ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2016 от 15.11.2016 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

пос. Мама 15 ноября 2016 года

Судья Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области Овчинникова В.М., с участием представителя заявителя – лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации Луговского городского поселения – Попова А.А., действующего на основании доверенности, законного представителя заявителя – Ушакова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-4/2016 по жалобе Главы Луговского городского поселения Ушакова А.В. на постановление государственного инспектора Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов по пожарному надзору Соколовского М.В. о привлечении администрации Луговского городского поселения к административной ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением 2-24-74/2-24-75 от 1 августа 2016 года, вынесенным главным государственным инспектором Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области по пожарному надзору Соколовским М.В. администрация Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района признана виновной в совершении действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Согласно постановлению государственного инспектора Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области по пожарному надзору, юридическим лицом администрацией Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района допущены нарушения требований пожарной безопасности. А именно, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 29 апреля 2016 г. по 20 мая 2016 г. в отношении администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области, расположенной по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ст. ст. 6, 53, 36 Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», п.п. 2, 6, 61 Правил Противопожарного режима утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 « О противопожарном режиме», ст. ст. 6, 54, 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», именно: не согласованы специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций; не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства работником, ответственным за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа – Поповым А.А.; на здание отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима; во всех помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны; кабинет главы администрации, кабинет архива, кабинет главного специалиста по экономическим вопросам, кабинет специалиста, подсобное помещение в здании администрации Луговского городского поселения на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре).

Действия (бездействия) администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района квалифицированы должностным лицом по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица - глава администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района Ушаков А.В., обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что в здании администрации Луговского муниципального образования присутствуют специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам имеется у главы администрации, что является достаточным, в соответствии с нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденными Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007. В здании администрации присутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима. Во всех помещениях на момент проведения проверки присутствовали таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, распечатанные на листах формата А4, что также является достаточным в соответствии с Правилами Противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Отсутствие в помещениях здания администрации Луговского городского поселения на втором этаже автоматической пожарной сигнализации объясняет тем, что указанные помещения 30.05.2016 были переданы в пользование администрации Луговского муниципального образования. После передачи в пользование данных площадей администрацией Луговского городского поселения был заключен договор от 21.06.2016 № 126/2016 с ООО «Аврора» об установке системы пожарной сигнализации.

Главный государственный инспектор Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов по пожарному надзору, надлежаще извещенный о дне и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений по доводам жалобы не представил, в связи с чем дело по жалобе подлежит рассмотрению в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя – лица, привлекаемого к административной ответственности администрации Луговского городского поселения – Попов А.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить. В обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе. Суду пояснил, что Распоряжение № 61 от 3 декабря 2012 года администрации Луговского городского поселения «О порядке проведения противопожарных инструктажей, определения сроков, а также назначения лица за их проведение с работниками администрации Луговского городского поселения» с приложениями в виде пяти инструкций, было опубликовано в выпуске № 11 газеты «Наш Дом» от 18 декабря 2012 года. Настаивает на том, что в ходе проведения проверки, во всех помещениях имелись таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, распечатанные на листах бумаги формата А4. В связи с чем, не согласен с нарушением п.п. 2, 6 Правил Противопожарного режима утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Указал на то, что фактически администрация Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района находится в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в то время, как проверка проведена в здании расположенном по <адрес>. Обращает внимание на то, что на момент проведения проверки здание, расположенное по адресу: <адрес> не было передано в оперативное управление и безвозмездное пользование администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района, в связи с чем, последняя не имела законных оснований для заключения договора на установку пожарной сигнализации. В настоящее время противопожарная сигнализация в здании установлена.

В судебном заседании законный представитель заявителя – лица, привлекаемого к административной ответственности администрации Луговского городского поселения – Ушаков А.В. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что администрация Луговского городского поселения находится в здании, расположенном по адресу: <адрес>, юридический адрес: <адрес>. В настоящее время предпринимаются меры на устранение допущенной ошибки при подаче сведений в ЕГРЮЛ.

