ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 18.02.2020 Зилаирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №12-4/2020

Р Е Ш Е Н И Е

с. Акъяр 18 февраля 2020 года

Судья Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан Подынь З.Н., с участием защитника должностного лица главного эколога ООО «Башкирская медь» ФИО1 по доверенности – Уметбаевой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главного эколога ООО «Башмедь» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2 №04-04/104-О/ЛФ от 19 сентября 2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2 №04-04/104-О/ЛФ от 19.09.2019г. должностное лицо – главный эколог ООО «Башкирская медь» (далее - ООО «Башмедь») ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Должностное лицо - главный эколог ООО «Башмедь» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать недействительным постановление о привлечения ее к административной ответственности. В обосновании жалобы указала, что в соответствии с ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ ответственность, предусмотренная данной статьей, предполагает нарушение должностным лицом предусмотренной законодательством обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.

Указанная обязанность законодательством не предусмотрена, поскольку по объекту «Дергамышское месторождение» производственная деятельность была завершена в сентябре 2018 года, а проверка проходила в 2019 году, когда объект был уже ликвидирован и добыча руды прекращена, проведены все необходимые мероприятия для технической ликвидации опасного производственного объекта, никакие работы уже не велись. Проводились лишь охранные мероприятия арендуемого земельного участка ООО ЧОО «Батыр» по договору об оказании услуг, что также подтверждается материалами проверки (в т.ч. видеозаписью, имеющейся в материалах проверки). На основании протокола технического совещания от 14.09.2018г. принято решение о прекращении горных работ по добыче руды в карьере «Дергамышский». В соответствии с протоколом рабочей комиссии по технической ликвидации опасного производственного объекта - карьера Дергамышского медно-кобальтового месторождения, находящегося в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан от 19.10.2018г., при участия представителей Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, Западно-Уральского управления Ростехнадзора, Администрации МР Хайбуллинский район РБ и специалистов ООО «Башмедь», принято решение предприятию приступить к выполнению мероприятий по ликвидации опасного производственного объекта - карьера Дергамышского медно-кобальтовых руд согласно проекта «Ликвидация горных выработок опасного производственного объекта «Карьер Дергамышского месторождения медно-кобальтовых руд» (шифр документации 5836-375-04). 18.12.2018г. в соответствии с протоколом рабочей комиссии по технической ликвидации опасного производственного объекта карьера Дергамышского медно-кобальтового месторождения, при участии представителей Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, Западно-Уральского управления Ростехнадзора, установлено, что по состоянию на 18.12.2018г. мероприятия по ликвидации опасного производственного объекта карьера Дергамышского медно- кобальтового месторождения согласно проекта «Ликвидация горных выработок опасно производственного объекта «Карьер Дергамышского месторождения медно-кобальтовых руд» произведены в полном объеме.

В соответствии абз. 1 ст. 26 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» было принято решение о досрочном прекращении пользования недрами в связи с тем, что выработка руды на данном участке была произведена в полном объеме. Производственная деятельность ООО «Башмедь» на Дергамышском месторождении не велась и не ведется.

В соответствии с актом проверки на Дергамышском месторождении в период проверки находилось только место сторожа <данные изъяты>», а также передвижной генератор для обеспечения его рабочего места электрической энергией, выгребная яма для уличного туалета.

Рабочее место сторожа принадлежит обслуживающей организации <данные изъяты>», осуществляющей охрану земельного участка, арендуемого ООО «Башмедь». Охранную деятельность на данном участке ведет контрагент, отходы от рабочего места сторожа образуются контрагентом, соответственно <данные изъяты> и несет ответственность за образование отходов и обращение с отходами на данном участке. Кроме того в указанную выгребную яму сбрасываются хозфакельные сточные воды, которые вывозятся ассенизационной автомашиной на очистные сооружения сточных вод. Согласно разъяснений Минприроды России, изложенном в письме №12-47/9678 от 04.04.2017г., хозфакельные сточные воды, сбрасываемые в выгребную яму на указанном участке, считаются сточными водами, а не отходами производства и потребления.

Нарушений законодательства об отходах производства и потребления со стороны ООО «Башмедь» не имеется, поскольку у общества отсутствовала обязанность разработки проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.

Также заявителем ставится вопрос о восстановлении срока для подачи данной жалобы.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия с защитником – Уметбаевой Г.Ф.

Защитник ФИО3 – Уметбаева Г.Ф., действующей по доверенности жалобу поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в ней.

Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данной жалобы. В своем отзыве на жалобу просит постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РБ ФИО2 №04-04/104-О/ЛФ от 19 сентября 2019г. оставить без изменения, а жалобу ФИО3 без удовлетворения.

18.02.2019г. на электронную почту суда поступило ходатайство представителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан об отложении судебного заседания, в связи с занятостью в другом деле.

Определением от 18.02.2019г. по настоящему делу ходатайство представителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия обжалуемого постановления от 19.09.2019г. направлена в адрес ФИО3 15.11.2019г., согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ФИО3 вручена копия обжалуемого постановления 16.12.2019г. Жалоба на постановление должностного лица ФИО3 подана 06.12.2019г. путем направления по почте, то есть до истечении срока на обжалование, в связи с чем заявленное ходатайство о восстановлении срока подлежит оставлению без рассмотрения.

Выслушав защитника ФИО3 – Уметбаеву Г.Ф., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

Согласно части 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, промышленная площадка №3 месторождение медно-кобальтовых руд «Дергамышское», карьер «Дергамышский» ООО «Башкирская медь» относиться к I-й категории объектов негативного воздействия НВОС.Управлением Росприроднадзора по РБ ООО «Башкирская медь» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по производственной площадке – карьера «Дергамышский» -Н от 08.11.2018г. со сроком действия с 08.11.2018г. по 31.12.2018г.

