ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/20 от 27.01.2020 Беломорского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 12-4/2020

РЕШЕНИЕ

27 января 2020 года г.Беломорск

Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Седлецкий А.В., при секретаре Колыбиной С.В., с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее – КУ РК «Управтодор РК») на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - КУ РК «Управтодор РК», Учреждение), <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>

установил:

Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора от 25.11.2019 КУ РК «Управтодор» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, т.е. в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

КУ РК «Управтодор» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считает его незаконным и необоснованным по тем основаниям, что Правила пожарной безопасности в лесах, нарушение которых поставлено им в вину, не распространяются на деятельность КУ РК «Управтодор», а применяются и регулируют отношения при осуществлении деятельности в лесах. В целях организации работ по содержанию сети автомобильных дорог был заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>». Фактически работы по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> возложены по контракту на ООО «<данные изъяты>». В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентом и другим нормативным документам, в т.ч. Правилами пожарной безопасности, возложена на Подрядчика ООО «<данные изъяты>». Поэтому последнее должно нести административную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, в т.ч. в соответствии с п. 8.19 Контракта. 05.06.2019 должностными лицами ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» в ходе патрулирования были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, был зафиксирован факт не очистки полосы отвода от порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и бытовых отходов, что вменяется в нарушение КУ РК «Управтодор РК». Согласно представленному требованию от ДД.ММ.ГГГГ, КУ «Управтодор РК» обязало ООО «<данные изъяты>» произвести очистку полосы отвода автомобильной дороги, согласно условиям заключенного контракта. В соответствии с отметками в выданных Подрядчику предписаниях указано, что требование от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в установленный срок. Также факт уборки полос отвода автомобильных дорог <адрес> подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, исходя из конкретных обстоятельств дела, имеются основания для признания допущенных нарушений малозначительными и освобождения от административной ответственности. Каких-либо негативных последствий, вызванных не очисткой полос отвода на участках автодороги <адрес> ГКУ РФ «Беломорским центральным лесничеством» не установлено. Просят отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по административному делу.

В судебное заседание представители КУ РК «Управтодор» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по доводам изложенным в письменных возражениях согласно которым считают Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.32 КРФ об АП в отношении КУ РК «Управтодор РК» законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК, изучив письменные материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения (время, место, способ); лицо, совершившее противоправные действия или бездействие, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дел об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда должностными лицами ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» был произведен осмотр участка полосы отвода автомобильной дороги <адрес> проходящая через лесной массив в квартале <адрес> в полосе отвода автомобильной дороги <адрес>, проходящая через лесной массив в квартале <адрес> Беломорского участкового лесничества. В ходе осмотра выявлен факт нарушения п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила), согласно которому полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов. В полосе отвода указанной автодороги, непосредственно примыкающей к землям лесного фонда, находятся несанкционированные свалки бытовых отходов на площади 0,005 га и 0,042 га.

Указанное обстоятельство было зафиксировано в акте патрулирования (рейда) лесов от ДД.ММ.ГГГГ, акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблице.

13.06.2019 ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» выдано требование об устранении нарушений лесного законодательства КУ РК «Управтодор» принять меры по ликвидации загрязнения и захламления мусором и бытовыми отходами полосы отвода автомобильных дорог регионального значения на территории Беломорского муниципального района в срок до 22 июля 2019 года.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы, приложенной к нему, в целях проверки исполнения Требования исх. от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения п.26 Правил пожарной безопасности в лесах, на момент проверки на <адрес> свалка убрана частично, площадь несанкционированной свалки составила 0,005 га; на <адрес> свалка убрана полностью; на подъездных путях <адрес> – убрано, квартале <адрес> – к уборке не приступали.

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» составило протокол об административном правонарушении (), предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии КУ К.С.А., рассмотрев указанный выше протокол об административном правонарушении, вынес постановление которым признал КУ РК «Управтодор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, т.е. в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, и назначил наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 25 Правил, полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 5 ст. 6).

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги общего пользования федерального значения закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия. В указанный перечень включена автомобильная дорога <адрес> (идентификационный номер ) и «<адрес> (идентификационный номер ).

Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ создано государственное учреждение РК «Управтодор РК» (далее – Учреждение), а Министерством государственной собственности и природных ресурсов РК закреплено на праве оперативного управления за Учреждением государственное имущество PK, необходимое для осуществления его деятельности (под имуществом понимаются автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения). Распоряжением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ у ГУ РК «Управтодор РК» изменен тип государственного учреждения на казенное учреждение.

В соответствии с Уставом Учреждения, казенное учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности КУ являются - обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог (п.2.1, п.2.2.).

Имущество казенного учреждения находится в собственности Республики Карелия и закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления (п.3.1).

В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, именно КУ РК «Управтодор РК» на основании закона переданы полномочия по владению и использованию автодороги <адрес> (идентификационный номер ) и <адрес> (идентификационный номер ), и, соответственно, с учетом вышеуказанных положений эти полномочия не могут быть переданы каким-либо иным лицам.

Автомобильные дороги <адрес> (идентификационный номер ) и <адрес> (идентификационный номер ) являются участками автомобильной дороги регионального (межмуниципального) значения, что подтверждается материалами дела, и не оспаривается КУ РК «Управтодор РК».

Обязанности по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Республики Карелия возложены на Учреждение.

ДД.ММ.ГГГГ между КУ РК «Управтодор РК» и ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> (на период выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Лица, осуществляющие работы по содержанию автомобильных дорог на основании договора подряда (субподряда) либо контракта, не являются лицами, уполномоченными собственником имущества владеть и пользоваться имуществом, на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества, а, следовательно, они не являются субъектами административной ответственности. Ненадлежащее исполнение возложенных на них договором (государственным контрактом) обязанностей влечет наступление гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с п.6.1.3 - 6.1.5 государственного контракта, заключенного с ООО «<данные изъяты>», предусмотрены права заказчика осуществлять контроль выполнения работ, в том числе осуществлять выездные проверки на места проведения работ и участвовать в проведении работ в качестве наблюдателя с правом получения любой информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ; осуществлять контрольные проверки эксплуатационного состояния дорог с представителем подрядчика либо самостоятельно, при выявлении нарушений при содержании дорог выдавать Предписания в соответствии с п. 7.3 Контракта.

В соответствии с п.1 ст.715, п.1 ст. 723 ГК РФ заказчик вправе по договору подряда во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность, а также в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с его недостатками, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

В силу возложенных на него учредителем обязанностей КУ РК «Управтодор РК» должно было и имело возможность контролировать ход исполнения работ на проверенных участках автодороги.

Таким образом, КУ РК «Управтодор РК» является субъектом административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации находящихся в его ведении автомобильных дорог, и именно им не обеспечено соблюдение пункта 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 417 от ДД.ММ.ГГГГ.

По вышеуказанным основаниям довод КУ РК «Управтодор РК» о неправильном определении субъектного состава правонарушения, является несостоятельным.

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина КУ РК «Управтодор РК» подтверждаются письменными материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра б/н от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему, актом патрулирования (рейда) лесов от ДД.ММ.ГГГГ, требованием об устранении нарушений лесного законодательства б/н от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом, другими материалами дела; этим доказательствам дана оценка в их совокупности на предмет, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств принятия КУ РК «Управтодор РК» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Довод жалобы о том, что ООО «<данные изъяты>» должны произвести очистку полосы отвода автомобильной дороги, согласно условиям заключенного контракта в установленный требованием от ДД.ММ.ГГГГ срок и факт уборки полос отвода автомобильных дорог <адрес> подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием к отмене или изменению принятого постановления, поскольку правонарушение было выявлено ДД.ММ.ГГГГ. После чего, Учреждению было выдано Требование исх. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, требование было исполнено частично. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, правонарушение устранено, требование исполнено.

Таким образом, обоснованность привлечения КУ РК «Управтодор РК» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Процедура административного производства и права КУ РК «Управтодор РК» соблюдены, административный орган действовал в рамках предписанных законом полномочий и в полном соответствии с законом.

Оснований для признания данного правонарушения малозначительным, о чем ставится вопрос в жалобе, не имеется.

Назначенное административным органом наказание соответствует санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, является соразмерным совершенному правонарушению, отвечает целям административного наказания, требованиям разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, пп.1 п.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» оставить без изменения, жалобу КУ РК «Управтодор» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии через Беломорский районный суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия.

Судья А.В. Седлецкий