ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2014 от 26.03.2014 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

 РЕШЕНИЕ

 26.03.2014 года                                         с. Белый Яр

 Алтайский районный суд РХ в составе:

 председательствующего судьи Поповой Г.В.,

 при секретаре Стеценко О.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы <адрес> В.Д. Пономаренко об отмене постановления мирового судьи судебного участка в границах <адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях», суд

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением мирового судьи судебного участка в границах <адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> Пономаренко В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 107.1 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>

 Мировой судья судебного участка в границах <адрес> Пресняк А.Г., посчитал установленным, что Пономаренко В.Д., являясь должностным лицом - главой <адрес> Республики Хакасия, допустил воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>, при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, глава <адрес> Республики Хакасия Пономаренко В.Д., в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 15, ч. 13 ст. 16 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>"- отказался предоставить Уполномоченному по правам ребенка в <адрес>, список (списки) детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, по запросу - требованию № от ДД.ММ.ГГГГ

 С данным постановлением не согласен глава <адрес> Пономаренко В.Д. Просит постановление мирового судьи судебного участка в границах <адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Прекратить производство по делу. Мотивирует свою жалобу тем, что ссылка на нарушение им п.13 ст. 16 Закона Республики Хакасия «Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>», а равно совершение им правонарушения, предусмотренного ст. 107.1 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 №91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» является несостоятельной, не основанной на нормах действующего законодательства. В его действиях отсутствует событие административного правонарушения. Конкретных жалоб на действия должностных лиц администрации <адрес> в отношении детей, стоящих в очереди в дошкольные учреждения в адрес Уполномоченного по права ребенка в <адрес> не поступало, отсюда, учитывая в целом положения ст. 16 Закона Республики Хакасия №90-ЗРХ, истребуя информацию, составляющую персональные данные, в отсутствие на то оснований, Уполномоченный по правам ребенка в <адрес> превышает свои должностные полномочия. Он не предоставляет государственную услугу в соответствии с Федеральным законом №210, а соответственно истребовать сведения, составляющие персональные данные не может. Судом не учтено, что глава <адрес> имеет право на получение сведений, составляющих персональные данные для организации образовательной деятельности на территории района, о не право распоряжаться такими данными. В связи с тем, что глава <адрес> не является оператором персональных данных детей, которые определены приказом Управления образования МО <адрес>, он не вправе распоряжаться такими данными.

 В ходе рассмотрения жалобы, представитель Пономаренко В.Д. Передерий М.С. поддержала жалобу, поданную Пономаренко В.Д. по основаниям, в ней изложенным.

 Представитель Уполномоченного по правам ребенка в <адрес> - А.В. Рогожин просит постановление мирового судьи судебного участка в границах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу от ДД.ММ.ГГГГ без удовлетворения. Указывает на то, что обеспечение дошкольным образованием детей является общественно значимой целью. Основной задачей является осуществление мероприятий по обеспечению защиты и восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей. Он вправе запросить персональные данные у органов местного самоуправления, что и было им сделано, а органы местного самоуправления обязаны предоставить эти данные, что не было сделано главой <адрес> Пономаренко В.Д. Усматривает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях».

 Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ (ред. от 19.06.2013) "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>"- для выполнения стоящих перед ним задач Уполномоченный по правам ребенка имеет право запрашивать и получать в установленном порядке материалы, документы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, от органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в <адрес>, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 Согласно ч.1,2,13 ст. 16 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>"- Уполномоченный по правам ребенка рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Республики Хакасия иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О Порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящим Законом.

 Уполномоченный по правам ребенка рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в <адрес>, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций в <адрес>, за исключением случаев, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном, либо административном порядке и имеются вступившие в законную силу решения суда.

 Должностные лица органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в <адрес> и организаций в <адрес> обязаны предоставлять Уполномоченному по правам ребенка материалы и документы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

 В соответствии со статьей 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях» от 17 декабря 2008 года N91-3PX (ред. от 03.06.2013), воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в <адрес> и Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законами Республики Хакасия и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, которыми определяется статус Уполномоченного по правам человека в <адрес> и Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>, а равно вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в <адрес> и Уполномоченного по правам ребенка в <адрес> влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Согласно решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Пономаренко В.Д. зарегистрирован главой муниципального образования <адрес>.

 Согласно запроса № от ДД.ММ.ГГГГ., главе <адрес> Республики Хакасия Пономаренко В.Д., необходимо в 15 дневный срок, направить в адрес Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>, информацию о численности детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения <адрес> по состоянию на 01.10.2013г. и предоставить списки детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения <адрес> по состоянию на 01.10.2013г.    ,

 Запрос № от ДД.ММ.ГГГГ получен главой <адрес> Республики Хакасия - ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается почтовым уведомлением и не оспаривалось его представителем.

 В ответ на указанный запрос, глава <адрес> Республики Хакасия Пономаренко В.Д., сообщил, что в соответствии со ст. 3, ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», по состоянию на 11.11.2013г., в очереди в дошкольные образовательные учреждения <адрес> состоят 384 ребенка. Для предоставления запрашиваемой Уполномоченным по правам ребенка в <адрес> информации, необходимо получить согласие родителей, законных представителей указанных детей на разглашение их персональных данных, в связи с чем, предоставить указанную информацию в пятнадцатидневный срок не представляется возможным.

