Дело № 12-4/2016
РЕШЕНИЕ
18 января 2016г.
Судья Жабреев В.А., Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга,
с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» - Бессоновой Е.Н.,
при секретаре Игониной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» - Ерзукова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г.Екатеринбурга от 27 ноября 2015 года о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г.Екатеринбурга от27 ноября 2015 года ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за то, что 01 октября 2015 года ЗАО «Орджоникидзевская управляющая компания», зарегистрированное по адресу: < адрес > осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а именно без включения в реестр лицензий Свердловской области информации об управляемых ею многоквартирных домах при фактическом управлении многоквартирными домами, в нарушение требований ч. 2 ст. 195, ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.
Будучи несогласным с постановлением мирового судьи, законный представитель ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» - Ерзуков А.А. обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» получило лицензию на право управления многоквартирными домами 04 июня 2015 года. Однако в реестр лицензий на право управления многоквартирными домами Свердловской области не были включены сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» в связи с тем, что ранее в выдаче лицензии обществу было оказано. В соответствии со ст.7 ФЗ №255 от 21 июля 2014г., если юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу данного Федерального закона но получило отказ в выдаче лицензии то оно обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом до наступления событий, указанных в ч.3 ст.200 ЖК РФ.
По состоянию на 25.11.2015 ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» было направлено в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области 96 заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, 42 из них рассмотрено и 42 дома включены в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ЗАО «Орджоникидзевская УЖК», являющийся составной частью реестра лицензий Свердловской области. По состоянию на 10.12.2015 ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» направлено в Департамент 201 заявление о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, 112 многоквартирных дома включены в перечень многоквартирных домов.
ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» нарушение требований о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не допускало, исполнение обязанностей по управлению многоквартирными домами не прекращали, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, акты от 01.10.2015, на которые сделана ссылка в протоколе об административном правонарушении № 76 от 20.10.2015 г., не содержат информации о выявленных нарушениях, подтверждают соблюдение ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» требований стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731.
Защитник ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» - Бессонова Е.Н. поддержала жалобу и просила отменить постановления мирового судьи, по основаниям, указанным в жалобе, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав защитника Бессонову Е.Н., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит постановление мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г.Екатеринбурга от 27 ноября 2015 года подлежащим отмене по следующим основаниям:
Согласно ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьёй, может быть обжаловано в вышестоящий суд, при этом при рассмотрении жалобы, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 379-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ условия договора, управления многоквартирным домом утверждаются общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из собственников (ч.2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ). При этом сроки проведения общего собрания собственников помещений устанавливаются инициатором.
Таким образом, управляющая организация при отсутствии инициативы собственников помещений многоквартирного дома не может провести общее собрание по вопросу выбора способа управления и утверждения условий договора управления многоквартирным домом. Более того, принятое решение может быть не реализовано собственниками, договор управления многоквартирным домом может быть не заключен (ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ) в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу данного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организацией и провести этот конкурс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
То есть в силу прямого указания закона ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» обязано было осуществлять управление многоквартирными домами, с которыми ранее были заключены договора.
После проведения общих собраний собственников многоквартирных домов и письменного заключения договора управления многоквартирным домом, ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» в установленный срок направляло в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области соответствующие заявления о включении домов в реестр лицензий.
Согласно ч. 1,2 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. При этом к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).
Согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с часть. 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2,3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных часть. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.
таким образом, лицензионным требованиям в соответствии с подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исполнение обязанностей по договору многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.
Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусматривает: «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского, лица, указанного в пункте 6 части 7 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном часть. 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».
Таким образом ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» нарушения подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не допускало, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, не прекращало.
С учётом положений ч.4 ст.7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255, в действиях ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» не имеется нарушений лицензионных требований по управлению многоквартирными домами после 1 мая 2015г.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи отсутствием в действиях ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г.Екатеринбурга от 27 ноября 2015 г. о назначении наказания ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Орджоникидзевская УЖК» по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья: В.А. Жабреев