ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2017 от 08.02.2017 Уренского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-4/2017

РЕШЕНИЕ

г. Урень 08 февраля 2017 года

Судья Уренского районного суда Нижегородской области Зорин А.П.

С участием помощника прокурора Уренского района Нижегородской области Цыплянского Н.И.

Должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Уренского района Нижегородской области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Уренского судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Уренского судебного района Нижегородской области от 14.12.2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Уренского района не согласен с постановлением мирового судьи и обратился в суд с протестом, указывая, что оно является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки на основании Справки Управления образования о служебном расследовании от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п.2 ч.2 ст. 34, ст. 37 ФЗ «Об образовании», на пищеблоке МБДОУ №8 д/с «Елочка» у кладовщика ФИО3 обнаружены списки детей по группам в виде таблиц с наименованием овощей, по которым кладовщик осуществляла прием овощей от родителей воспитанников для организации питания детей. При проверке на складе также находились огурцы консервированные, фасованные в 3-х литровые стеклянные банки с добавлением уксусной кислоты в количестве 14 банок, 1 банки – 2-х литровой. 1 банки – 1,5 литровой, которые также были принесены родителями и использовались в приготовлении пищи для воспитанников детского сада «Елочка».

Факт использования в организации питания продуктов, полученных от родителей воспитанников, влечет нарушение гарантированного принципа бесплатности дошкольного образования, ущемляет установленные права обучающихся в образовательных учреждениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №2 Уренского судебного района Нижегородской области от ФИО1 приняты заявления от родителей детей, посещающих МБДОУ №8 детского сада «Елочка», в количестве 16 штук, в которых указано, что они добровольно приносили в детский сад овощи по решению родительского комитета и общего собрания родителей. Какого-либо принуждения со стороны заведующей ФИО1 и других работников детского сада в сборе овощей не было, при этом данные заявления никем не заверены, заявители лично в суд не обращались, в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении в судебное заседание не вызывались и не допрашивались, в связи с чем их подлинность вызывает сомнение.

Вместе с тем, данные заявление учтены судом в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении в качестве доказательств.

При таких обстоятельствах указанное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство направлению на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора Уренского района Нижегородской области ФИО4 доводы протеста поддержал. Просит постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 просит постановление мирового судьи оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения. Пояснила, что она являлась заведующей МБДОУ № 8 детский сад «Ёлочка». Данный детский сад является некоммерческой организацией. Цель деятельности – образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учредителем и собственником имущества детсада является Уренский муниципальный район Нижегородской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Уренского муниципального района Нижегородской области. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Уренского муниципального района Нижегородской области. Источником формирования имущества являются, в том числе: имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, бюджетные ассигнования в виде субсидий из местного бюджета, добровольные имущественные взносы и пожертвования. Уже несколько лет родители воспитанников детского сада приносят овощи в целях улучшения питания. Они это делают на добровольной основе, без какого – либо принуждения. Приносить или не приносит овощи, данный вопрос обсуждается самими родителями на родительских собраниях. В каждой группе имеется родительский комитет, состоящий из двух родителей. Также в детском саду есть еще Совет родителей, выборный орган, в который входит по одному родителю из родительского комитета от каждой группы, всего в садике 6 групп. Поэтому в Совет родителей входит шесть человек. Имеется Приказ от 28 октября 2015 г. об утверждении состава Совета родителей, также согласно Протокола заседания совета родителей № 2 от 26.05.2016 г. была избрана Председатель Совета родителей ФИО5 Принесенные родителями овощи сдаются на пищеблок, чтобы их оприходовали, завхоз принимает их по акту приема-передачи, по ведомости. Оформляется договор пожертвования между детским садом с одной стороны и Председателем Совета родителей, как представителем всех родителей – с другой. На родительском собрании в каждой группе, а также на общем собрании родителей до родителей доводятся сведения, сколько было собрано овощей, какое их количество, и на что они пошли. В этот год также был заключен Договор пожертвования от 12 сентября 2016 г. между детским садом с одной стороны и Председателем Совета родителей ФИО5, как представителем всех родителей – с другой. В справке Управления образования о служебном расследовании от 13.10.2016, указано, что на пищеблоке дошкольного образовательного учреждения у кладовщика ФИО3 обнаружены списки детей по группам в виде таблиц с наименованием овощей, по которым кладовщик осуществляла прием овощей от родителей воспитанников для организации питания детей. Овощи оприходованы на склад по договору пожертвования и дату передачи. Таким образом, в данной справке нет ни одного доказательства принуждения родителей к сбору продуктов питания, наоборот указано, что овощи оприходованы на склад по договору пожертвования и акту передачи.

