Дело № 12-4/2017 года
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Осташков 01 февраля 2017 года
Судья Осташковского городского суда Тверской области
Кокарева Н.А.,
с участием представителя Министерства лесного хозяйства <адрес> по доверенности ФИО1,
заявителя ФИО2,
рассмотрев жалобу начальника <адрес> электрических сетей филиала Э ФИО2 на постановление начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного хозяйства <адрес>Ф.И.О. от 29 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного хозяйства <адрес>Ф.И.О.№ года от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо начальник <адрес> РЭС филиала ПАО Э ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере № рублей.
В жалобе ФИО2 просит об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Требования мотивирует тем, что на основании уведомления от 24 августа 2016 года № филиал Общества на участке лесного фонда в квартале 177 выдел 8 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества <адрес> осуществляет производство регламентных работ, связанных с рубками лесных насаждений, расчисткой трасс ЛЭП (просек под ними) от древесной и кустарниковой растительности, уборкой валежника, ветровала, бурелома, разборкой завалов, уборкой и утилизацией порубочных остатков. Срок начала работ 25 августа 2016 года, срок окончания работ – 31 декабря 2016 года. 20 октября 2016 года лесничим <адрес> участкового лесничества в ходе патрулирования в зоне проведения регламентных работ были обнаружены указанные в оспариваемом постановлении нарушения правил заготовки древесины на участке лесного фонда в квартале 177 выдел 8 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества <адрес>.
Осмотр лесного участка произведен должностными лицами без уведомления юридического лица, в отсутствие его представителя и понятых; проверка проведена в нарушение предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в отсутствие установленного уполномоченным органом порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах.
На момент проведения проверки регламентные работы, связанные с рубками лесных насаждений, расчисткой трасс ЛЭП (просек под ними) от древесной и кустарниковой растительности, уборкой валежника, ветровала, бурелома, разборкой завалов, уборкой и утилизацией порубочных остатков окончены не были.
Административным органом при вынесении оспариваемого постановления не было учтено, что между филиалом Э и ООО В заключен договор от 29 декабря 2015 года на выполнение работ по реконструкции ВЛ в части расширения просек. В соответствии с пунктами 2.2, 4.6 договора, действия по обеспечению отсутствия на просеке заготовленной древесины и порубочных остатков возложено на юридическое лицо ООО В.
ФИО2 в суде поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Начальник отдела государственного лесного надзора Министерства лесного хозяйства <адрес>Ф.И.О. уведомлен о разбирательстве жалобы, в суд не явился, просил в удовлетворении жалобы отказать, о чем представил письменные возражения.
Представитель должностного лица по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, исследовав доводы участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению, в том числе, подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.
Предмет правонарушения - правила использования лесов. Указанные правила регламентированы лесным законодательством.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является нарушение правил заготовки древесины.
Субъектами правонарушений могут являться лесопользователи, т.е. граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2016 года в 11 часов 00 минут на участке лесного фонда в квартале 177 выдел 8 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества <адрес> со стороны <адрес> РЭС филиала Э», осуществляющего производство регламентных работ, связанных с рубками лесных насаждений, расчисткой трасс ЛЭП (просек под ними) от древесной и кустарниковой растительности, уборкой валежника, ветровала, бурелома, разборкой завалов, уборкой и утилизацией порубочных остатков, на основании уведомления от 24 августа 2016 года № сроком действия с 25 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, выявлены нарушения правил заготовки древесины: а именно, установлено, что при проведении работ по сплошной и выборочной рубке лесных насаждений при производстве регламентных работ по расчистке трасс ЛЭП (просек под ними) в полосе отвода линии электропередач около опор №отп161/41-161/43 порубочные остатки на площади 0,3 га не убраны и расположены вплотную к прилегающим лесным насаждениям (стене леса), вал уложенных порубочных остатков имеет ширину вала 4 метра, вал расположен на расстоянии 3 метров от прилегающих лесных насаждений (стены леса).
Административный орган усмотрел нарушения начальником <адрес> РЭС филиала Э» ФИО2 требований подпункта «к» пункта 13, пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337), пункта 16, подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ 30 июня 2017 г. № 417, в связи с чем в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 21 октября 2016 года №28 по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением от 29 ноября 2016 года № начальник отдела государственного лесного надзора Министерства лесного хозяйства <адрес> привлек начальника <адрес>Э ФИО2 к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере № руб.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу) (ч.1 ст.16 Лесного кодекса РФ).
