ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2014 от 03.04.2014 Правдинского районного суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

г. Правдинск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Правдинского районного суда Калининградской области Смирнова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе энергетика ЗАО «Телесет Лтд.» ФИО2 на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ энергетик ЗАО «Телесет Лтд.» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ в связи с тем, что электроустановка ЗАО «Телесет Лтд.» - базовая станция сотовой радиотелефонной связи в <адрес> введена в эксплуатацию и находится в работе без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

В своей жалобе энергетик ЗАО «Телесет Лтд.» ФИО2 оспаривает данное постановление по делу об административном правонарушении, считая, что оно подлежит отмене, поскольку в отношении указанной базовой станции в соответствии с требованиями закона не требуется разрешения соответствующего органа – Ростехнадзора, т.к. данная базовая станция имеет разрешенную мощность 5 кВт, напряжение в точке подключения - 15 кВ, присоединяется к одному источнику электроснабжения и подпадает под исключение п. 12 (1), указанного в п. 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, данная установка относится к III категории надежности и, как полагает заявитель, еще и по данной причине разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от органа, осуществляющего государственный надзор, не требуется.

В судебном заседании ФИО2 и его представители ФИО3 и ФИО4 настаивали на удовлетворении жалобы, дали пояснения аналогичные, изложенным в ней доводам.

Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 просила отказать в удовлетворении жалобы, постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 – оставить без изменения.

Заслушав заявителя и его представителей, представителя Ростехнадзора, исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО5 в отношении должного лица энергетика ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.9 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственных надзор на указанных объектах, в связи с тем, что электроустановка ЗАО «Телесет Лтд.» - базовая станция сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM-1800 в <адрес> введена в эксплуатацию и находится в работе без разрешения соответствующих органов – Центрального управления Ростехнадзора, а должностное лицо энергетик ФИО2, ответственный за электрохозяйство ЗАО «Телесет Лтд.», не обеспечил установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новой указанной электроустановки. Данное правонарушение было выявлено при обращении ЗАО «Телесет Лтд.» в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи для электроснабжения указанной базовой станции .

Дело об административном правонарушении по ст. 9.9 КоАП РФ, возбужденное составлением данного протокола от ДД.ММ.ГГГГ., было рассмотрено начальником отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО1., по результатам рассмотрения вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым энергетик ЗАО «Телесет Лтд.» ФИО1 с учетом определения об исправлении описки признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 9.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Данная базовая станция сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM-1800 с установкой антенной опоры на земле в <адрес> введена в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрации МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ., технологическое присоединение с электрическим сетям сетевой организации было выполнено ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует акт о технологическом присоединении, присоединенная мощность – 5кВт, уровень напряжения в точке присоединения 15 кВт, категория надежности электроснабжения данного объекта – III, однако электроприемники данной базовой станции - светильники заградительных огней базовой станции – относятся к I категории надежности, также электроснабжение системы противопожарной защиты предусмотрено по I категории надежности. Кроме технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации предусмотрены в качестве резервного источника электропитания - герметизированные аккумуляторные батареи, а также присоединение к резервному источнику питания - передвижному дизель-генератору.

Административная ответственность по ст. 9.9 КоАП РФ предусмотрена за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.

Выдача разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, предусмотрена Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008г. № 212.

В соответствии с п. 5.3.1.6 указанного Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (в ред. 06.10.2011г.) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет полномочия за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).

В п.п. 1.3.1, 1.3.11 действующих Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003г. №6, указано, что новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном данными Правилами, подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения органов госэнергонадзора.

Приказом Ростехнадзора от 21.10.2013г. № 485 утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены указанные Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (пункт 5.2.56) (ранее Приказ Ростехнадзора от 28.07.2011 № 435,п. 5.1.25; Приказ от 31.07.2009г. № 667, п.5.2.49).

