Дело № 12-4/2020
Р Е Ш Е Н И Е
25 августа 2020 года пгт Эгвекинот
Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Пеннер И.А., с участием защитника привлеченного к административной ответственности лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника отдела муниципальных закупок Администрации городского округа Эгвекинот ФИО2 на постановление от <...>№ <...>, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Чукотскому автономному округу С.И.В.. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Чукотскому автономному округу (далее Управление ФАС) С.И.В. от <...> должностное лицо - начальник отдела муниципальных закупок Администрации городского округа Эгвекинот ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по данному делу, поскольку в определении о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение положений статей 1.5, 28.7 КоАП РФ сделан вывод о факте нарушения Администрацией городского округа Эгвекинот частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ; административное расследование фактически не проводилось; в период неоплаты муниципального заказа Администрацией велась переписка с ИП С.Н.А., которая может служить доказательством ненадлежащего выполнения работ исполнителем, а заказчик требовал безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. Полагает, что должностное лицо вынесло постановление о назначении административного наказания без всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Привлеченное к административной ответственности лицо ФИО2, потерпевшая С.Н.А.., а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представили.
Защитник привлеченного к административной ответственности лица ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям и просила ее удовлетворить. Кроме того, защитник указала, что в обязанности ФИО2 не входит приёмка и оплата выполненных работ по муниципальным контрактам. Данные функции относятся к компетенции контрактной службы, руководителем которой является начальник Управления промышленной и сельскохозяйственной политики А.А.М. Соответственно, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены в отношении надлежащего должностного лица.
Считаю возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке и, выслушав доводы защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в том числе и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Жалоба ФИО2 на оспариваемое постановление подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу требований части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно частям 2, 7 статьи 94 названного Закона, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Как следует из представленных в суд материалов, между Администрацией городского округа Эгвекинот (заказчиком) и индивидуальным предпринимателем С.Н.А. (исполнителем) 22 февраля 2019 года заключен муниципальный контракт № <...> на выполнение работ по содержанию дороги Рыркайпий – Мыс Шмидта – аэропорт на срок с момента подписания контракта по 31 декабря 2019 года, цена контракта составляет 5371600 рублей, оплата по контракту производится ежемесячно на основании выставленного счёта в течении 30 дней с даты подписания заказчиком документов о приёмке (п. 2.4 Контракта). Исполнитель после оформления приёмки работ не освобождается от исполнения своих обязательств по Контракту, которые остались не выполненными с надлежащим качеством. В этом случае к документу прилагается перечень недоделок с указанием сроков устранения (п. 2.6 Контракта). Муниципальный заказчик обязан в течении 5 рабочих дней после окончания работ принять выполненную работу и подписать двухсторонний акт сдачи-приёмки выполненных работ с указанием срока их исправления. При обнаружении отступлений от условий Контракта, ухудшающий результат работы или иных недостатков в работе Муниципальный заказчик обязан заявить об этом исполнителю и отразить это в акте сдачи-приёмки выполненных работ с указанием сроков их исправления (п. 9.2 Контракта). В случаях несоответствия результатов работы условиям Контракта Исполнитель обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах цены Контракта в течение 7 рабочих дней (п. 9.3 Контракта) (л.д. <...>).
29 января 2020 года ИП С.Н.А. обратилась в Управление ФАС с жалобой на задержки оплаты работ по вышеуказанному муниципальному контракту (л.д. <...>).
Приказом руководителя Управления ФАС № <...> от 30.01.2020 назначено проведение внеплановой документарной проверки с 4 по 28 февраля 2020 года по соблюдению Администрацией городского округа Эгвекинот требований Закона о контрактной системе (л.д. <...>).
Согласно акту проверки от 28.02.2020 № <...>, в ходе проверки установлено, что Администрацией городского округа Эгвекинот по Муниципальному контракту № <...> от 22.02.2019 в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе допущено нарушение сроков оплаты выполненных работ, в частности:
- акт № <...> подписан сторонами 30.04.2019, фактически оплачен 10.06.2019;
- акт № <...> подписан сторонами 31.05.2019, фактически оплачен 06.08.2019;
- акт № <...> подписан сторонами 30.06.2019, фактически оплачен 06.08.2019;
- акт № <...> подписан сторонами 31.10.2019, фактически оплачен 11.12.2019 (л.д. <...>).
Выявленные в ходе проверки факты нарушения сроков оплаты выполненных работ по муниципальному контракту № <...> от 22.02.2019 послужили основанием для привлечения должностного лица - начальника отдела муниципальных закупок Администрации городского округа Эгвекинот ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
28 мая 2020 года главным специалистом-экспертом Управления ФАС О.Н.А. в отношении должностного лица ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ (л.д. <...>).
Постановлением заместителя руководителя Управления ФАС С.И.В.. от 15.06.2020 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. <...>).
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Как следует из статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно распоряжению от 09.01.2017 № <...>ФИО2 с 10 января 2017 года переведена на должность муниципальной службы начальником отдела муниципальных закупок Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации городского округа Эгвекинот (л.д. <...>).
