Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Бодайбо 22 апреля 2016 г.
Судья Бодайбинского городского суда Иркутской области Ермаков Э.С., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора г. Бодайбо на постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора по фармацевтической деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Доверие» ФИО1 , *** года рождения, уроженки **,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Бодайбо 23 ноября 2015 года возбудил в отношении должностного лица - директора по фармацевтической деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Доверие» ФИО1 , производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившееся осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно в нарушении порядка ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением мирового судьи от 30 ноября 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 было прекращено на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5. КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ.
Не согласившись с принятым мировым судьей постановлением, прокурор г. Бодайбо принес на него протест, в котором просил это постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Как указал прокурор, вывод мирового судьи об отсутствии у должностного лица - директора по фармацевтической деятельности ООО «Доверие» ФИО1 вины в совершении административного правонарушения сделан в противоречии с нормами части 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и пунктов 3 и 7 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865, согласно которым формирование отпускной цены на лекарственный препарат осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и розничной надбавки, размер которой не превышает предельный размер розничной надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации. При этом под фактической отпускной ценой производителя понимается цена без налога на добавленную стоимость.
В нарушение указанных положений, формирование розничной цены на ряд лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, производилось директором по фармацевтической деятельности ООО «Здоровье» ФИО1 исходя из отпускной цены производителя с налогом на добавленную стоимость.
По мнению прокурора, данные действия должностного лица составляют грубое нарушение лицензионных требований в соответствии с пунктом 6 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081.
Прокурор так же полагает, что ссылка мирового судьи на нормы Приказа Федеральной службы по тарифам России от 11 декабря 2009 года № 442-а, предусматривающий формирование предельных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из отпускной цены с применением НДС, а так же аналогичный Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 22 октября 2010 года № 88-спр, не имеет правового значения для дела. Данные нормативные акты регулируют иную, не относящуюся к делу процедуру формирования процентных значений предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, полномочия субъектов Российской Федерации согласно ст. 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» сводятся лишь к установлению предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Нормативным актом, непосредственно действующим в отношениях по регулированию указанной предельной надбавки, является пункт 3 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865, который не предусматривает зависимости порядка формирования указанных надбавок от применяемой организациями системы налогообложения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Москвитина А.А. протест прокурора на постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 ноября 2015 года поддержала.
ФИО1 и её представитель - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела судом извещены. В поданном заявлении ФИО1 просила рассмотреть дело без её участия.
Ранее в судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 полагал, что постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 ноября 2015 года в отношении ФИО1 является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
В обоснование этого ФИО2 привел доводы, аналогичные содержанию принятого мировым судьей постановления, указав, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку ФИО1 руководствовалась приведенными выше нормами Приказа Федеральной службы по тарифам России от 11 декабря 2009 года № 442-а, Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 22 октября 2010 года № 88-спр.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 ноября 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензий). Примечанием к данной статье определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом «г» пункта 5 и пункта 6 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 предусмотрено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований части 6 ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
В соответствии с частью 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 7 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865, формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 3 указанных «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок…» установлено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Доверие» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности * от 14 июня 2013 года и осуществляет розничную продажу лекарств, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предусмотренный «Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2014 года № 2782-р.
Общество применяет упрощенную систему налогообложения и уплачивает единый налог на вмененный доход.
В нарушение требований части 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ, пункту 7 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865, розничная надбавка на указанные лекарства, реализуемые через аптечную сеть ООО «Доверие» в г. Бодайбо, определялась должностным лицом - директором по фармацевтической деятельности этого юридического лица, исходя из отпускных цен производителей этих лекарственных средств, с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), о чем свидетельствуют: акт проверки прокуратуры г. Бодайбо от 23 ноября 2015 года, протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, товарные накладные на отпуск лекарственных средств.
Согласно должностной инструкции директора по фармацевтической деятельности ООО «Доверие», утвержденной управляющей общества и действующей на время проведенной прокурором проверки, на данное должностное лицо возложена обязанность контролировать процесс ценообразования.
