ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 16.03.2020 Никольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-4/2020

УИД 35RS0017-01-2020-000052-74

РЕШЕНИЕ

г. Никольск 16 марта 2020 года

Судья Никольского районного суда Вологодской области Пожилов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования город Никольск на постановление начальника Отдела надзорной деятельности и ПР по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам - главного государственного инспектора Никольского и Кичменгско-Городецкого районов по пожарному надзору ФИО1 № ХХ от 09.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, решение заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 16.01.2020 по жалобе на постановление № ХХ от 09.12.2019

установил:

Инспектором ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области ст. лейтенантом внутренней службы ФИО3 в отношении администрации МО г. Никольск составлен протокол № ХХ от 06.12.2019 об административном правонарушении за нарушение требований «Правил противопожарного режима 2012», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 83, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171.СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, СП 5.13130 2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические Приложение А.

09.12.2019 постановлением начальника ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско- Городецкому районам - главного государственного инспектора Никольского и Кичменгско- Городецкого районов по пожарному надзору ФИО1 № ХХ юридическое лицо, администрация МО г. Никольск, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Указанное постановление было обжаловано администрацией МО г. Никольск вышестоящему должностному лицу, а именно заместителю начальника Главного управления - начальнику управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2, решением которого от 16.01.2020, полученным администрацией МО г. Никольск 21.01.2020, жалоба администрации МО г. Никольск оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.

Не согласившись с указанным постановлением № ХХ от 09.12.2019, администрация МО город Никольск обратилась в Никольский районный суд с жалобой, в которой указала что с постановлением и решением не согласна по следующим основаниям:

В соответствии с п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Постановлением администрации МО г. Никольск № 542 от 28.12.2017 утверждена муниципальная программа «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах муниципального образования город Никольск на 2018-2020 годы». В рамках данной программы действуют две подпрограммы: «Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций» и «Организация пожарной безопасности на территории поселения». В разделе 10 паспорта подпрограммы «Организация пожарной безопасности на территории поселения» определены основные мероприятия на предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город Никольск и объем финансирования. Согласно п. 4 «ресурсное обеспечение подпрограммы» раздела 10 указанной программы общий объем финансирования подпрограммы «Организация пожарной безопасности на территории поселения» составляет в 2018-2020 годах - 900 000 (девятьсот тысяч) рублей, в том числе 2018 год - 300 000 (триста тысяч) рублей, 2019 год - 300 000 (триста тысяч) рублей, 2020 год — 300 000 (триста тысяч) рублей. Соответственно, в бюджете муниципального образования город Никольск на реализацию указанной подпрограммы предусмотрены следующие объемы финансирования: на 2018 год - 300 000 (триста) тысяч рублей, на 2019 год - 300 000 (триста) тысяч рублей, на 2020 год - 300 000 (триста) тысяч рублей.

Инспектором ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам в ходе проведения, проверки выявлены нарушения требований СП 1.13130.2009, СП 3.13130.2009, СП 5.13130 2009 в здании администрации МО г. Никольск по адресу: <...>. Согласно данных технического паспорта здание, в котором находится администрация МО <...> года постройки. С момента постройки и до настоящего момента капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение указанного здания не осуществлялись. В пункте 39 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 № 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. Таким образом, инспектором ОНД и ПР должно быть указано, в чем именно выражена угроза жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации здания, приведены доказательства, подтверждающие реальность такой угрозы. В случае неустановления юридически значимого обстоятельства производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Следует учесть, что в собственности администрации МО г. Никольск находятся нежилые помещения, состоящие из комнат с № 1 по № 22, расположенные на 1 этаже нежилого 3-х этажного кирпичного здания гостиницы «Юг». В указанном здании есть пожарная сигнализация и обеспечено круглосуточное дежурство.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521. Своды правил СП 1.13130.2009, СП 3.13130.2009, СП 5.13130 2009, нарушение которых выявлено инспектором ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам в ходе проведения проверки в отношении администрации МО г. Никольск, в указанный Перечень не включены.

Никольский районный суд Вологодской области решением от 26.12.2017, вступившим в законную силу 02.03.2018, уже обязал администрацию МО г. Никольск устранить те нарушения требований пожарной безопасности, за которые администрация МО г. Никольск привлечена к административной ответственности.

В целях исполнения вышеназванного решения Никольского районного суда администрацией МО г. Никольск выполнены следующие мероприятия. В 2018 году выполнен ремонт пожарных водоемов на ул. ФИО6 д. 40, на ул. ФИО4 д. 79, на пер. Кузнецова д. 5, на общую сумму 190 198 (сто девяносто тысяч сто девяносто восемь) рублей 20 копеек, что подтверждается государственным (муниципальным) контрактом от 21.02.2018. Также администрацией МО г. Никольск в 2018 году были проведены мероприятия по содержанию подъездных путей к пожарным водоемам и к реке Юг в городе Никольск Вологодской области на общую сумму 108 993 (сто восемь тысяч девятьсот девяносто три рубля), что подтверждается государственным (муниципальным) контрактом от 19.10.2018.

