ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2016 от 27.01.2016 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 12–4/2016

Р Е Ш Е Н И Е

об оставлении постановления по делу

об административном правонарушении без изменения,

а жалобы без удовлетворения

Судья Шалинского районного суда Свердловской области Ярославцев В.Е., при секретаре Чикуновой Е.С., с участием старшего помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,

рассмотрев в заседании 27 января 2016 года жалобу З.А.П. на постановление мирового судьи судебного участка Шалинского судебного района Свердловской области О.В. Лейс от 17.12.2015 (изготовленном в окончательной форме 21.12.2015), которым

З.А.П., <данные изъяты>

назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л

Постановлением мирового судьи судебного участка Шалинского судебного района О.В. Лейс от 17.12.2015 З.А.П. назначено административное наказание за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> - при проведении прокуратурой Шалинского района Свердловской области проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства на территории Шалинского городского округа.

В жалобе З.А.П. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращения производства по делу, считая себя ненадлежащим субъектом данного административного правонарушения (л.д.).

В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – З.А.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Он полагает, что постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению по указанным в жалобе основаниям.

Старший помощник прокурора Евстегнеев А.Н. считает жалобу необоснованной, а постановление мирового судьи законным, по его мнению мировым судьей всем доводам дана надлежащая оценка, потому что именно З.А.П. является должностным лицом, контролирующим выполнение требований Федерального закона № 8-ФЗ, поскольку постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ контроль за выполнением требований указанного Закона органами местного самоуправления Шалинского городского округа возложен именно на него, в свою очередь З.А.П. не выполнил организационно-распорядительные функции, не проконтролировал и не обеспечил выполнение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Шалинского городского округа, допустив нарушения, изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

Заслушав заместителя главы администрации З.А.П., старшего помощника прокурора Евстегнеева А.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, перечисленных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» основным направлением деятельности органов прокуратуры определен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. К их числу относится закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право каждого свободно получать информацию.

На необходимость осуществления надзора в этой сфере также прямо указывает исключительная компетенция прокурора по возбуждению предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дел об административных правонарушениях - за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.

Как следует из материалов административного дела – при проведении прокуратурой Шалинского района проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства на территории Шалинского городского округа было выявлено, что в нарушение требований, установленных подпунктом «б», «е» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2, пункта 5, подпунктом «б», «в» пункта 7, подпунктом «г», «д» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) - на официальном сайте администрации Шалинского городского округа http:www.shalya.ru отсутствует следующая информация о деятельности органов местного самоуправления, подлежащая размещению в сети «Интернет»:

- сведения о полномочиях органа местного самоуправления;

- муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления (на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ на указанном сайте не размещено постановления главы администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Шалинского городского округа»);

- порядок обжалования муниципальных правовых актов;

- информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

- статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

- обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В нарушение требований, установленных частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органом местного самоуправления на официальном сайте администрации Шалинского городского округа не размещены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом.

По данному факту в отношении заместителя главы администрации Шалинского городского округа З.А.П. прокурором Шалинского района возбуждено дело об административном правонарушении поч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.).

В своем постановлении прокурор мотивирует, что постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» контроль за выполнением требований Федерального закона № 8-ФЗ органами местного самоуправления Шалинского городского округа возложен на заместителя главы администрации Шалинского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорту и связи З.А.П., который не выполнил организационно-распорядительные функции, а именно не проконтролировал и не обеспечил выполнение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Шалинского городского округа, т.е. допустив изложенные выше нарушения.

По результатам рассмотрения административного материала мировой судья вынес ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление в отношении З.А.П., с которым тот не согласился. В обоснование доводов жалобы он мотивирует, что Порядком организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Шалинского городского округа п. 10 (Приложение ) установлено: «Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности ОМС ШГО осуществляется Главой...., в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации». Порядком осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Шалинского городского округа (Приложение ) установлено п. 2 «Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Шалинского городского округа осуществляется Главой администрации ШГО».

