Р Е Ш Е Н И Е
г. Пролетарск 19 января 2017 года
Судья Пролетарского районного суда Ростовской области Любимов А.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью (ООО) Пролетарский комбинат на постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО "Пролетарский комбинат",
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года ООО "Пролетарский комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
ООО "Пролетарский комбинат" признано виновным в том, что 03.08.2016 г, в ходе проведения рейдового мероприятия на основании приказа от 26.07.2016 №-КНД «О проведении рейдового мероприятия» с целью выявления карьеров и карьерных выемок с нарушением условий требований по рекультивации нарушенных земель на территории Пролетарского района Ростовской области установлено, наличие карьерной выемки расположенной в границах земельного участка №, где осуществляют хозяйственную деятельность неустановленные лица.
На момент обследования (акт обследования от 03.08.2016г) в карьере, расположенном на участке с кадастровым № было установлено наличие специальной строительной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi. На момент осмотра ОПИ отгружалось в КамАЗы.
При обследовании территории участка возле точки с графическими координатами N46°51"43.50", Е41°40"05.3" установлено наличие карьерной выемки со следами подхода к месту разработки большегрузной техники, общая площадь на данной карьерной выемки составляет 1,8 га.
На основании определения №-КНД/ПР/2016 от 10 августа 2016 г. «О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования» и определения №-КНД/ПР/2016 от 08 сентября 2016 г. «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении» проведено административное расследование в отношении неопределенного круга лиц, по факту невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, с целью выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, и установления лиц причастных к совершению административного правонарушения.
При проведении административного расследования, а также при изучении представленных документов полученных согласно определению №-КНД/ПР/2016 «Об истребовании сведений» установлено, что земельный участок с кадастровым № общей площадью 5,0 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, находится в пользовании ООО «Пролетарский комбинат» на основании договора аренды земельного участка (договор аренды от 02.06.2006 г № 0463/06) с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Пролетарского района (акт приема передачи от 02.06.2006 г.) сроком с 02 июня 2006 г. по 01 июня 2055 г.
Директором ООО «Пролетарский комбинат» является ФИО1 (решение от 05.2015 г № 2).
Для осуществления деятельности, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), на земельном участке с кадастровым №, ООО «Пролетарский комбинат» имеет лицензию РСТ 80103 ТЭ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков в центральной части Мокро-Ельмутинского II месторождения, выданной комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, и имеет статус горного отвода, дата регистрации от 25 февраля 2009 г. № 29, срок окончания лицензии 31 декабря 2019 г.
Также ООО «Пролетарский комбинат» представлен горноотводный акт к лицензии на пользование недрами РСТ 80103 ТЭ от 25.02.2009. Настоящий акт, удостоверяет уточненные границы горного отвода для разработки открытым (подземным) способом песков в центральной части Мокро-Ельмутинского месторождения. Горный отвод расположен в <адрес><адрес> в <адрес>, и обозначен угловыми точками 1,2,3,4,5,6,7, 1 (центр). Площадь проекции горного отвода, составляет 5,0 га (пять целых и ноль десятых гектара). Акт выдан Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 23.04.2013 г., на срок действия лицензии.
В ходе изучения данных полученных в рамках обследования территории 03.08.2016, в том числе с использованием измерительного прибора GPSGARMIN (инвентарный №), и представленных документов в соответствии с определением №-КНД/ПР/2016, составлена план схема земельного участка с кадастровым №, с отображением границ горного отвода указанных в горноотводном акте от 28.04.2013 № 758.
Согласно границам горного отвода, указанных в горноотводном акте от 28.04.2013 №758 и GPS координат, полученных прибором GPSGARMIN, установлено, что ООО «Пролетарский комбинат» осуществляет хозяйственную деятельность за границами горного отвода, а именно возле точки с графическими координатами N 46°51"43.50", Е 41°40"05.3" осуществляет добычу ОПИ (песка). Данные факты отражены в план схеме к акту обследования от 03.08.2016 г.
Также согласно представленным сведениям от Северо-кавказского управления Ростехнадзора (от 24.08.2016 №12038/16-10) установлено, что по вопросу предоставления плана развития горных работ в 2014-2016 годах, заявлений о согласовании плана развития горных работ от ООО «Пролетарский комбинат» в Северо-кавказское управление Ростехнадзора не поступало.
