ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 26.02.2020 Верховского районного суда (Орловская область)

Дело №12-4/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

пгт. Верховье 20 октября 2020 года

Судья Верховского районного суда Орловской области Глебова Т.В., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, председателя правления ОООООиР Будановой Е.А., представителя по доверенности от 26.02.2020г. Торубарова С.Г.,

должностного лица составившего протокол об административном правонарушении заместителя начальника отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Орловской области Афонина Р.Н.,

представителя административного органа, составившего постановление Кленовой ЕЮ по доверенности от 30.07.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний районного суда жалобу Будановой ЕЮ на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области Придчиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, в отношении

Будановой ЕА - председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области Придчиной Е.В. №4 от 18.02.2020 председатель правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее ОООООиР) Буданова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Кроме того, в адрес Будановой Е.А. вынесено представление №2 от 18.02.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на председателя ОООООиР Буданову Е.А. возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно: демонтировать объекты охотничьей инфраструктуры на участке местоположением: Орловская область, Верховский район, КУОО «Новосильское лесничество», Верховское участковое лесничество, урочище «Корсунь», кварталы 18-24 в срок до 19 марта 2020г.

Буданова Е.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области Придчиной Е.В. №4 от 18.02.2020г. и представление №2 от 18.02.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В жалобе Буданова Е.А. указывает, что вышеуказанные постановление и представление вынесены незаконно и необоснованно. 30 ноября 2010г. между Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области и Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов (далее - ОООООиР) было заключено охотхозяйственное соглашение № 2 (далее – Соглашение) на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. На основании Соглашения №2 между Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области и ОООООиР был заключен договор аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства №9 от 22.12.2010г.

Соглашением между Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области и ОООООиР от ДД.ММ.ГГГГ. договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, что подтверждается регистрационной записью Управления Росреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Указывает, что в п.п.2.2.1-2.2.2 Соглашения №2 в аренду предоставляются расположенные в границах угодья лесные участки в Верховском районе: кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ «Ливенское лесничество» на площади 745 га, кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» на площади 653 га. Однако, согласно карте границы охотничьих угодий ОООООиР кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» на площади 653 га не находятся в границах охотничьих угодий в Верховском районе, описанных в п.2.1.2 охотхозяйственного соглашения №2 от 30.11.2010г. Ошибочное включение указанных кварталов в Соглашение №2 было известно Орелоблэкоконтролю с 2011 года, письмом №УЭ-2126 от 04.08.2011г. Орелоблэкоконтроль предупредил ОООООиР, что указанные кварталы не входят в границы охотхозяйственного соглашения №2, предоставлены в аренду, в связи с чем осуществление на указанных лесных участках видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет незаконным, что строго выполнялось ОООООиР. К возведению объектов охотничьей инфраструктуры на территории лесного участка – урочище Корсунь, указанных в обжалуемых постановлении и представлении, сотрудники ОООООиР, председатель не причастны. Указанные лесные участки находятся в границах охотничьих угодий, предоставленных по охотхозяйственному соглашению №23 от 05.09.2013г. ООО «Лес». Доказательствами причастности ООО «Лес» к возведению объектов охотничьей инфраструктуры на территории лесного участка – урочище Корсунь является ответ ОМВД России по Верховскому району от ДД.ММ.ГГГГ на обращение директора ООО «Лес» МРВ в декабре 2019г. о повреждении неизвестными лицами принадлежащих ООО «Лес» живоловушек в «Урочище Корсунское».

В дополнение к жалобе указано, что в действиях должностного лица председателя правления ОООООиР Будановой Е.А. отсутствует нарушение норм законодательства, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, поскольку отсутствие надлежащего контроля за исполнением требований лесного законодательства не образует состав административного правонарушения за установление не являющихся объектами охотничьей инфраструктуры сооружений для подкормки, отлова диких животных и смотровых охотничьих площадок. Их установка не нарушает ст.36 Лесного кодекса РФ, не требует разрешение Управления лесами Орловской области. Самовольного занятия лесного участка или участка леса председателем правления ОООООиР Будановой Е.А. и обществом не было.

Возражений на жалобу не поступило.

В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности председатель правления ОООООиР Буданова Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме и пояснила, что объекты, выявленные в границах КУОО «Новосильское лесничество» Верховского участкового лесничества урочища «Корсунь», кварталы 18-24, не относящиеся к лесной инфраструктуре, возведены ООО «Лес», в границах охотничьих угодий которого находятся данные лесные участки. Она, сотрудники ОООООиР не возводили выявленные объектов на территории урочища Корсунь. Кроме того, обнаруженные в урочище «Корсунь» сооружения для подкормки, отлова диких животных и смотровые охотничьи площадки не являются объектами охотничьей инфраструктуры, указанными в Перечне объектов охотничьей инфраструктуры, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р. По указанным основаниям постановление от ДД.ММ.ГГГГ., представление от ДД.ММ.ГГГГг. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене.

