ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 21.02.2020 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 12-4/2020

РЕШЕНИЕ

пгт.Ноглики, Сахалинской области 21 февраля 2020 года

Судья Ногликского районного суда Сахалинской области Поваляева А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело по жалобе Бибичева О.В. на постановление Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя министра лесного и охотничьего хозяйства <адрес>, директором департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ начальник Цеха по технологическому обслуживанию и ремонту трубопроводов и ликвидации последствий аварий обособленного подразделения «Управления магистральных нефтепроводов» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Бибичев О.В. привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Копия постановления Бибичевым О.В. получена ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, ДД.ММ.ГГГГБибичев О.В. обратился с жалобой в Ногликский районный суд, в которой просит вынесенное в отношении него постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая следующее.ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» обратилось в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с заявлением о выдаче в порядке статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешения на использование земельного участка земель лесного фонда, расположенного в кварталах часть выделов 42,43, 45, квартала часть выделов 6,5 Катанглийского участкового лесничества, Ногликского лесничества с целью проведения текущего ремонта линейного объекта путём замены аварийного участка межпромыслового нефтепровода «УСН Набиль- УКПН Катангли», месторождение Набиль d-216 мм. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в рассмотрении заявления о выдаче разрешения, мотивируя отсутствием полномочий у Министерства на выдачу данного разрешения. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу отказ Министерства в рассмотрении заявления о выдаче разрешения признан незаконным. Поскольку Министерство необоснованно отказало ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» в выдаче разрешения на использование участков земель лесного фонда в порядке статьи 39.33 и 39. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что его вина в совершении вмененного ему административного правонарушения в отношении использования лесных участков не доказана.

Заявитель Бибичев О.В. и представители административного органа-Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается:

- в самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий;

- в использовании лесного участка без специальных разрешений, которое выражается в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.

При этом обязательным условием для применения данной правовой нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Статьей 9 Лесного кодекса РФ определено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством.

Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линии электропередач, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.

Частью 5 рассматриваемой статьи предусмотрено, что Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с требованиями пункта 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила использования лесов), лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

В соответствии с требованиями Пункта 7 Правил использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае проведения капитального или текущего ремонта линейного объекта.

Часть вторая рассматриваемой статьи предусматривает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 части 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п.1).

Положением о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области определено в качестве органа исполнительной власти Сахалинской области, исполняющего государственные функции и реализующего полномочия в сфере лесных отношений, в том числе и по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольных мероприятий сотрудниками участкового лесничества Ногликского лесничества установлено, что в нарушение приведенных норм ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» допустило использование лесного участка в квартале 3 выдела 45 и в квартале 5 частях выделов 5 и 7 Катанглийского часть 1 участкового лесничества Ногликского лесничества общей площадью 0,24 га для производства работ по ремонту трубопровода «УСН Набиль-УКПН Катангли» без соответствующих разрешительных документов на пользование лесным участком, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории лесного участка <данные изъяты> схемой места расположения нарушения <данные изъяты> фототаблицей к акту осмотра <данные изъяты> протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», допустившим использование лесного участка без соответствующего разрешения, является начальник цеха обособленного подразделения «Управления магистральных нефтепроводов» Цеха по технологическому обслуживанию и ремонту трубопроводов и ликвидации последствий аварий Бибичев О.В., что подтверждается приказом о переводе работника от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> должностной инструкцией <данные изъяты>

Согласно статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

В судебном заседании установлено, что нефтепровод УСН «Набиль» - УКПН «Катангли» принадлежит ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» принадлежит на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ безопасная эксплуатация сооружения «Нефтепровод УСН «Набиль»-УКПН «Катангли» рег. , применяемое на опасном производстве ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», возможна в течение 2 лет до ДД.ММ.ГГГГ при выполнении ряда требований, в том числе по выполнению мероприятий, после которых сооружение будет соответствовать требованиям промышленной безопасности: осуществить прокладку трубопровода в соответствии с нормативно-технической документацией и восстановить изоляционное покрытие трубопровода (пункт «г» раздела 8 заключения). Выполнение данных требований требует проведение земляных работ в зоне прилегания трубопровода.

