которые к моменту объявления аукциона были использованы.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена о рассмотрении жалобы надлежащим образом, в информационном письме сообщила, что в летнем лагере <данные изъяты> дети отдыхают с 1994 года, ежегодно лагерь оформляет разрешительные документы на открытие смен в летний период, за период существования лагеря жалоб, нареканий к организации и проведению летнего отдыха и оздоровления детей не поступало. В 2016 году в лагере за 3 смены отдохнул 271 ребенок, в том числе 25 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году за три смены отдохнуло 278 детей, из них 40 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году за 2 смены отдохнуло 172 ребенка, из них 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году за три смены отдохнуло 212 детей, из них 46 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В детском лагере ООО <данные изъяты> отдохнуло 20 детей, жалоб и претензий по организации и проведению отдыха не поступило.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 7.29Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) в редакции от 01.05.2019 года установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

Согласно, пункта 1 части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором к участникам предъявляются дополнительные требования. Информация о его проведении размещается в ЕИС, она доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается предложивший лучшие условия исполнения контракта участник, заявке которого присвоен первый номер. Условия оцениваются на основании критериев, указанных в конкурсной документации (части 2, 3 статьи 24, часть 1 статьи 56.1, часть 14 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Контракт по итогам проведения конкурса с ограниченным участием заключается на электронной площадке не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (часть 1 статьи 24.1, часть 9 статьи. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

При проведении конкурса с ограниченным участием к участникам в извещении и документации устанавливаются дополнительные требования (части 5, 6 статьи 56.1 Закона N 44-ФЗ). Они устанавливаются согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Участник должен во второй части заявки представить документы, подтверждающие соответствие таким требованиям (часть 7 статьи 56.1 Закона N 44-ФЗ).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2- ФИО1 как должностное лицо - начальник (контрактный управляющий) Муниципального казенного учреждения «Отдел Образования Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения ч.5 ст.24, п. з ч.2 cт.56.l Закона о контрактной системе, выразившегося в избрании способа осуществления закупки в виде проведения электронного аукциона.

Согласно пункта 9 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (р "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") дополнительными требованиями к участникам закупки на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению являются наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, что подтверждается копиями ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, а также документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней)

Как следует из материалов дела, План-график на приобретение путевок на закупку на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению был размещен 19.04.2019 года, электронный аукцион на приобретение путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для организации отдыха и оздоровления детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей по закупкам , и были размещены 7 и 13 мая 2019 года, в то время как изменения к Закону N 44-ФЗ вступили в законную силу с 01.05.2019 года.

По результатам проведенных электронных аукционов МКУ Одел Образования Администрации МР Белокатайский район РБ заключило муниципальные контракты с победителями торгов – МАУ ДО <данные изъяты> от 31.05.2019 г. по цене <данные изъяты> коп., с ООО <данные изъяты> от 10.06.2019 г. по цене <данные изъяты> коп. и с МАУ ДО <данные изъяты> от 10.06.2019 г. по цене <данные изъяты>

Вместе с тем, как усматривается из Закона N 44-ФЗ главной отличительной особенностью по процедуре проведения двух способов закупки – посредством электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием является предъявление на конкурс с ограниченным участием дополнительных документов подтверждающих опыт исполнения аналогичных контрактов (договоров).

Между тем ФИО1 в суд представлены документы, в частности скрин-шоты со страниц сайта Интернет о том, что МАУ ДО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> имеют опыт в оказании услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению. Ранее с МАУ ДО <данные изъяты> неоднократно заключались аналогичные контракты, ООО <данные изъяты> также работает на рынке данных услуг и с данной организацией в Республике Башкортостан заключаются аналогичные контракты.

Таким образом, в действиях ФИО1 усматриваются признаки совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с тем несоблюдение процедуры проведения закупок не повлекло нарушение прав участников, при этом, договоры на оказание услуг были заключены с организациями соответствующими требованиям, установленным законодательством после 01.05.2019 года.

Допущенное нарушение не повлекло существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям, что позволяет указанный случай признать исключительным, а правонарушение квалифицировать как малозначительное, и на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, ограничившись устным замечанием.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

Постановление Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО2 от 29.11.2019 года, которым должностное лицо - ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей отменить, освободив ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание. Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.

Судья: подпись Г.С. Комягина

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Г.С.Комягина

Главный специалист ФИО3