Согласно п.6 инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ РД 07-330-99 утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.99 № 85,согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенное, свидетельствует о том, что ООО «Пролетарский комбинат» не обеспечивает рациональное пользование недрами, в части не согласования годовых планов развития горных работ в период с 2014 - 2016 год, что влечет за собой: сверхнормативные потери полезных ископаемых; препятствие для установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых; выборочную отработку месторождений полезных ископаемых и их порчу от неправильного ведения горных работ; не выполнения мероприятий по охране недр.
Также в соответствии с п. 1. ст. 19.1 ФЗ «О недрах»от 21.02.1992 г. № 2395-1 пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственный экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
В свою очередь, порядок оформления горных отводов установлен инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых утвержденной МПР России 07.02.1998 №56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 №58.
Согласноп.13 инструкцииграницы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
В соответствии с п. 12 инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
При этом согласно п. 10 инструкции в случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора.
Вместе с тем законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч.4 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Согласно п.4 Инструкции при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем, как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых допускается в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.
Таким образом, установлено, что ООО «Пролетарский комбинат» ведет добычу полезных ископаемых (песка) на земельном участке с графическими координатами N46°51"43.50", Е41°40"05.3 за пределами горного отвода, что является нарушением в части нерационального использования недр ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Данные факты являются нарушением ч. 4 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах», п.13 инструкции МПР России 07.02.1998 № 56, Госгортехнадзора России 31.12.1997 № 58.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица ООО «Пролетарский комбинат» признаков административного правонарушения, ответственность, за которую предусмотрена ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ - Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или переработке минерального сырья.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ООО "Пролетарский комбинат" обратилось в Пролетарский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которое просит отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование своих требований указывает, что Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу проводилась проверка хозяйственной деятельности в отношении ООО «Пролетарский рыбокомбинат».
Согласно материалам проверки, 03 августа 2016 года в ходе проведения рейдового мероприятия на основании приказа от 26.07.2016 г. №564 - КНД «О проведении рейдового мероприятия» с целью выявления карьеров и карьерных выемок с нарушением условий и требований по рекультивации нарушенных земель на территории Пролетарского района Ростовской области специалистами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу было установлено, наличие карьерной выемки, расположенной в границах земельного участка к/н №, где осуществляют хозяйственную деятельность неустановленные лица.
На момент обследования (акт обследования от 03.08.2016 г.) в карьере, расположенном на земельном участке с к/н 61:31:0600009:384 было установлено наличие специальной строительной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi. На момент осмотра ОПИ отгружалось в КамАЗы.
При обследовании территории участка возле точки с графическими координатами N46°51143.50", Е41°40" 05.3" установлено наличие карьерной выемки со следами подхода к месту разработки большегрузной техники, общая площадь на данной карьерной выемки составляет 1, 8 га.
Для осуществления деятельности, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) на земельном участке с к/н №, ООО «Пролетарский комбинат» имеет лицензию РСТ 80103 ТЭ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков в центральной части Мокро - Ельмутинского месторождения.
Границы месторождения обозначены в горноотводном акте от 28.04.2013 г. №758.
При проведении административного расследования, а также при изучении представленных документов было установлено, что земельный участок с к/н к/н № общей площадью 5 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, находится в пользовании ООО «Пролетарский комбинат» на основании договора аренды земельного участка (договор аренды от 02.06.2006 г. №0463/06) с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Пролетарского района сроком с 02.06.2006 г. по 01.06.2055 г.
Для осуществления деятельности, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), на земельном участке с к/н 61:31:0600009:384, ООО «Пролетарский комбинат» имеет лицензию РСТ 80103 ТЭ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков в центральной части Мокро - Ельмутинского месторождения.
По мнению специалистов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ООО «Пролетарский комбинат» осуществляет хозяйственную деятельность за границами горного отвода, чем нарушает ФЗ «О недрах», в частности п. 1 ст. 19.1. Закона, согласно которого пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Кроме того, по мнению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ООО «Пролетарский комбинат» нарушены ч. 4 ст. 7 Закона РФ «О недрах», в соответствии е которой пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен, и ст. 13 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Министерством природных ресурсов России 07.02.1998 г. №56, согласно которого, границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
Данное обстоятельство дало основание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу сделать вывод о совершении ООО «Пролетарский комбинат» правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Ко АП РФ.
Полагают что, что постановление по делу № - КНД/ПР/2016 о назначении административного наказания от 19.10.2016 г. вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО, заместителем начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр по Ростовской области Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу является незаконным и необоснованным и как следствие подлежат отмене по следующим основаниям.