В 2019 году были также проведены мероприятия по содержанию подъездных путей к пожарным водоемам и к реке Юг в городе Никольск Вологодской области на общую сумму 88 000 (восемьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек. В настоящее время проводятся работы по ремонту пожарных водоемов ул. Молодежная, <...> около <...> ФИО4, что подтверждается муниципальным контрактом от 30.08.2019.

Таким образом, администрация МО г. Никольск ежегодно осуществляет мероприятия по пожарной безопасности, в частности, ремонт пожарных водоемов, расположенных на территории муниципального образования город Никольск, но только в рамках установленных лимитов финансирования подпрограммы «Организация пожарной безопасности на территории поселения».

Для проведения всех необходимых мероприятий по пожарной безопасности необходимо 2 964 391 (два миллиона девятьсот шестьдесят четыре тысячи триста девяносто один) рублей, что подтверждается локальным сметным расчетом, а в бюджете на данные цели, предусмотрено только 300 000 рублей на год.

Администрацией МО г. Никольск в адрес главы Никольского муниципального района, а также в адрес Финансового управления Никольского муниципального района направлялись письма с просьбой оказать финансовую помощь бюджету муниципального образования город Никольск, в том числе, на выполнение мероприятий по пожарной безопасности, но дополнительных денежных средств в бюджет МО г. Никольск не выделялось.

На основании вышеизложенного считают, что вины юридического лица - администрации МО г. Никольск в данном административном правонарушении не имеется, так как в бюджете муниципального образования город Никольск отсутствуют необходимые денежные средства для устранения всех имеющихся нарушений пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель МО город Никольск по доверенности ФИО5 поддержала первоначальную жалобу и дополнение к жалобе, просила суд постановление начальника ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско- Городецкому районам - главного государственного инспектора Никольского и Кичменгско- Городецкого районов по пожарному надзору ФИО1 от 09.12.2019 № ХХ и решение заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 16.01.2020 отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам в судебное заседание ФИО1 просил указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения, судья приходит к следующему.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ)

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения администрации МО город Никольск к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в результате проверки отделом надзорной деятельности выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. В здании администрации МО город Никольск Никольского муниципального района по адресу: <...>, отсутствует автоматическое устройство пожарной сигнализации (СП 5.13130 2009 Приложение А (обязательное), таблица А 1, пункт 9);

2. В здании администрации МО город Никольск Никольского муниципального района по адресу: <...> - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа (СП 3.13130.2009 Таблица 2, пункт 16);

3. В здании администрации МО город Никольск Никольского муниципального района по адресу: <...> - на путях эвакуации применена горючая отделка стен (СП 1.13130.2009 п. 4.3.2);

4. В здании администрации МО город Никольск по адресу: <...> план эвакуации людей на случай возникновения пожара не соответствует требованиям пожарной безопасности (ППР2012 п.7);

5. Не проведено обучение 2-х должностных лиц администрации МО город Никольск по программе пожарно-технический минимум(далее ПТМ). У должностных лиц отсутствуют удостоверения о прохождении ПТМ (ППР 2012 РФ п. 3);

6. На каждом огнетушителе, размещенном в здании администрации МО город Никольск по адресу: <...> нет порядковых номеров и отсутствует паспорт на каждый огнетушитель. Нет журнала учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (ППР 2012 РФ п. 475, п.478);

7. На лестничной площадке и лестнице 3-го типа в здании администрации МО город Никольск по адресу: <...> ограждение - не соответствует требованиям пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 П. 4.4);

8. В здании администрации МО город Никольск по адресу: <...> огнетушители размещены на полу в коридоре, на путях эвакуации (ППР 2012 РФ п. 480);

9. Не углублен, не обозначен табличкой «Пожарный водоем» открытый пожарный водоем по адресу: ул. Молодежная д.2 а;

10. Не обозначен табличкой «Пожарный водоем» и сделать ограждение с воротами - пожарного водоема по адресу: ул. Строителей, между д. 9 - 11;

11. Не исправен пожарный водоем, (углубить и сделать подъезд) по адресу: ул. Заречная д.20-22;

12. Не проведен ремонт, не спланирован подъезд к пожарному водоёму по адресу: ул. Сосновая, д.3;

13. Не обозначен табличкой «пожарный водоем», не сделано ограждение с воротами пожарного водоема по адресу: ул. Зленая д. 6;