В соответствии с положением об отделе муниципальных закупок Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации городского округа Эгвекинот (далее отдел), утвержденным распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 21.02.2017 № № <...>, Отдел является структурным подразделением Администрации городского округа Эгвекинот, образованным для организации работы в сфере закупок для муниципальных нужд и входит в состав Управления промышленной и сельскохозяйственной политики (п. 1.2). Основные задачи отдела направлены на обеспечение планирования, нормирования и осуществления закупок, товаров работ, услуг в целях повышения эффективности, результативности, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для муниципальных нужд Администрации (п. 2.1). Для реализации основных задач отдел: ведет работу по соблюдению законности в деятельности Главы и Администрации и защите их правовых интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; соблюдает порядок заключения договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и контроль за их исполнением; организует претензионную работу с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при нарушении ими договорных обязательств, контролирует проведение расчетов по этим претензиям; принимает участие в изменении или отмене правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, изданных с нарушением действующего законодательства; ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных дел в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; организует систематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты. Обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применение современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; ведет работу по планированию закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; ведет работу по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей); проводит мониторинг закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; обеспечивает надлежащий учет, ведение и хранение документации в своем отделе (базы данных, договоры, доверенности и т.д.); осуществляет иные обязанности, предусмотренные Законом о контрактной системе (раздел 3). Начальник отдела осуществляет общее руководство деятельностью отдела на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций (п. 5.2) (л.д. <...>).
Из должностной инструкции начальника отдела муниципальных закупок Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации городского округа Эгвекинот следует, что в его обязанности входит: обеспечивать соблюдение законности в деятельности отдела и защиту его интересов; организовывать работу отдела, обеспечивать своевременное и качественное выполнение работниками отдела их функциональных обязанностей; координировать работу отдела по организации и проведению процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); готовить проекты распорядительных и отчетных документов, касающихся деятельности отдела; обеспечивать исполнение постановлений и распоряжений Администрации, связанные с деятельностью отдела; разрабатывать план закупок, осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок, размещать в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесение в план-график, размещать в единой информационной системе план-графики внесенные в него изменения; организовывать утверждение плана закупок, плана-графика; осуществлять подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей); обеспечивать проверку соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, обеспечивающим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; размещать в единой информационной системе информацию о заказах на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе; обеспечивать осуществление закупок, в том числе заключение муниципальных контрактов для Администрации; осуществлять иные полномочия при осуществлении закупок (п.3.5) (л.д. <...>).
Распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 24.01.2017 № <...> «О создании контрактной службы» Управление промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации городского округа Эгвекинот (далее управление) определено контрактной службой Администрации городского округа Эгвекинот (далее контрактная служба), в состав которой вошли начальник управления, председатель комиссии А.А.М. заместитель начальника управления, заместитель председателя комиссии Г.В.В.., начальник отдела муниципальных закупок, секретарь комиссии ФИО2, члены комиссии Р.О.Д.., К.Л.И.К.А.Н.. (л.д. <...>).
В соответствии с положением (регламентом) о контрактной службе к функциональным обязанностям контрактной службы относятся, среди прочих, организация заключения контрактов/договоров; организация приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов выполнения работы, оказания услуги; организация оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контрактов/договоров (пп. 11, 12, 13 п. 7, пп. 3 п. 8) (л.д. <...>).
Из вышеуказанных документов следует, что организация приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и организация их оплаты относится к полномочиям контрактной службы Администрации городского округа Эгвекинот, руководителем которой распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 24.01.2017 № <...> назначен начальник Управления промышленной и сельскохозяйственной политики А.А.М. в то время как в функции отдела муниципальных закупок, и соответственно в обязанности его руководителя, входит заключение муниципальных контрактов, проведение работы по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), претензионная работа, размещение информации о закупках в единой информационной системе. В обязанности отдела муниципальных закупок и его руководителя ФИО2 не входит приемка и оплата выполненной работы, соответственно они не несут ответственности за нарушение сроков оплаты.
При этом, Администрация городского округа Эгвекинот в своем письме от 08.04.2020 на имя руководителя Управления ФАС сообщала, что лицом, ответственным за нарушением требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, является А.А.М.., между тем, оценка данной информации при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностными лицами, в производстве которых находилось дело об административном правонарушении, дана не была.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что в действиях привлеченного к административной ответственности должностного лица ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия ее вины в нарушении сроков оплаты выполненной работы, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении от 15.06.2020 подлежит отмене, а настоящее дело - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы ФИО2, изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, сами по себе не являются основанием для отмены постановления и не учитываются при принятии настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление № <...> от 15.06.2020, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Чукотскому автономному округу С.И.В.. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, должностным лицом, вынесшим постановление, или опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение по делу об административном правонарушении подается в Иультинский районный суд Чукотского автономного округа, либо непосредственно в суд Чукотского автономного округа.
Судья И.А. Пеннер