14.09.2018г. согласно техническому протоколу совещания по вопросам ведения горных работ на Дергамышском месторождении медно-кобальтовых руд горные работы по добыче руды на Дергамышском месторождении прекращены.

18.09.2018г. ООО «Башкирская медь» издан приказ о создании комиссии по технической ликвидации опасного производственного объекта: карьера Дергамышского месторождения медно-кобальтовых руд и разработан Технический проект ликвидации горных выработок опасного производственного объекта «Карьер Дергамышского месторождения медно-кобальтовых руд».

Согласно разделу 9.1.4.1. вышеуказанного проекта при проведении работ по ликвидации горных выработок будут образовываться производственные отходы IV-V классов опасности от деятельности персонала, в частности IV класс опасности: - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (осадки) из выгребных ям; отходы труб полимерных при замене, ремонте инженерных коммуникаций. В числе отходов V класса опасности: - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы изолированных проводов и кабелей, бой железобетонных изделий.

Согласно графика выполнения ликвидационных работ подготовительные работы (демонтаж дорожных плит, мобильных зданий, асфальтного покрытия площадки карьера и т.д.), демонтаж объектов электроснабжения, работы технического этапа рекультивации (засыпка слоем потенциального плодородного грунта на демонтированных объектах, дорогах, складах, отстойника, а также устройство земляного оградительного вала вокруг карьера, установка шлагбаумов, рекультивация склада руды) проведены до декабря 2018 года.

Начиная с мая по сентябрь 2019 года, согласно вышеуказанного графика запланировано проведение биологического этапа рекультивации.

К вышеуказанным работам согласно протокола рабочей комиссии по технической ликвидации опасного производственного объекта: карьер Дергамышского месторождения медно-кобальтового месторождения находящегося в Хайбуллинском районе РБ ООО «Башкирская медь» приступила с 19.10.2018г.

18.12.2018г. в соответствии с протоколом рабочей комиссии по технической ликвидации опасного производственного объекта карьера Дергамышского медно-кобальтового месторождения находящегося в Хайбуллинском районе РБ мероприятия по ликвидации вышеуказанного опасного производственного объекта произведены в полном объеме, согласно отведенного плана.

22.05.2019г. на основании приказа -П от 07.05.2019г. Управлением Росприроднадзора по РБ проведена плановая проверка ООО «Башкирская медь», в ходе которой установлено, что на территории Дергамышского месторождения на момент осмотра производственная деятельность не ведется, при въезде на территорию Дергамышского месторождения расположен контрольно-пропускной пункт имеется передвижной генератор, выгребная яма, рабочее место сторожа.

Также установлено, что новый документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по производственной площадке – карьер «Деграмышский», ООО «Башкирская медь» не получен.

Привлекая главного эколога ООО «Башкирская медь» - ФИО3 к административной ответственности, должностное лицо административного органа исходило из того, что ФИО3 являясь ответственным должностным лицом за организацию работы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды и обязанной, согласно должностной инструкции, организовывать работу по контролю за выполнением ООО «Башкирская медь» норм и требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, допустила в период с 01.01.2019г. по 16.07.2019г. осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие нормативов образования отходов и лимиты на их размещение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами (Управлением Росприроднадзора по РБ).

Между тем указанные выводы не могут быть признаны верными.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, производственная деятельность ООО «Башкирская медь» по объекту «Дергамышское месторождение» завершена в сентябре 2018г. с указанного периода объект ликвидирован, добыча руды прекращена, проведены мероприятия по технической ликвидации опасного производственного объекта и на момент проверки 22.05.2019г. работы по добыче руды на Дергамышском месторождении не производились, работы по технической ликвидации объекта завершены еще в декабре 2018 года. С мая по сентябрь 2019 года были запланированы мероприятия по лесоразведению, с целью биологической рекультивации отработанных земель путем создания лесных насаждений после проведения технического этапа рекультивации земель.

С этой целью на объекте проводилась охрана арендуемого земельного участка по договору оказания услуг со сторонней организацией - <данные изъяты>», что также подтверждается материалами проверки и представленным в судебное заседание договором №2/19-Б от 01.01.2019г. Рабочее место сторожа принадлежит обслуживающей организации <данные изъяты>», осуществляющей охрану земельного участка, отходы от рабочего места сторожа образуются контрагентом.

Таким образом, на момент проведения проверки у ООО «Башкирская медь» не было необходимости в получении нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по производственной площадке – карьера «Дергамышский».

Кроме того, согласно письму Минприроды России от 04 апреля 2017 года №12- 47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод» отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Учитывая, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведения о том, каким именно способом происходит удаление жидких фракции из выгребной ямы (туалет на рабочем месте сторожа) производственного объекта карьера Дергамышского медно-кобальтового месторождения находящегося в Хайбуллинском районе РБ то судить о том, являются ли данные фракции отходами производства и потребления или данные вещества являются сточными водами, не представляется возможным.

Таким образом, нарушений законодательства об отходах производства и потребления со стороны ООО «Башкирская медь» в данном случае не имеется, так как у юридического лица отсутствовала обязанность разработки проекта нормативов образования отходов производства и потребления, лимитов на их размещение и направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным в связи с чем подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2 №04-04/104-О/ЛФ от 19 сентября 2019г., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного эколога ООО «Башкирская медь» ФИО4 ФИО7 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья З.Н. Подынь