Представитель лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности Торубаров С.Г. доводы жалобы поддержал, дополнив, что в протоколе, представлении согласно постановлению от <данные изъяты>. в границах КУОО «Новосильское лесничество» Верховского участкового лесничества урочища «Корсунь», кварталы 18-24 были выявлены объекты:

«В квартале выдел 32 обнаружено бревенчатое крытое шифером сооружение (размером 2,5 на 3,0 метра), предназначенное предположительно для подкормки и отлова диких животных.

В квартале 20 выдел 31 обнаружена бревенчатая кормушка для подкормки диких животных, а также бревенчатое сооружение с двускатной крышей, крытое шифером, с пристройкой сооружения, предположительно предназначенного для отлова диких животных.

В квартале 20, выдел 16 были обнаружены укрепленные на деревья два щита из древесины (площадью около одного квадратного метра каждый) с примыкающей лестницей, изготовленной из сухостойных сортиментов деревьев, предположительно предназначенные для смотровых охотничьих площадок».

Учитывая, что с ООО «Лес» охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено без предоставления лесных участков, а с ОООООиР договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, то и ООО «Лес», и ОООООиР используют леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений без предоставления лесных участков в соответствии со ст.36 Лесного кодекса РФ.

Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утвержден Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р. В него входят объекты: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Егерский кордон. Охотничья база.

Обнаруженные в урочище «Корсунь» сооружения для подкормки, отлова диких животных и смотровые охотничьи площадки не являются объектами охотничьей инфраструктуры, в связи с чем создание на территории лесных участков не нарушает требования статьи 36 Лесного кодекса РФ и пункта 5 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, отсутствует факт нарушения норм законодательства, то есть событие административного правонарушения, как со стороны заявителя жалобы - ОООООиР, так и со стороны ООО «Лес», административная ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Самовольного занятия участка лесного фонда или участка леса председателем ОООООиР Будановой Е.А., обществом не допущено.

Просит суд отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении административного наказания, Представление от ДД.ММ.ГГГГг. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении заявителя, производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Будановой Е.А. на основании Протокола от ДД.ММ.ГГГГг. об административном правонарушении, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении заместитель начальника отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Орловской области Афонин Р.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласен и пояснил, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее ОООООиР) Будановой Е.А. по ст.7.9 КоАП РФ является законным и обоснованным. Урочище Корсунь, расположенное в границах казенного учреждения Орловской области «Новосильское лесничество», в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилось в аренде Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов по договору аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на основании охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2015 году с согласия Управления лесами Орловской области между ООО «Лес» и Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов на основании части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта «д» пункта 10 договора аренды был заключен договор субаренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственным по договору перед арендодателем являлся арендатор.

По инициативе Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 19 договора аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время право использования части лесного участка КУ ОО «Новосильское лесничество» (урочище Корсунь, кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства законодательно закреплено за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов на основании охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, без предоставления лесных участков (в соответствии с частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков»).

Сотрудниками Управления лесами Орловской области в целях проверки соблюдения лесного законодательства ДД.ММ.ГГГГ был произведен выезд в урочище Корсунь, в результате которого выявлены объекты, не относящиеся к лесной инфраструктуре.

В квартале 19 выдел 32 обнаружено бревенчатое, крытое шифером сооружение (размером 3,0 па 3,0 метра), предназначенное для подкормки и отлова диких животных.

В квартале 20 выдел 31 обнаружена бревенчатая кормушка для подкормки диких животных, а также бревенчатое сооружение с двускатной крышей, крытое, шифером, с пристройкой сооружения, предназначенного также для отлова диких животных.

В квартале 20, выдел 16 были обнаружены укрепленные на деревьях (на высоте около четырех метров) два сбитых из древесины щита (площадью около одного квадратного метра каждый) с примыкающей лестницей, изготовленной из сухостойных сортиментов деревьев.

Разрешение на установку вышеуказанных сооружений Управление лесами Орловской области не давало. На запрос Управления лесами Орловской области по факту размещения на территории урочища Корсунь сооружений, предназначенных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов был дан ответ, согласно которому ОООООиР не устанавливала вышки, строения для хранения кормов, подкормочные площадки и иные сооружения. В тоже время пунктом 8.2.7 охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определена обязанность охотпользователя (ОООООиР) по недопущению нанесения ущерба владельцам участков лесного фонда, что предусматривает осуществление определенных обязанностей по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с пунктом 10.1 охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в случае ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность, в связи с чем на председателя правления ОООООиР был составлен протокол об административной ответственности.