Свидетель ЛЕО. суду пояснил, что проводил проверку в здании администрации Луговского городского поселения, расположенном по адресу: <адрес>, в Распоряжении о проведении проверки указан юридический адрес администрации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ: <адрес>. В ходе проверки принимал участие специалист 1 категории Попов А.А., ответственный за пожарную безопасность организации и проведение противопожарного инструктажа. Во всех помещениях здания в ходе проверки отсутствовали таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны. Администрацией не была представлена утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности. Указал, что ссылка на нарушение Свода Правил СП 5.13130.2009, а именно на таблицу А.1 п. 4.1 носит характер технической ошибки.

Свидетель ИТФ суду пояснила, что она работает в должности начальника КУМИ МО <адрес>. Здание администрации Луговского городского поселения фактически расположено по адресу: <адрес>, в юридическом адресе администрации указана <адрес>. Администрация Луговского городского поселения занимает указанное здание более двадцати лет, надлежащим образом отношения между сторонами были оформлены ДД.ММ.ГГГГ путем передачи муниципального имущества в оперативное управление и безвозмездное пользование.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в ее рассмотрении лиц, судья приходит к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Руководители организаций, допустившие нарушение требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», даны понятия: пожарной безопасности, под которым понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно распоряжению главного государственного инспектора Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области по пожарному надзору Соколовского М.В. №31 от 25 апреля 2016 г. назначена проверка в отношении администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района, расположенной по адресу: <адрес>, с целью контроля соблюдения обязательных требований пожарной безопасности (выполнения плана проведения плановых проверок на 2016 год), с установлением сроков проведения проверки с 29 апреля 2016 года до 20 мая 2016 года. Копию распоряжения о проведении проверки в период с 29 апреля 2016 года до 20 мая 2016 года законный представитель администрации Луговского городского поселения получил 26 апреля 2016 года (л.м. 82).

В период с 29 апреля 2016 года по 20 мая 2016 года государственным инспектором Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области по пожарному надзору Латышевым Е.О. была проведена проверка обязательных требований пожарной безопасности администрацией Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района. При проведении проверки присутствовал специалист 1 категории по молодежной политике, благоустройству, МОБ, ГО ЧС и ПБ Попов А.А.

Согласно акту проверки № 31 от 20.05.2016 года должностным лицом выявлены нарушения противопожарной безопасности, а именно: не согласованы специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (п.п. 6, 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденные приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г.); не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства работником, ответственным за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа – Поповым А.А. (п. 36 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденные приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г.); на здание отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима ( п. 2 Правил Противопожарного режима утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»; во всех помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны; кабинет главы администрации, кабинет архива, кабинет главного специалиста по экономическим вопросам, кабинет специалиста, подсобное помещение в здании администрации Луговского городского поселения на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 54, ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» обязательное приложение А, таблица А.1 п. 4.1); на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре)(п. 61 Правил Противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В соответствии с п. 6 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденных Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007, противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

Как следует из п. 36 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденных Приказом МЧС РР № 645 от 12.12.2007, обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Согласно п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» утвержденных Приказом МЧС РР № 645 от 12.12.2007, согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 6 Правил, в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Согласно п. 61 Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Факт совершения администрацией Луговского городского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ также подтверждается протоколами № 2-24-74, № 2-24-75 об административном правонарушении от 18 июля 2016 года, из которых усматривается, что не согласованы специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций; не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства работником ответственным за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа Поповым А.А.; на здание отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима; во всех помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны; кабинет главы администрации, кабинет архива, кабинет главного специалиста по экономическим вопросам, кабинет специалиста, подсобное помещение в здании администрации Луговского городского поселения на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре).

Протоколы составлены в отсутствие представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Уведомление о дате, месте и времени составления протоколов получено законным представителем администрации Луговского городского поселения Ушаковым А.В. 12 июля 2016 года.

Определением главного государственного инспектора Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов по пожарному надзору Соколовского М.В. было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Администрация Луговского городского поселения была извещена надлежащим образом, о чем имеется входящий штамп № 365 от 19 июля 2016 года (л.д. 72).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 1 августа 2016 года главным государственным инспектором Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Соколовским М.В. было вынесено обжалуемое постановление № 2-24-74/2-24-75.

Судья приходит к выводу, что требования нормативных актов, регламентирующих пожарную безопасность, администрацией Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, не соблюдены, так как не согласованы специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организации; не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства работником ответственным за пожарную безопасность организации и проведение противопожарного инструктажа – Поповым А.А.; во всех помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны; на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре).

