Дело № 12-4/2020
РЕШЕНИЕ
г.Ковылкино 14 февраля 2020 г.
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Романова О.А.,
при секретаре Фоминой А.В.,
рассмотрев жалобу ООО «Дентро» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области №34/6-58-19-ИЗ/12-15308-И/33-13 от 11 декабря 2019 г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дентро» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области №34/6-58-19-ИЗ/12-15308-И/33-13 от 11 декабря 2019 г. Общество с ограниченной ответственностью «Дентро» (далее по тексту ООО «Дентро») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО «Дентро» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности. Указывает, что несчастный случай с работником предприятия <ФИО> произошел в результате несоблюдения им Правил дорожного движения. В компании разработано Типовое положение о системе управления охраной труда, имеется Инструкция для водителей-экспедиторов, в которой конкретизированы и указаны опасные и вредные производственные факторы, Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителей-экспедиторов, содержащая информацию о мероприятиях, направленных на снижение профессиональных рисков, Программа стажировки водителей, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, вмененного ООО «Дентро». Кроме того, в обжалуемом постановлении не указаны дата и место совершения правонарушения, что является существенным процессуальным нарушением требований КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В случае если будет установлено, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, просит считать его малозначительным.
В судебное заседание представитель ООО «Дентро» ФИО2 не явилась, о дне и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. В судебном заседании 21 января 2020 г. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 в судебное заседание не явился, в возражениях на жалобу просил постановление №34/6-58-19-ИЗ/12-15308-И/33-13 от 11 декабря 2019 г. в отношении ООО «Дентро» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Потерпевший <ФИО> в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрении дела извещен надлежаще.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Согласно статье 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Согласно пункту 33 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.
Как следует из материалов дела, при проведении в период с 30 июля по 3 октября 2019 г. проверки по факту тяжелого несчастного случая, произошедшего 11 июля 2019 г. с водителем-экспедитором ООО «Дентро» <ФИО>, Государственной инспекцией труда в Волгоградской области были выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, послужившие основанием для составления в отношении ООО «Дентро» протокола об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение требований п.п. 6.1, 6.1.1 Типового положения о системе управления охраной труда №08, утвержденного генеральным директором ООО «Дентро» ФИО1, п.33 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РФ от 19.08.2016 №438н, статьи 209 ТК РФ, абз. 3 части 2 статьи 212 ТК РФ не обеспечено эффективное функционирование системы управления охраной труда в организации. Созданная система управления охраной труда не организует работу, направленную на сохранение жизни и здоровья работников, не обеспечивает соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, а именно в ООО «Дентро» работодателем в положение о системе управления охраны труда не установлен порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
-протоколом об административном правонарушении №34/6-58-19-ИЗ/12-14546-И/33-13 от 27 ноября 2019 г., из которого следует, что общество нарушило законодательство об охране труда;
- актом №2 о несчастном случае на производстве от 3 октября 2019 г.,
-Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным генеральным директором ООО «Дентро» 9 января 2018 г. №08, в котором не установлен порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО «Дентро» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка в жалобе на наличие в организации Инструкции для водителей-экспедиторов, в которой конкретизированы и указаны опасные и вредные производственные факторы, Программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителей-экспедиторов, содержащей информацию о мероприятиях, направленных на снижение профессиональных рисков, Программы стажировки водителей, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поскольку процедура управления профессиональными рисками является обязательным разделом Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, которое в соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан разработать.
В соответствии с пунктом 33 Типового положения о системе управления охраной труда к мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся: выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, снижение уровней профессиональных рисков.
В связи с вышеизложенным действия ООО «Дентро» правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Требование об указании даты и места совершения административного правонарушения КоАП РФ предъявляет к содержанию протокола об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении №34/6-58-19-ИЗ/12-14546-И/33-13 от 27 ноября 2019 г. данные сведения отражены, в связи с чем доводы в этой части являются необоснованными.
Постановление о привлечении указанного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено по общим правилам его назначения в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о наличии оснований для признания административного правонарушения малозначительным отклоняются.
С учетом важности и социальной значимости охраняемых нормой, установленной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, общественных отношений в сфере труда, объекта посягательства - трудовые права работника, совершенное ООО «Дентро» правонарушение не может быть признано малозначительным.
Довод жалобы о несоразмерности назначенного наказания в виде штрафа допущенным нарушениям трудового законодательства, о его несправедливости, критериям которой отвечало бы назначение наказания в виде устного замечания, отклоняется, так как штраф назначен в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, с учетом всех заслуживающих обстоятельств.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области №34/6-58-19-ИЗ/12-15308-И/33-13 от 11 декабря 2019 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Дентро» - без удовлетворения.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия О.А. Романова