Представитель административного органа, вынесшего постановление Кленова Е.Ю., поддерживает доводы должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ.

Свидетель ЕЮН в судебном заседании пояснил, что работает заместителем начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области. В соответствии с договором охотаренды, лесных участков у Будановой Е.А. в договоре на 2019 год нет.

Кварталы 18-24 урочище Корсунь, расположенные в границах казенного учреждения Орловской области «Новосильское лесничество», были переданы за пределами лесных участков Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов. Техническая ошибка не устранена до настоящего времени. ООО «Лес» использует кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества «ОГУ Новосильское лесничество» на законных основаниях, ведут учет животного мира, сдают отчеты. Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов как охотпользователь ответственности по сдаче отчетов по учету животного мира, ведению учета животного мира не несет.

Допрошенный в судебном заседании свидетель МРВ пояснил, что является генеральным директором ООО «Лес». ДД.ММ.ГГГГг. между ООО «Лес» и Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> заключено охотхозяйственное соглашение, на основании которого ООО «Лес» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в Верховском районе Орловской области, урочище Корсунь, кварталы 18-24. Кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества «ОГУ Новосильское лесничество» на площади 653 га никогда не входили в границы охотничьего угодья ОООООиР, их описание в охотхозяйственном соглашении №2 от 30.11.2010г. является следствием технической ошибки при проведении аукциона. ООО «Лес» ведет постоянно учет животного мира, сдает отчеты.

В соответствии со ст. 53 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. В перечень объектов охотничьей инфраструктуры входят вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон, охотничья база. Ни один из объектов, перечисленных в перечне, в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества «ОГУ Новосильское лесничество» не установлен. Живоловушки, кормушки были установлены и используется ООО «Лес», в данных кварталах находятся на законных основаниях в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 5 сентября 2013г.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, судья приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.

Частями 1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).

Статьей 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке; в отсутствие на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в самовольном занятии лесных участков.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, являются не только лесопользователи, но и иные лица, которые ведут хозяйственные и иные работы, включая граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

По правилам части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования.

Согласно статье 36 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1). Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков (часть 2).

Статьей 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Согласно части 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона №209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Как следует из материалов дела Буданова Е.А. приказом от ДД.ММ.ГГГГг. назначена на должность председателя Областного правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов (т.1 л.д.54).

ДД.ММ.ГГГГг. между ОООООиР и Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области заключено охотхозяйственное соглашение сроком действия на 49 лет (т.1 л.д.14-28).

Согласно п.п.2.2.1., 2.2.2. охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. ОООООиР предоставлены в аренду расположенные в границах охотничьего угодья лесные участки, в том числе в Верховском районе, кварталы 18-24,10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» на площади 653 га (т.1 л.д.18).

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГг. Управление лесами Орловской области предоставило, а ОООООиР приняло во временное пользование часть лесного участка, находящегося в государственной собственности площадью 9 941 га. Часть лесного участка площадью 653 га имеет местоположение: Верховский район, Верховское участковое лесничество, кварталы 10-15,18-24 (т.1 л.д.29-35).

ДД.ММ.ГГГГг. между ОООООиР и ООО «Лес» заключен договор субаренды по условиям которого ООО «Лес» в субаренду передана часть лесного участка площадью 653 га местоположением: Верховский район, Верховское участковое лесничество, кварталы 10-15,18-24 (т.1 л.д.167-174).

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. договор аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГГГг., заключенный между Управлением лесами Орловской области и ОООООиР расторгнут по обоюдному согласию, составлен акт приема-передачи. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрировано в Управлении Росреестра по Орловской области ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.62-63).

В связи с расторжением ДД.ММ.ГГГГг. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГг. между Управлением лесами Орловской области и ОООООиР, соглашением от ДД.ММ.ГГГГг. договор субаренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства , заключенный ДД.ММ.ГГГГг. между ОООООиР и ООО «Лес» расторгнут по обоюдному согласию сторон, составлен акт приема-передачи. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрировано в Управлении Росреестра по Орловской области ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.226-228).