Доводы жалобы о наличии специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, не нашли своего подтверждения, документов, свидетельствующих о согласовании указанных программ в установленном законодателем порядке, администрацией Луговского городского поселения не представлено.

Распоряжением и.о. главы Луговского городского поселения ПЕА от 18 мая 2016 года ответственным лицом за обеспечение пожарной безопасности в здании администрации Луговского городского поселения назначен Попов А.А., которым не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства.

Таким образом, должностное лицо, оценивая изложенные выше доказательства и признав их относимыми и допустимыми, пришел к обоснованному выводу, что администрацией Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, поэтому его следует признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из поступивших по запросу суда сведений из ООО «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> обслуживалось в 2015 году и в 2016 году на основании муниципальных контрактов, заключенных с администрацией Луговского городского поселения.

Сведений, свидетельствующих о незаконном нахождении администрации Луговского городского поселения в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в суд не представлено. Представленные суду документы о передаче указанного муниципального имущества в оперативное управление и безвозмездное пользование от 30 мая 2016 года, свидетельствуют лишь о надлежащем оформлении отношений сторонами.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ч 3 ст. 54 ГК РФ, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При этом судья полагает, что вина администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района в нарушении требований пожарной безопасности, выразившемся в том, что кабинет главы администрации, кабинет архива, кабинет главного специалиста по экономическим вопросам, кабинет специалиста, подсобное помещение в здании администрации Луговского городского поселения на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не доказана.

"СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) разработан в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 151 со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно Приложения А Свода правил 5.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений, с мокрыми процессами вентккамер, насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования зданий, в которых отсутствуют горючие материалы; категорий В4 и Д по пожарной безопасности; лестничных клеток.

В таблице А.1 Свода правил (СП 5.13.130.2009) приведен перечень зданий, подлежащих защите автоматической пожарной безопасности. Согласно п. 4.1 данной таблицы автостоянки закрытого типа подлежат оборудованию такой сигнализацией.

Вместе с тем, материалами дела не подтверждено, что здание администрации Луговского городского поселения относится к категории автостоянок закрытого типа. Выводы должностного лица о наличии в действиях вышеуказанного лица состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в этой части не соответствуют требованиям законодательства, а потому в этой части производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия вины администрации Луговского городского поселения.

Кроме того, судья приходит к выводу о том, что вина администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района в нарушении требований пожарной безопасности, выразившемся в отсутствии утвержденной на здание инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима, не доказана.

Согласно п. 2 Правил, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (в редакции от 25 апреля 2012 года).

Согласно п. 2 Правил, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (в редакции от 6 апреля 2016 года).

На момент указанного административного правонарушения действовал п. 2 Правил противопожарного режима в редакции от 6 апреля 2016 года, должностным лицом администрации Луговского городского поселения вменено нарушение п. 2 Правил противопожарного режима в редакции от 25 апреля 2012 года, которая не действовала на тот момент.

Выводы должностного лица о наличии в действиях вышеуказанного лица состава правонарушения, предусмотренного ч.1, ч. 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в этой части не соответствуют требованиям законодательства, а потому в этой части производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия вины администрации Луговского городского поселения.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что постановление подлежит изменению путем исключения из него ссылки о нарушении требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии на здание утвержденной инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима; а также ссылки на нарушение требований пожарной безопасности выразившихся в том, что кабинет главы администрации, кабинет архива, кабинет главного специалиста по экономическим вопросам, кабинет специалиста, подсобное помещение в здании администрации Луговского городского поселения на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; а в остальной части постановление надлежит оставить без изменений.

Квалификация должностным лицом по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дана верная, назначенное наказание является справедливым и соответствующим содеянному. Оснований к снижению размера наказания не имеется, так как оно назначено с применением положений п. 2, п. 3 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление №2-24-74/2-24-75 от 1 августа 2016 года, вынесенное главным государственным инспектором Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов по пожарному надзору Соколовским М.В., изменить: исключить из него указание на нарушение п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 54, ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Приложения А Свода правил 5.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, п. 4.1 в таблице А.1.; п. 2 Правил противопожарного режима утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района Ушакова А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья В.М. Овчинникова