 Согласно ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 Из протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> Республики Хакасия Пономаренко В.Д. был направлен запрос-требование № о предоставлении информации о численности детей, состоящих в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения и предоставлении списка детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения. ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> Республики Хакасия Пономаренко В.Д., отказался предоставить Уполномоченному по правам ребенка в <адрес>, список (списки) детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, тем самым воспрепятствовал деятельности Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>.

 Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" - персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

 Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" определены условия, при которых допускается обработка персональных данных. Одним из них является необходимость в достижении общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, что прописано в названной статье.

 Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено - операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Статьей 3 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ (ред. от 19.06.2013) "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>" установлено, что основными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются: 1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление его нарушенных прав и законных интересов; 2) содействие реализации прав и законных интересов ребенка; 3) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка; 4) правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка, разъяснение, пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; 5) содействие деятельности органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в <адрес>, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка; 6) развитие взаимодействия в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка; 7) осуществление независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в <адрес> по обеспечению защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов детей.

 В соответствии с ч. 13 ст. 16 вышеназванного закона должностные лица органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, обязаны предоставлять Уполномоченному по правам ребенка в <адрес> материалы, документы и иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий.

 В ходе рассмотрения жалобы, представитель главы <адрес> РХ Передерий М.С. показала, что глава <адрес> РХ не является субъектом данного правонарушения, вместе с тем, суд не может согласиться с такой позицией. Обоснованно с ней не согласился и мировой судья судебного участка в границах <адрес> Пресняк А.Г..

 Согласно п.1 ст.36, п.1 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.24 Устава муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 К полномочиям администрации по решению вопросов местного значения среди прочих относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

 Глава <адрес> Пономаренко В.Д. наделен властными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и связанных с предоставлением бесплатного дошкольного образования.

 В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона №90-ЗРХ Уполномоченный по правам ребенка в <адрес> не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие известными ему в связи с деятельностью по защите прав и законных интересов.

 Статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования.

 Согласно ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав, законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, «интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

 Частями 1-4 ст.1 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ (ред. от 19.06.2013) "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>" предусмотрено, что должность уполномоченного по правам ребенка в <адрес> учреждается в целях обеспечения гарантий прав и законных интересов ребенка в <адрес>, их соблюдения органами государственной власти Республики Хакасия и иными государственными органами Республики Хакасия, органами местного самоуправления в <адрес>, их должностными лицами, организациями.

 Должность Уполномоченного по правам ребенка является государственной должностью Республики Хакасия.

 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в <адрес>, их должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ребенка и восстановление его нарушенных прав.

 Частью 1 ст.4 указанного закона предусмотрено, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления в <адрес>, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и законных интересов ребенка.

 Исследовав и обобщив вышеприведенные положения действующего законодательства, мировой судья судебного участка в границах <адрес> Пресняк А.Г. пришел к правильному выводу о том, что для достижения общественно значимых целей, на которые направлена законная деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в <адрес>, он вправе получать любые сведения, которые могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, в том числе, он вправе затребовать и получить персональные данные на детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные учреждения <адрес> у главы <адрес> Пономаренко В.Д.

 Представитель Уполномоченного по правам ребенка в <адрес> А.В. Рогожин пояснил, что запрошенная информация о численности и список детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения <адрес> направлены главе <адрес> Пономаренко В.Д. с целью реализации федеральных законов и Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», защиты прав детей на получение дошкольного образования, выявление возможных нарушений прав и законных интересов ребёнка на получение дошкольного образования, а также восстановление нарушенных прав детей.

 <адрес> Пономаренко В.Д. не выполнил законное требование Уполномоченного по правам ребёнка в Республики Хакасия о предоставлении списков детей дошкольного возраста, состоявших в очереди в дошкольные образовательные учреждения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по форме, указанной в таблице №2, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях».

 В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

 При назначении административного наказания мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность главы <адрес> Пономаренко В.Д., наличии смягчающего административную ответственность обстоятельства – совершения административного правонарушения впервые, а так же к тому, что оснований для освобождения его от административной ответственности не имеется.

 Ст. 2.9.КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и возможностью ограничиться устным замечанием.

 Вместе с тем, учитывая позицию главы <адрес> В.Д. Пономаренко и его представителя, выразившуюся в непризнании вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях», суд так же не усматривает основания для освобождения главы <адрес> В.Д. Пономаренко от административной ответственности, предусмотренной ст. 107.1 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях».

 Порядок и срок давности привлечения главы <адрес> Пономаренко В.Д., к административной ответственности не нарушены.

 С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

 РЕШИЛ:

 Постановление мирового судьи судебного участка в границах <адрес> Республики Хакасия Пресняк А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы <адрес> Пономаренко В.Д. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 107.1 Закона РХ «Об административных правонарушениях» от 17.12.2008 года № 91-ЗРХ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ.

 Судья     Попова Г.В.