Органом государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, атомному, и технологическому надзору (Положение об Управлении энергетического надзора, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1162 от 22.12.2010г.), который обеспечивает осуществление контроля и надзора за выполнением обязательных требований при допуске в эксплуатацию вновь вводимых и реконструируемых энергоустановок (п.6.13).

Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2008г. № КП-24/756 «О применении «Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» были даны разъяснения, исходя из которых службой Ростехнадзора осуществляется выдача разрешений на допуск в эксплуатацию преимущественно всех энергоустановок, при этом выдача разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок мощностью до 50 кВт, в том числе используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, социальных объектов, строений, не являющиеся объектами капитального строительства, объектов, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте которых не требуется подготовка проектной документации, мобильных строительных городков, энергооборудования передвижных ремонтных бригад кустовых скважин, полевых станов осуществляется в упрощенном порядке (уведомительном на основании документов, подтверждающих надлежащее техническое состояние энергоустановки).

В пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, на которые ссылается в своей жалобе ФИО2, указано, что помимо заявки, заключения договора с сетевой организацией, выполнения сторонами мероприятий, предусмотренных договором, необходимо еще заявителем получить и предоставить сетевой организации разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя. Поскольку исходя из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией МО «...», базовая станция сотовой радиотелефонной связи в <адрес> введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ., то пункт 7 данных Правил надлежит рассматривать в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334., в пп. «г» п. 7 которых было указано, что на тот момент для технологического присоединения требовалось получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, но за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12.1-14 Правил, из которых п. 12.1 касался заявителей юридических лиц, подавших заявку о технологическом присоединении по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляла до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).

ЗАО «Телесет Лтд.» была подана заявка в сетевую организацию о технологическом присоединении с указанием одного источника электроснабжения энергопринимающих устройств мощность 5кВт, при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации разрешение Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объекта заявителя, не испрашивалось.

Между тем, как указывалось выше, исходя из вышеуказанного Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, являющегося подзаконным актом, разъяснений в письме Ростехнадзора от 15.07.2008г. № КП-24/756, получение разрешения Ростехнадзора требуется для ввода в эксплуатацию энергоустановки в любом случае, в отдельных случаях в упрощенном порядке. Данное требование основывается на необходимости обеспечения безопасности эксплуатации объектов энергетики, при этом проверяется наличие технических условий на технологическое присоединение, справки о их выполнении, наличие проекта электроустановки, сертификатов соответствия на электрооборудование, свидетельства о регистрации электротехнической лаборатории в органах Ростехнадзора, проводившей приемо-сдаточные работы, наличие инструкций по охране труда и технике безопасности, должностных инструкций по рабочему месту электротехнического персонала, журнала проверки знаний лиц, ответственных за электрохозяйство, наличие защитных средств с протоколами испытаний, противопожарного инвентаря, списка лиц оперативного и оперативно-ремонтного персонала, наличие приемо-сдаточной документации (протоколы, акты испытаний, наладки, технических регламентов, паспортов изготовителей) и т.д (п.5 данного Порядка).