Согласно приложению Б к экспертному заключению по результатам осмотра сооружения обнаружены недопустимые отклонения, препятствующие дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода <данные изъяты>

В связи с неудовлетворительным состоянием трубопровод включен в график текущего ремонта на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ в процессе обхода трубопровода «УСН-Набиль-УКПН Катангли» обнаружен выход нефтесодержащей жидкости в 2.7 км от УКПН «Катангли» <данные изъяты>

По поводу аварийного разлива нефти ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» проведено внутренне расследование, по результатам которого комиссией утверждено проведение работ по замене аварийных участков нефтепровода общей протяженность 4895 км в соответствии с утвержденной программой текущего ремонта на ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения – ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7 Акта) <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» обратилось в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного в квартале 3 (часть выделов 42,43, 45), квартала (часть выдела 6,5) Катанглийского участкового лесничества, Ногликского лесничества Ногликского лесничества в целях проведения текущего ремонта трубопровода «УСН Набиль-УКПН Катангли» <данные изъяты>

Ссылаясь на отсутствие полномочий, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на использование земельного участка <данные изъяты>

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение министерства об отказе в рассмотрении заявления ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» на использование земельного участка, расположенного в квартале 3 (части выделов 42, 43,45), квартала 5 (часть выдела 6,5) Катанглийского участкового лесничества Ногликского лесничества для проведения работ по текущему ремонту линейного объекта- нефтепровода «УСН Набиль-УКПН Катангли», месторождение Набиль d-216 мм, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным; на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность в 10-дневный срок после дня вступления решения суда в законную силу выдать ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» разрешение на использование земельного участка в квартале 3 (части выделов 42, 43,45), квартала 5 (часть выдела 6,5) Катанглийского участкового лесничества Ногликского лесничества для проведения работ по текущему ремонту линейного объекта- нефтепровода «УСН Набиль-УКПН Катангли», месторождение Набиль d-216 мм <данные изъяты>

Распоряжением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» выдано разрешение сроком на 01 год (до ДД.ММ.ГГГГ) на выполнение работ по текущему ремонту линейного объекта - - нефтепровода «УСН Набиль-УКПН Катангли», месторождение Набиль d-216 мм в квартале 3 (части выделов 42, 43,45), квартала 5 (часть выдела 6,5) Катанглийского участкового лесничества Ногликского лесничества <данные изъяты>

Оценивая исследованные доказательства, прихожу к выводу, что должностными лицами ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований закона при осуществлении деятельности, связанной с использованием лесного участка, а, следовательно, для недопущения его незаконного использования и совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, злоупотребив своими правами, необоснованно отказало ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на использование земельного участка для проведения работ по ремонту линейного объекта.

Непринятие должностными лицами ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» неотложных мер по ремонту линейного объекта-нефтепровода могло привести к повторному отказу трубопровода с последующим выходом нефтесодержащей жидкости на поверхность и загрязнением территории лесного фонда транспортируемой нефтью.

В рассматриваемом случае имелась реальная угроза возникновения причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозе чрезвычайной ситуации для жителей Ногликского района Сахалинской области, где расположен указанный нефтепровод.

Прихожу к выводу, что должностные лица ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в том числе и руководитель работ Бибичев О.В., не имели иной возможности избежать серьезных последствий для населения, животного и растительного мира, окружающей среды, кроме как осуществить работы по замене аварийных участков нефтепровода в соответствии с утвержденной программой текущего ремонта на ДД.ММ.ГГГГ и одновременно принимать меры по получению разрешительных документов путем оспаривания незаконного решения уполномоченного органа.

Руководитель работ Бибичев О.В. действовал в состоянии крайней необходимости, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей начальника Цеха по технологическому обслуживанию и ремонту трубопроводов и ликвидации последствий аварий обособленного подразделения «Управления магистральных нефтепроводов» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Бибичева О.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях Бибичева О.В. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление заместителя министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, директора департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника Цеха по технологическому обслуживанию и ремонту трубопроводов и ликвидации последствий аварий обособленного подразделения «Управления магистральных нефтепроводов» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» Бибичева О.В. по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Бибичев О.В. по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня получения его копии в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд либо непосредственно в Сахалинский областной суд.

Судья

Ногликского районного суда А.О. Поваляева

Копия верна: Судья А.О.Поваляева