Для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса (п.3 ч.2 ст.16 Лесного кодекса РФ).
Из части 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ следует, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ), который предусмотрен Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Согласно пункту 4 Правил N 223 лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 223 лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Кроме того, согласно пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии с ч.3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337 утверждены Правила заготовки древесины.
Согласно подпункту «к» пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки (пункт 61 Правил заготовки древесины).
Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослелесхоза от 01 августа 2011 года №337 09 января 2017 года утратили силу.
10 января 2017 года вступили в законную силу, утвержденные Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 N 474 Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" подпункт «к» пункта 12 которых содержит аналогичные нормы запрещающие невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ 30 июня 20107 года N 417 (далее Правила № 417) при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил № 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 м для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и вина ФИО2 в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- трудовым договором от 26 сентября 2016 года № (л.д.89-91);
- Положением об <адрес> электрических сетей (РЭС) 3 категории филиала ПАО Э, утвержденного приказом филиала ПАО Э от 30 сентября 2016 года №-ТВ (л.д.87-88);
- уведомлением о производстве регламентных работ от 24 августа 2016 года № (л.д.81);
- требованием и.о.руководителя ГКУ «<адрес> лесничество <адрес>» № от 03 октября 2016 года, направленным в адрес руководства филиала ПАО Э о необходимости устранения в срок до 20 октября 2016 года нарушений при проведении регламентных работ, связанных с рубками лесных насаждений, расчистке трасс ЛЭП в <адрес> участковом лесничестве кварталах 42,43,44,159, 156, <адрес> участковом лесничестве квартал 177 (л.д.82);
- докладной лесничего <адрес> участкового лесничества от 06 октября 2016 года (л.д.83);
- плановым (рейдовым) заданием на проведение осмотра, обследования лесных участков №14 от 19 октября 2016 года, утвержденным приказом ГКУ <адрес> лесничество <адрес>№-п от 19 октября 2016 года (л.д.75,76);
- актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории лесного участка с фототаблицей (л.д.77-80);
- протоколом об административном правонарушении № от 21 октября 2016 года (л.д.70-73),
оцененными должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП РФ).
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, указанным в перечне должностных лиц, осуществляюящих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории <адрес>, утвержденном приказом Министрества лесного хозяйства <адрес> от 15 марта 2012 года №-нп.
Указание в жалобе на то, что осмотр лесного участка произведен в отсутствие ФИО2 и понятых, не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (пункт 1 часть 1 статья 28.1 КоАП РФ).
Довод заявителя о том, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ, в отсутствие распоряжения либо планового (рейдового) задания, подлежит отклонению. Правонарушения по настоящему делу выявлены не в ходе проверки в соответствии с данным законом, а в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Наличие договора подряда № на выполнение работ по реконструкции воздушных линий в части расширения просек от 29 декабря 2015 года, на который ссылается заявитель, не освобождает должностное лицо <адрес>Э - Э ФИО2 от ответственности за выявленные в деятельности подрядчика нарушения, поскольку лицом, использующим лесной участок является Э, функции которого на территории <адрес> осуществляет Осташковский РЭС ПАО Э, что следует из уведомления от 24.08.2016 года (л.д.81). В соответствии со статьями 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, и требовать устранения их недостатков.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
ФИО2, являясь начальником <адрес> РЭС ПАО Э, на которого должностными обязанностями, указанными в Положении об <адрес> электрических сетей филиала Общества, возлагается ответственность за соблюдение требований законодательства, несвоевременное и ненадлежащее исполнение решений органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу своего правового статуса не исполнил надлежащим образом свои служебные обязанности, что привело к совершению административного правонарушения.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению им правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, заявителем не представлено.
ФИО2, имея реальную возможность должным образом организовать и осуществить контроль за работой подрядчика (будучи обязанным контролировать соблюдение правил заготовки древесины) не исполнил соответствующие обязанности по соблюдению требований публичного правопорядка, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения.
Наказание ФИО2 назначено в минимальном размере в пределах санкции ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ФИО2 от административной ответственности нет с учетом характера совершенного правонарушения, существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности, установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ соблюдены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление начальника отдела государственного лесного надзора Министерства лесного хозяйства <адрес>Ф.И.О. от 29 ноября 2016 года № о наложении за нарушение ч.1 ст.8.25 КоАП РФ на начальника <адрес> электрических сетей филиала Публичного акционерного общества Э ФИО2 наказания в виде штрафа в размере № рублей оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: Н.А.Кокарева