Представитель ФИО1 – Чуманов С.Б., действующий на основании доверенности 52 АА № 2591666 от 28.10.2016 г., с доводами протеста не согласен, просит постановление мирового судьи оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.

Свидетель ФИО7 показала, что овощи в детский садик они приносили добровольно. ФИО1 не принуждала приносить их овощи в детский сад, давления на них не оказывала. Инициатором приноса овощей в детский сад являлся родительский комитет, который существует в детском саду. Родители сами решали приносить овощи в детский сад или нет. Заявление, имеющееся в материалах дела, о добровольности приноса овощей в детский сад она писала сама без принуждения, свою подпись подтверждает.

Свидетель ФИО8 показала, что овощи в детский садик они приносили добровольно. ФИО1 не принуждала приносить их овощи в детский сад, давления на них не оказывала. Инициатором приноса овощей в детский сад являлся родительский комитет, который существует в детском саду. Родители сами решали приносить овощи в детский сад или нет. Заявление, имеющееся в материалах дела, о добровольности приноса овощей в детский сад она писала сама без принуждения, свою подпись подтверждает.

Свидетель ФИО9 показала, что овощи в детский садик они приносили добровольно. ФИО1 не принуждала приносить их овощи в детский сад, давления на них не оказывала. Инициатором приноса овощей в детский сад являлся родительский комитет, который существует в детском саду. Родители сами решали приносить овощи в детский сад или нет. Заявление, имеющееся в материалах дела, о добровольности приноса овощей в детский сад она писала сама без принуждения, свою подпись подтверждает.

Изучив материалы дела, выслушав стороны по делу, свидетелей, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 5.57 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в том числе в нарушении или незаконном ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

В пункте 1 статьи 2 данного Закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Частью 3 статьи 5 Закона об образовании также установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон о благотворительной деятельности) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно статье 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

В силу статьи 5 Закона о благотворительной деятельности благотворителями являются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах, перечисленных в указанной норме, в частности, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Пожертвованием в соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Уренского района проведена проверка информации, размещенной в сети «Интернет» о незаконном обязании родителей воспитанников детского сада в р.<адрес> приносить продукты питания. На основании Справки Управления образования о служебном расследовании от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п.2ч.2 ст.34, ст.37 ФЗ «Об образовании», на пищеблоке МБДОУ №8 д/с «Ёлочка» у кладовщика ФИО3 обнаружены списки детей по группам в виде таблиц с наименованием овощей, по которым кладовщик осуществляла прием овощей от родителей воспитанников для организации питания детей. При проверке на складе также находились огурцы консервированные, фасованные в 3-х литровые стеклянные банки с добавлением уксусной кислоты в количестве 14 банок 3-х литровых, 1 банки – 2-х литровой, 1 банки – 1,5 литровой, которые также были принесены родителями и использовались в приготовлении пищи для воспитанников детского сада «Ёлочка».Факт использования в организации питания продуктов, полученных от родителей воспитанников, влечет нарушение гарантированного принципа бесплатности дошкольного образования, ущемляет установленные права обучающихся в образовательных учреждениях.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Прокурором Уренского района ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ №8 д/с «Ёлочка» ФИО1

Из материалов дела следует, что согласно выписки из приказа п. 4 от ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей д/с «Елочка» п. Арья с ДД.ММ.ГГГГ утверждена ФИО10 В последующем в связи с вступлением в брак ФИО10 изменила фамилию на ФИО1 (справка о заключении брака ).

Согласно пунктам 1, 2 Устава МБДОУ №8 д/с «Ёлочка» является некоммерческой унитарной бюджетной дошкольной образовательной организацией. Цель деятельности – образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Учредителем и собственником имущества МБДОУ №8 д/с «Ёлочка» является Уренский муниципальный район Нижегородской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Уренского муниципального района Нижегородской области осуществляют администрация Уренского муниципального района Нижегородской области. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Уренского муниципального района Нижегородской области.

Пунктом 6.1 Устава установлено, что источником формирования имущества Учреждения являются, в том числе: имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, бюджетные ассигнования в виде субсидий из местного бюджета на выполнение Учреждением муниципального задания; добровольные имущественные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

28 октября 2015 г. МБДОУ №8 д/с «Ёлочка» издан приказ N 47 об утверждении и введении в действие с 01.11.2015 г. Положения о добровольных пожертвованиях и целевых взносах МБДОУ №8 д/с «Ёлочка».

Добровольные пожертвования могут быть переданы детскому саду по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности с обязательным отражением в учетных регистрах (пункт 4.1 Положения).