На основании определения от 10 августа 2016 г. "О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования" и определения № - КНД /ПР/2016 от 08 сентября 2016 г. "О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении" было проведено административное расследование в отношении неопределенного круга лиц, по факту невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, с целью выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, и установления лиц причастных к совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, однако данное определение представителю ООО «Пролетарский комбинат» не вручалось.
Второе, при проведении обследования и составления акта обследования от 03.08.2016г. никто из представителей ООО «Пролетарский комбинат» не присутствовал, полагают, тем самым были грубо нарушены права юридического лица, поскольку каким образом и кем производилась проверка границ горного отвода не известно.
Кроме того, данный акт был составлен до вынесения определения № - КНД /ПР/2016 от 10 августа 2016 г. «О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования», что дает нам основание говорить о признании акта обследования от 03.08.2016 года недопустимым доказательством.
Третье, факт того, что при проведении проверки и составления акта проверки от 03.08.2016 года было выявлено на земельном участке к/н № наличие специальной строительной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi. На момент осмотра ОПИ отгружалось в КамАЗы.
При этом, подтверждение того, что данная техника имеет отношение к ООО «Пролетарский комбинат» не представлено.
Данные обстоятельства дают основание ставить вопрос о незаконности привлечения ООО «Пролетарский комбинат» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Постановление по делу о назначении административного наказания от 19.10.2016 г. было получено по почте 24.10.2016 г., что подтверждается штемпелем на конверте, и именно с 24.10.2016 г., т.е., со дня получения постановления надлежит исчислять срок для обжалования.
Представитель ООО "Пролетарский комбинат" по доверенности ФИО2 на рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении явился, настаивает на удовлетворении жалобы по изложенным в ней мотивам. Кроме того, просит учесть, что при вынесении обжалуемого постановления в отношении ФИО1 ему был назначен штраф в размере 800 000 рублей. С учетом материального положения предприятия, полагает, что назначенное наказание является чрезмерно суровым. Просит приобщить к материалам дела документы о финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2016 год, которые учесть при вынесении решения.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы, изложенные в жалобе, оснований к ее удовлетворению не усматриваю.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, его разрешение в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Пролетарский комбинат" соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, 03.08.2016 г, в ходе проведения рейдового мероприятия на основании приказа от 26.07.2016 №564-КНД «О проведении рейдового мероприятия» с целью выявления карьеров и карьерных выемок с нарушением условий требований по рекультивации нарушенных земель на территории Пролетарского района Ростовской области установлено, наличие карьерной выемки расположенной в границах земельного участка №, где осуществляют хозяйственную деятельность неустановленные лица.
На момент обследования (акт обследования от 03.08.2016г) в карьере, расположенном на участке с кадастровым № было установлено наличие специальной строительной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi. На момент осмотра ОПИ отгружалось в КамАЗы.
При обследовании территории участка возле точки с графическими координатами N46°51"43.50", Е41°40"05.3" установлено наличие карьерной выемки со следами подхода к месту разработки большегрузной техники, общая площадь на данной карьерной выемки составляет 1,8 га.
Установлено, что земельный участок с кадастровым № общей площадью 5,0 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, находится в пользовании ООО «Пролетарский комбинат» на основании договора аренды земельного участка (договор аренды от 02.06.2006 г № 0463/06) с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Пролетарского района (акт приема передачи от 02.06.2006 г.) сроком с 02 июня 2006 г. по 01 июня 2055 г.
Директором ООО «Пролетарский комбинат» является ФИО1 (решение от 05.2015 г № 2).
Для осуществления деятельности, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), на земельном участке с кадастровым №, ООО «Пролетарский комбинат» имеет лицензию РСТ 80103 ТЭ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков в центральной части Мокро-Ельмутинского II месторождения, выданной комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, и имеет статус горного отвода, дата регистрации от 25 февраля 2009 г. № 29, срок окончания лицензии 31 декабря 2019 г.
ООО «Пролетарский комбинат» представлен горноотводный акт к лицензии на пользование недрами РСТ 80103 ТЭ от 25.02.2009. Настоящий акт, удостоверяет уточненные границы горного отвода для разработки открытым (подземным) способом песков в центральной части Мокро-Ельмутинского месторождения. Горный отвод расположен в <адрес> от <адрес> в <адрес>, и обозначен угловыми точками 1,2,3,4,5,6,7, 1 (центр). Площадь проекции горного отвода, составляет 5,0 га (пять целых и ноль десятых гектара). Акт выдан Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 23.04.2013 г., на срок действия лицензии.