Это свидетельствует о том, что функция контроля за обеспечением доступа к информации...главой ему не передавалась. Других видов контроля Федеральный закон от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не предусматривает. З.А.П. считает, что постановление Главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» все контрольные и организационные функции, возложенные на него - выполняется им в полном объеме (л.д.72-77).

Доводы, изложенные З.А.П. в жалобе, приводились при рассмотрении дела мировым судьей, которому они были известны, проверены, всем приведенным доводам дана надлежащая и правильная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Так, ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ, закрепившим принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ устанавливает требования к объему размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 24 данного Закона указано, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления. Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается соответственно нормативными правовыми актами государственных органов, муниципальными правовыми актами (ч.2 ст.24).

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Как установлено мировым судьей - исходя из анализа приведенных выше положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации, указанной в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» возложена на органы местного самоуправления, и невыполнение должностным лицом, вышеуказанных требований закона нарушает право субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.

Прокурорской проверкой выявлено, что на официальном сайте администрации Шалинского городского округа http:www.shalya.ru отсутствует указанная в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении информация о деятельности органов местного самоуправления, подлежащая размещению в сети «Интернет». Кроме того, как установлено прокурором - органом местного самоуправления на официальном сайте администрации не размещены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом, что не оспорено в своей жалобе З.А.П..

В свою очередь, постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» контроль за выполнением требований Федерального закона № 8-ФЗ органами местного самоуправления Шалинского городского округа возложен на заместителя главы администрации Шалинского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорту и связи З.А.П., то есть указанным постановлением глава Шалинского городского округа свои обязанности по контролю за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Шалинского округа выполнил путем возложения обязанности (делегирования) контроля за выполнением требований указанного Закона № 8-ФЗ на заместителя, что не противоречит Уставу Шалинского городского округа от 02 июня 2005 года (ред. 16.07.2015 года). Указанное постановление является действующим, никем не оспорено, в том числе и самим З.А.П..

Мировым судьей исследованы представленные доказательства, который установил виновность З.А.П. в инкриминируемом ему правонарушении, а в обоснование своих доводов сослался на доказательства: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ; должностную инструкцию заместителя главы администрации Шалинского городского округа по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи; постановление главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ; постановление главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ; положение об официальном сайте Шалинского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которые счел допустимыми.

В силу подп. «а», «б» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ размещению в сети «Интернет» в числе прочей подлежит информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что З.А.П. принят на муниципальную должность заместителя главы администрации Шалинского городского округа по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи (л.д.). Осуществляет свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной распоряжением главы администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-рп (л.д.). Поскольку в соответствии с вышеуказанным распоряжением он вступил в должность заместителя главы муниципального образования «Шалинский городской округ», он является должностным лицом по смыслу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ответственным за соблюдение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Шалинского городского округа является заместитель главы Шалинского городского округа по вопросам ЖКХ, строительству, транспорту и связи З.А.П., в связи с чем, доводы последнего о том, что он не является субъектом ответственности по указанной норме права, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых актов.

Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Учитывая цели регулирования Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, что данное административное правонарушение, совершенное З.А.П., распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в связи чем, не может являться малозначительным, соответственно, положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению не подлежат.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенные доказательства, по мнению суда, прокурором Шалинского района мотивированно возбуждено дело об административном правонарушении, а мировым судьей правомерно заместитель главы Шалинского городского округа З.А.П. признан виновным в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа - 3 000 рублей, предусмотренного частью и статьей настоящего Кодекса, учитывая отсутствие сведений о привлечении ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения, а иного З.А.П. не доказано.

При назначении наказания, мировой судья учел характер и степень опасности совершенного правонарушения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено и в рамках настоящего заседания также не установлено. Изготовление мировым судьей мотивированного постановления за пределами установленных сроков не влияет на существо дела, поэтому не может являться основанием для его отмены.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 ч. 1 п. 1, 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка Шалинского судебного района О.В. Лейс от 17.12.2015, которым З.А.П. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения.

Председательствующий судья В.Е. Ярославцев