ДД.ММ.ГГГГг. на основании обращения СВИ, проживающего в Верховском районе Орловской области, комиссией в составе заместителей начальника отдела Управления лесами АРН и САЛ, лесничего ЦГИ и государственного лесного инспектора ПНМ КУОО «Новосильское лесничество», участкового лесничего Верховского участкового лесничества КАМ проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в результате которой в урочище Корсунь были выявлены объекты, не относящиеся к лесной инфраструктуре, а именно: в квартале 19 выдел 32 обнаружено бревенчатое, крытое шифером сооружение (размером 3,0 па 3,0 метра), предназначенное для подкормки и отлова диких животных; в квартале 20 выдел 31 обнаружена бревенчатая кормушка для подкормки диких животных, а также бревенчатое сооружение с двускатной крышей, крытое, шифером, с пристройкой сооружения, предназначенного для отлова диких животных; в квартале 20, выдел 16 были обнаружены укрепленные на деревьях (на высоте около четырех метров) два сбитых из древесины щита (площадью около одного квадратного метра каждый) с примыкающей лестницей, изготовленной из сухостойных сортиментов деревьев, что указывает на нарушение лесного законодательства в части самовольного занятия лесных участков (т.1 л.д.61).

ДД.ММ.ГГГГг. прокурором Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры в адрес начальника Управления лесами Орловской области ЛИВ внесено представление об устранении нарушений законодательства, из которого следует, что в связи с поступившими обращениями депутата Орловского областного Совета народных депутатов РВА и СВИ Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка использования охотничьих угодий в Верховском и Покровском районе Орловской области, в результате которой выявлены нарушения в деятельности Управления лесами в Орловской области по предоставлению лесных участков на указанной территории в пользование и по контролю за соблюдением условий использования предоставленных в аренду лесных участков. В ходе проверки было установлено наличие в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества (урочище Корсунь), использование которых осуществляется ОООООиР на основании охотхозяйственного соглашений от ДД.ММ.ГГГГг., хозяйственных охотничьих построек, живоловушек, кормушек для диких животных. Указанный лесной участок использовался для ведения охотничьего хозяйства ООО «Лес» в отсутствие оснований, предусмотренных Лесным кодексом РФ (т.1 л.д.64-66).

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом – заместителем старшего государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области Афониным Р.Н. в отношении председателя правления ОООООиР Будановой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ (т.1 л.д.57).

Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области Придчиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов Буданова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (т.1 л.д.5-7).

ДД.ММ.ГГГГг. Управлением лесами Орловской области в адрес председателя ОООООиР Будановой Е.А. внесено представление об устранении нарушений п.5 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГг. , ст.36 Лесного кодекса РФ, а именно демонтировать объекты охотничьей инфраструктуры на участке местоположением: Орловская область, Верховский район, КУОО «Новосильское лесничество», Верховское участковое лесничество, урочище «Корсунь», кварталы 18-24 в срок до ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.8-10).

Вместе с тем, согласно ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 № 26-ФЗ) к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р, согласно которому к объектам охотничьей инфраструктуры относятся:

1. Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

2. Егерский кордон.

3. Охотничья база.

Таким образом, смотровые площадки, кормушки и другие подкормочные объекты не включены в перечень объектов охотничьей инфраструктуры.

Рассматривая доводы заявителя Будановой Е.А., представителя Торубарова С.Г. о том, что лесные участки – кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества КУОО «Новосильское лесничество» урочище «Корсунь» находятся в границах охотничьих угодий, предоставленных по охотхозяйственному соглашению №23 от 05.09.2013г. ООО «Лес», прихожу к следующему.

Из представленных материалов следует, что Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с ООО «Лес» было заключено охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года № 23 в Верховском районе в следующих границах:

северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки ее пересечения с административной границей Верховского района у н.п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;

восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки ее схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;

южная - по административной границе Верховского района от точки ее схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;

западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье, за исключением земель населенных пунктов; в Покровском районе:

северная - по административной границе Покровского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на восток до ее пересечения с рекой Труды;

восточная - вверх по течению реки Труды от ее пересечения с административной границей Покровского района до н.п. Нижний Туровец;

южная - по автодороге Нижний Туровец - Покровское на запад до автодороги Верховье - Покровское и далее на юг до поворота на автодорогу на н.п. Протасово;

западная - по автодороге Покровское - Протасово от поворота с автодороги Верховье - Покровское через н.п. Желановка до н.п. Протасово, далее от н.п. Протасово по дороге Протасово - Хитрово через н.п. Совьи Лапки и Самарка до пересечения с административной границей Покровского района и далее по административной границе Покровского района на север до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов, за исключением земель населенных пунктов (т.1 л.д.105-109).

Согласно данному охотхозяйственному соглашению ООО «Лес» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, расположенных в границах охотничьих угодий.