14. Не соответствует требованиям подъезд к пожарному водоёму, для проезда пожарных автомобилей и забора воды для целей пожаротушения - по адресу: ул. Строителей д.3-5;

15. Не обозначен табличкой «Пожарный водоем», не проведен ремонт (углубить и сделать ограждение с воротами) пожарного водоема по адресу: ул. Автотранспортная, д.36;

16. Нет подъезда, не проведен ремонт, не сделана гидроизоляция, ограждение и обозначение пожарного водоёма по адресу: ул. Садовая 43 (Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 63,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

Подъезды к реке Юг

17. Не сделан подъезд, не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями к реке Юг по адресу: ул. Молодежная, д.1;

18. Не сделан подъезд, не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями на реке Юг по адресу: пер. Советский, (за танц. площадкой);

19. Не убраны кусты, не сделан подъезд к реке Юг, не сделана площадка 12x12 м с твердым покрытием по адресу: ул. Павлова (северная сторона); Около стадиона;

20. Не сделан подъезд к реке Юг по адресу: пер. Мирный; Убрать кустарник, не сделана площадку 12x12 м с твердым покрытием для забора воды пожарными автомобилями;

21. Не сделан подъезд к реке Юг по адресу: ул. Банковская; Около ЦТНК. (Сделать дренаж, оканавить);

22. Не сделан подъезд, не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями к реке Юг по адресу: ул. Строителей - напротив ул. Павлова;

23. Не сделан подъезд (сделать пологим спуск) к реке Юг по адресу: ул.Советская; не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями;

24. Не сделан подъезд (сделать пологим спуск) к реке Юг по адресу: ул. Володарского; не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями;

25. Не сделан подъезд (сделать пологим спуск) к реке Юг по адресу: ул. Кузнецова (у стадиона); не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями;

26. Не сделан подъезд, (сделать пологим спуск) не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями к реке Юг по адресу: с ул. Первомайской - около д.1;

27. Не сделан подъезд, (сделать пологим спуск) не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями к реке Юг по адресу: с ул. Первомайской - около д. 2А;

28. Не сделан подъезд, (сделать пологим спуск) не сделана площадка с твердым покрытием размером 12x12 м для забора воды пожарными автомобилями к реке Юг по адресу: с ул. Первомайской - около д. 21). (Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 63,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04. 2012 №390);

29. Не обеспечен пожарным водоснабжением, нет пожарного водоема в районе пер, ФИО6 (спуск к речке Криводеевка);

30. Не обеспечен пожарным водоснабжением, нет пожарного водоема в районе ул. Майская д.1 (переезд через речку Криводеевка);

31. Не обеспечен пожарным водоснабжением, нет пожарного водоема в районе ул. Майская д.1 (переезд через речку Криводеевка). (Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 63,68 Федерального закона от 22 июля 2008 года№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

В ходе судебного разбирательства по жалобе Администрации МО город Никольск факт совершения Администрацией МО город Никольск административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нашел свое подтверждение, виновность Администрации МО город Никольск подтверждаются совокупностью исследованных доказательств достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Вина администрации МО город Никольск подтверждается доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 06 декабря 2019 года № ХХ, актом проверки, уставом администрации МО город Никольск, иными письменными материалами.

Доводы жалобы о том, что финансирование в достаточном объеме не выделяется, судья находит необоснованными, так как администрация МО город Никольск является юридическим лицом, обязана исполнять все установленные законодательством требования, за неисполнение которых подлежит установленной ответственности на общих основаниях.

То обстоятельство, что Никольский районный суд Вологодской области решением от 26.12.2017 по гражданскому делу, вступившим в законную силу 02.03.2018, уже обязал администрацию МО г. Никольск устранить нарушения требований пожарной безопасности, за которые администрация МО г. Никольск привлечена к административной ответственности, не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Действия Администрации МО город Никольск правильно квалифицированы по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом фактических обстоятельств дела.

Согласно ч, 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановление о привлечении Администрации МО город Никольск к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, существенных нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

С учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, не имеется оснований для назначения наказания в виде предупреждения, а также признания его малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ судья также не усматривает. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы администрации МО город Никольск не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника ОНД и ПР по Никольскому и Кичменгско- Городецкому районам - главного государственного инспектора Никольского и Кичменгско- Городецкого районов по пожарному надзору ФИО1 от 09.12.2019 № ХХ, которым юридическое лицо, администрация МО город Никольск Никольского муниципального района Вологодской области, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, решение заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2 от 16.01.2020 по жалобе на постановление № ХХ от 09.12.2019 – оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Никольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Мотивированное решение изготовлено 19.03.2020.

Судья А.И. Пожилов