Таким образом, ФИО1, назначенная на указанную должность приказом от 01 января 2014 года № 18-пр, и ознакомленная с этой должностной инструкцией, обладает организационно-распорядительными функциями ООО «Доверие», а, следовательно, подлежит ответственности как должностное лицо в связи с совершением им административного правонарушения по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).
Факт формирования ФИО1 как должностным лицом ООО «Доверие» розничных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отпускаемых этим юридическим лицом, исходя из цен производителей (поставщиков) с учетом НДС, наличие у ФИО1 организационно-распорядительных полномочий в сфере ценообразования, представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, не оспаривался, и подтвержден так же письменными объяснениями самого лица, привлекаемого к административной ответственности, полученными в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Принимая постановление от 30 ноября 2015 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья руководствовался тем, что в настоящее время отсутствуют официальные разъяснения по начислению НДС при формировании отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями, применяемыми упрощенную систему налогообложения. Кроме того, действующие пункт 4.3. «Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденной Приказом ФСТ России от 11 декабря 2009 года № 442-а, а так же Приказ службы по тарифам Иркутской области от 22 октября 2010 года № 88-спр, предусматривают возможность определения предельной надбавки исходя из отпускной цены таких лекарственных средств с учетом НДС организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и уплачивающими единый налог на вмененный доход.
Однако данные выводы мирового судьи являются ошибочными.
Так, на момент выявления нарушения действовало разъяснение Федеральной антимонопольной службы России от 14 сентября 2015 года № АК/49106/15, которой в соответствии с Указом Президента РФ от Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года № 373, переданы функции Федеральной службы по тарифам.
Согласно этому разъяснению, действующими «Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865, предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость.
При этом действующим законодательством порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
«Методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденная Приказом ФСТ России от 11 декабря 2009 года № 442-а, предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными устанавливать предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Соответственно указанная методика не является нормативным правовым актом прямого действия, непосредственно регулирующим порядок установления организациями имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляющими реализацию лекарственных препаратов.
Таким актом является приведенное выше Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865.
Полномочия субъектов Российской Федерации согласно ст. 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» сводятся лишь к установлению предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Порядок и условия их установления, предоставление тех или иных льгот, в том числе субъектам фармацевтической деятельности, применяющим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим налог на вмененный доход, в соответствии с требованиями части 3 ст. 62 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ относится к компетенции Правительства РФ.
В этих условиях, толкование мировым судьей пункта 4.3. Приказа ФСТ России от 11 декабря 2009 года № 442-а, а так же Приказа службы по тарифам Иркутской области от 22 октября 2010 года № 88-спр, как норм, позволяющих организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, производить расчет розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП с учетом налога на добавленную стоимость, противоречит требованиям положений нормативного акта более высокого уровня - пунктов 2,3,7 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865.
Вывод мирового судьи об отсутствии в действиях должностного лица - директора по фармацевтической деятельности ООО «Доверие» ФИО1 вины в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензий), выразившейся в нарушении порядка ценообразования на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сделан без учета приведенных выше положений законодательства.
Таким образом, задачи административного производства, предусмотренные ст. 24.1., 26.1. КоАП РФ, мировым судьей участка № 124 г. Бодайбо не выполнены и данные допущенные процессуальные нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что на день рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административно ответственности, предусмотренный частью 1 ст. 4.5. КоАП РФ, по указанной категории дел не истек, постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора по фармацевтической деятельности ООО «Доверие» ФИО1, подлежит отмене с возвращением дела мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Протест прокурора г. Бодайбо удовлетворить и отменить постановление мирового судьи участка № 124 г. Бодайбо от 30 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора по фармацевтической деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Доверие» ФИО1 , возвратив дело на новое рассмотрение мировому судье.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Пересмотр решения осуществляется в порядке, предусмотренном частью 2 ст. 30.13 КоАП РФ, председателем Иркутского областного суда или его заместителями, по жалобе лиц, указанных в ст. ст. 25.1. - 25.5.1., или по протесту прокурора.
Судья: Э.С. Ермаков