Урочище «Корсунь» входит в описанные выше границы и включено в схему использования и охраны охотничьих угодий ООО «Лес».

Из ответа Управления лесами Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение директора ООО «Лес» МРВ о заключении договоров аренды лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества КУОО «Новосильское лесничество», урочище Корсунь, следует, в охотхозяйственном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ в сведениях о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности отсутствуют, ООО «Лес» не имеет права на использование лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества КУОО «Новосильское лесничество», урочище Корсунь (т.1 л.д.177).

В ответе Управления лесами по Орловской области от 02.07.2013г. начальнику Управления по охране и использованию объектов животного, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области указано, что в границах охотничьих угодий, лесных участков, пригодных для использования лесов с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для передачи в аренду, нет (т.1 л.д. 218).

ДД.ММ.ГГГГг. Департамент надзорной контрольной деятельности Орловской области обратился к генеральному директору ООО «Лес» с предложением внести изменения в охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.178-179).

Как следует из определения Арбитражного суда Орловской области по делу №А-48-2014/2020 от 13.04.2020г. в производстве суда находится дело по иску Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к ООО «Лес» о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013г. , в том числе в п.2.1.2, изложив его в редакции: после слов «За исключением земель населенных пунктов» дополнить словами «и кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское лесничество», площадью 653 га» (т.1 л.д.180-181, т.2 л.д.22-24).

По сведениям, содержащимся на портале ГАС «Правосудие», решение по иску Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к ООО «Лес» до настоящего времени Арбитражным удом Орловской области не принято, судебное заседание назначено на 12 ноября 2020г.

Определить принадлежность урочища «Корсунь» охотугодьям ОООООиР до решения Арбитражного суда Орловской области по данному вопросу не представляется возможным.

Границы территорий, выставляемых на аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения, были утверждены распоряжением Правительства Орловской области № 406-р от 30.09.2010г. До настоящего времени изменение границ территорий, утвержденным на аукционе и указанных в охотхозяйственном соглашения нет (т.1 л.д.219-221).

Согласно схеме использования и охраны охотничьих угодий ОООООиР урочище «Корсунь» не входит в границы охотничьих угодий ОООООиР в Верховском районе.

Свидетель ЕЮН пояснил, что ОООООиР не несет обязанности по обеспечению соблюдения правил пользования объектами животного мира, способствующих сохранению животного мира, соблюдения ветеринарного законодательства и законодательства об охоте на территории урочища «Корсунь» Верховского района Орловской области, поскольку лесные участки кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества КУОО «Новосильское лесничество», урочище Корсунь не находятся в границах охотничьих угодий в Верховском районе, предоставленных охотхозяйственным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом положений ч.1,2,3 ст.36 Лесного кодекса РФ, пункта 3 «Правил использования лесов», утвержденных Приказом Минприроды России № 661 от 12.12.2017г., части 1 ст.53 ФЗ РФ № 209 от 24.07.2009г. «Об охоте», обнаруженные в урочище «Корсунь» бревенчатая кормушка для подкормки и отлова диких животных, бревенчатое сооружение с двускатной крышей, крытое шифером с пристройкой, сбитые из древесины щиты с примыкающей лестницей не образуют в действиях должностного лица Будановой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков. Для их установки в соответствии с действующим законодательством не требуется разрешение Управления лесами Орловской области.

Данное обстоятельство в судебном заседании было подтверждено должностным лицом заместителем начальника отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Орловской области Афониным Р.А.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях должностного лица Будановой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в действиях должностного лица – председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов Будановой Е.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление административного органа о привлечении должностного лица к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.

Должностным лицом по результатам рассмотрения дела в адрес Будановой Е.А. вынесено представление от 18.02.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на председателя ОООООиР Буданову Е.А. возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения: демонтировать объекты охотничьей инфраструктуры на участке местоположением: Орловская область, Верховский район, КУОО «Новосильское лесничество», Верховское участковое лесничество, урочище «Корсунь», кварталы 18-24 в срок до ДД.ММ.ГГГГг.

В связи с отсутствием в действиях должностного лица председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов Будановой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление в адрес должностного лица, подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.4,30.7,30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица - председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов Будановой ФИО21 удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области ПЕВ от 18.02.2020г. о привлечении должностного лица Будановой ФИО22 - председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, отменить.

На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов Будановой Е.А. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представление заместителя главного государственного лесного инспектора Управления лесами Орловской области ПЕВ от 18.02.2020г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное в адрес должностного лица Будановой Е.А. председателя правления Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, отменить.

Решение суда по жалобе вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Судья Т.В. Глебова