Согласно пункту 4.3 данного Положения добровольные пожертвования оформляются договором пожертвования.

Пунктом 1.7 Положения установлено, что основным принципом привлечения дополнительных средств является добровольность их внесения – целевые взносы и пожертвования могут привлекаться Учреждением только на добровольной основе. Установлена недопустимость принуждения граждан и юридических лиц в каких-либо формах, в том числе перечисленных в данном пункте.

Администрация Учреждения ежегодно предоставляет отчет о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств на общем родительском собрании или через другие информационные ресурсы (пункт 5.3 Положения).

Привлечение добровольных имущественных взносов и пожертвований осуществляется советом родителей, который в соответствии с пунктом 5.9.1 Устава МБДОУ №8 детского сада «Ёлочка» является совещательным органом, создаваемым в целях учета мнения родителей, в компетенцию которого входит, в том числе участие в рассмотрении ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

Согласно копии Приказа заведующей МБДОУ №8 детского сада «Ёлочка» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении состава Совета родителей, утвержден состав Совета родителей в количестве 6 человек: ФИО11, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО15.

Согласно Протокола заседания совета родителей № 2 от 26.05.2016 г. избрана Председатель Совета родителей ФИО5

Согласно договору пожертвования МБДОУ №8 детского сада «Ёлочка» от 12 сентября 2016 г., жертвователь в лице Совета родителей ФИО16 безвозмездно передает Учреждению в собственность овощи в указанном в договоре размере исключительно на цели, указанные в п. 1.3 Договора, а именно: на питание детей, также имеется акт приема-передачи товара от 12 сентября 2016 г. по договору пожертвования от 12 сентября 2016 г.

Кроме того согласно справки Управления образования о служебном расследовании от 13.10.2016: «На пищеблоке дошкольного образовательного учреждения у кладовщика ФИО3 обнаружены списки детей по группам в виде таблиц с наименованием овощей, по которым кладовщик осуществляла прием овощей от родителей воспитанников для организации питания детей. Овощи оприходованы на склад по договору пожертвования и акту передачи».

Из обращения членов Совета родителей от 06.10.2016 г. в Прокуратуру Уренского района следует, что инициатива по сбору овощей в детский сад исходила от родителей. Принудительно никто ни о чем не просил. Пожертвования детским учреждениям разрешены российским законодательством в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ: «На принятие пожертвования не требуется чьего – либо разрешения или согласия». В обращении имеются подписи членов Совета родителей.

Из объяснений свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, допрошенных в судебном заседании, следует, что овощи в детский садик они приносили добровольно. ФИО1 не принуждала приносить их овощи в детский сад, давления на них не оказывала. Инициатором приноса овощей в детский сад являлся родительский комитет, который существует в детском саду. Родители сами решали приносить овощи в детский сад или нет. Заявления, имеющиеся в материалах дела, о добровольности приноса овощей в детский сад они писали сами без принуждения, свои подписи подтверждают.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что продукты питания вносятся родителями воспитанников детского сада в виде пожертвований и исключительно на добровольной основе.

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Доказательств, указывающих на то, что поступление овощей в МБДОУ №8 детского сада «Ёлочка» от родителей носит принудительный характер, а отказ от их принесения влечет какие-либо последствия, ограничивающие или нарушающие права воспитанников данного учреждения, суду апелляционной инстанции не представлено.

Напротив, материалами дела объективно подтверждено и в ходе рассмотрения дела установлено, что собранные овощи поступили от родителей в детский сад «Ёлочка» на улучшение условий питания его воспитанников исключительно на добровольной основе.

Исходя из добровольности поступления овощей от родителей в детский сад, отсутствуют основания для вывода о том, что сбор родителями овощей в целях улучшения условий питания своих детей повлек нарушение или ограничение права детей на получение общедоступного и бесплатного образования.

Данных, указывающих на незаконное нарушение или ограничение такого права, материалы административного производства не содержат, соответствующих доказательств в ходе производства по делу суду апелляционной инстанции не представлено, что с учетом конкретных обстоятельств дела не позволяет признать виновной должностное лицо ФИО1 (заведующую МБДОУ №8 детского сада «Ёлочка») в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильным выводам об отсутствии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ.

Мировым судьей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 исследованы все доказательства, подтверждающие факт отсутствия вины в совершении ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы протеста прокурора Уренского района Нижегородской области не влияют на законность, обоснованность и мотивированность постановления суда первой инстанции и не влекут его безусловную отмену.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления суда первой инстанции от 14.12.2016 года, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Уренского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1, оставить без изменения, протест прокурора Уренского района Нижегородской области - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: А.П.Зорин