Под электроустановкой в п. 1.1.3 Правил устройства электроустановок понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенные для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии. Указанные Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. № 204, распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ (п.1.1.1.ПУЭ). В соответствии с п. 1.2.7 ПУЭ под приемником электрической энергии (электроприемником) понимается аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Базовая станция сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM-1800 соответствует всем вышеуказанным условиям. Согласно п. 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003г. №6 (ПТЭЭП) устройство электроустановок должно соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Проектом рассматриваемой базовой станции предусмотрены защитные меры безопасности данной электроустановки, состоящие из шести пунктов (стр.9 заключения государственной экспертизы проекта от ДД.ММ.ГГГГ. ГАУ КО «...»). По пожарной опасности объект относится к категории В4, по классу пожароопасности аппаратная базовой станции относится к пожароопасным зонам класса П-IIа, в связи с чем должно быть выполнено обеспечение требований охраны труда и техники безопасности, связанные с работой электрооборудования и электроустановок (л.6 проектной документации 65-2010-2060-ЭС). Электроснабжение системы противопожарной защиты данной базовой станции предусмотрено по I категории надежности (стр. 13 вышеуказанного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство базовой станции ). Согласно п. 1.2.18 ПУЭ к электроприемникам первой категории надежности относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Пунктом 1.2.19 ПУЭ предусмотрено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Кроме того, следует учесть следующее. На стр. 9,13 заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство базовой станции указано, что для обеспечения безопасности полетов воздушных судов предусмотрена установка заградительных огней мачты. Количество и расположение заградительных огней предусмотрено таким образом, чтобы с любого направления полета было видно не менее двух. Светильники заградительных огней отнесены к электроприемникам I категории надежности электроснабжения. Светильники заградительных огней приняты типа ЗОМ, предусмотрено их постоянное горение. При исчезновении напряжения от источника электроэнергии происходит автоматическое переключение питания от аккумуляторных батарей, обеспечивающий питание в течение 8 часов, и одновременно подается сигнал об аварии по системе сигнализации на диспетчерский пункт. В течение 8 часов доставляется передвижная дизельная электростанция. Переключение вводов с рабочего на резервный предусматривается вручную поворотным переключателем.

Таким образом, для питания электроприемников рассматриваемой базовой станции сотовой радиотелефонной связи кроме источника питания от электрических сетей сетевой организации предусмотрены резервные источники питания от аккумуляторных батарей, дизель-генератора. В действующем пункте 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, указано, что автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению, в порядке, предусмотренном данными Правилами, т.е. в порядке, предусмотренном, как и для технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации, который предусматривает, в т.ч. получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объекта (п. 7 «г» Правил), за исключением определенных случаев. В Правилах в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2009г. № 334, действовавшей на момент ввода базовой станции в эксплуатацию, как выше приводилось, было указано - за исключением случаев при технологическом присоединении по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Таким образом, помимо соблюдения требований п.1.3.11 ПТЭЭП в определенных законом случаях при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требуется предоставление в сетевую организацию и соответствующего разрешения органа Ростехнадзора. В указанной редакции Правил конкретных разъяснений о том, что автономные резервные источники питания подлежат технологическому присоединению в том же Порядке, как и к электрическим сетям сетевой организации, не было. Между тем, заявителю ЗАО «Телесет Лтд.», сетевой организации ОАО «Янтарьэнерго», согласовавшей ДД.ММ.ГГГГ проектное решение данной базовой станции (расчетная схема проектной документации, лист 3), следовало учесть факт присоединения электроприемников данной базовой станции не только к электрическим сетям сетевой организации, но и к генератору, указанному на расчетной схеме, согласованной с ОАО «Янтарьэнерго», к аккумуляторным батареям, и в составляемых сторонами совместных документах указать и учесть их наличие, что произведено не было.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «Телесет Лтд.» указано сторонами, что автономный источник электроснабжения отсутствует, что фактически не соответствует действительности. В данном случае наличие резервных источников питания было проигнорировано и технологическое присоединение было осуществлено без учета их наличия.

В данном случае требуемое вышеприведенными нормами закона разрешение Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки - базовой станции сотовой радиотелефонной связи не было получено предприятием ЗАО «Телесет Лтд.». Ответственным за электрохозяйство на ДД.ММ.ГГГГ являлся энергетик ФИО2, что им подтверждено и им не оспаривалось в судебном заседании, в связи с чем в его действиях, как должностного лица, имелся состав административного правонарушения по ст. 9.9 КоАП РФ – ввод в эксплуатацию энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области электроэнергетики составляет один год. Данное правонарушение не является длящимся, является оконченным с момента ввода базовой станции связи в эксплуатацию, что было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В связи с чем, оснований для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ст. 9.9. КоАП РФ не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица ФИО2 удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении энергетика ЗАО «Телесет Лтд.» ФИО2, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ – отменить.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Правдинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии данного решения.

Судья

Правдинского районного суда И.В. Смирнова