В ходе изучения данных полученных в рамках обследования территории 03.08.2016, в том числе с использованием измерительного прибора GPSGARMIN (инвентарный №0011040406), и представленных документов в соответствии с определением №-КНД/ПР/2016, составлена план схема земельного участка с кадастровым №, с отображением границ горного отвода указанных в горноотводном акте от 28.04.2013 № 758.
Согласно границам горного отвода, указанных в горноотводном акте от 28.04.2013 №758 и GPS координат, полученных прибором GPSGARMIN, установлено, что ООО «Пролетарский комбинат» осуществляет хозяйственную деятельность за границами горного отвода, а именно возле точки с графическими координатами N 46°51"43.50", Е 41°40"05.3" осуществляет добычу ОПИ (песка). Данные факты отражены в план схеме к акту обследования от 03.08.2016 г.
Согласно представленным сведениям от Северо-кавказского управления Ростехнадзора (от 24.08.2016 №12038/16-10) установлено, что по вопросу предоставления плана развития горных работ в 2014-2016 годах, заявлений о согласовании плана развития горных работ от ООО «Пролетарский комбинат» в Северо-кавказское управление Ростехнадзора не поступало.
Согласно п.6 инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ РД 07-330-99 утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.99 № 85,согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенное, свидетельствует о том, что ООО «Пролетарский комбинат» не обеспечивает рациональное пользование недрами, в части не согласования годовых планов развития горных работ в период с 2014 - 2016 год, что влечет за собой: сверхнормативные потери полезных ископаемых; препятствие для установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых; выборочную отработку месторождений полезных ископаемых и их порчу от неправильного ведения горных работ; не выполнения мероприятий по охране недр.
Порядок оформления горных отводов установлен инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых утвержденной МПР России 07.02.1998 №56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 №58.
Согласноп.13 инструкцииграницы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
В соответствии с п. 12 инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
В силу п. 10 инструкции в случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора.
Исходя из содержания пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1. ст. 19.1 ФЗ «О недрах»от 21.02.1992 г. № 2395-1 пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Таким образом, законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч.4 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Согласно п.4 Инструкции при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем, как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых допускается в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.
Таким образом, установлено, что ООО «Пролетарский комбинат» ведет добычу полезных ископаемых (песка) на земельном участке с графическими координатами N46°51"43.50", Е41°40"05.3 за пределами горного отвода, что является нарушением в части нерационального использования недр ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, что является нарушением ч. 4 ст. 7 Закона Российской федерации «О недрах», п.13 инструкции МПР России 07.02.1998 № 56, Госгортехнадзора России 31.12.1997 № 58.
Вина юридического лица подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.10.2016 г., актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 03.08.2016 г., Планом-Схемой к акту обследования от 03.08.2016 г., согласно которым выявлены нарушения природоохранного законодательства, горноотводным актом к лицензии на пользование недрами (л.д. 32-34; 37; 40-45), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исходя из анализа и оценки изложенных выше доказательств, должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу обоснованно пришло к выводу о том, что ООО "Пролетарский комбинат ведет добычу полезных ископаемых (песка) на земельном участке с графическими координатами N46°51"43.50", Е41°40"05.3 за пределами горного отвода, что является нарушением в части нерационального использования недр ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Таким образом, в действиях ООО "Пролетарский комбинат" правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы не опровергают установленных обстоятельств, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Несогласие автора жалобы с оценкой конкретных установленных обстоятельств, и представленных доказательств не может служить основанием для их переоценки и отмены вынесенного по делу постановления.
Доводы заявителя, о не направлении в его адрес копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, не могут быть приняты во внимание, так как дело об административном правонарушении возбуждалось по факту его совершения, в т.ч., с целью, установления виновного лица и привлечения его к административной ответственности. При таких обстоятельствах, само по себе не направление вышеуказанного определения в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, не свидетельствует о незаконности возбуждения дела и проведении административного расследования.
Вопреки доводам заявителя, при проведении обследования и составления акта обследования от 03.08.2016 г. принимал участие представитель ООО «Пролетарский комбинат» - директор ФИО1, о чем свидетельствует наличие соответствующей отметки и подписи ФИО1 в акте от 03.08.2016 г..
Тот факт, что акт проверки был составлен до вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, не влечет признание акта обследования от 03.08.2016 года недопустимым доказательством, так как КоАП РФ не запрещает совершать какие-либо процессуальные действия до вынесения указанного определения.
Доводы заявителя о том, что не представлено доказательств, что вышеуказанная техника имеет отношение к ООО «Пролетарский комбинат» не представлено, не могут быть приняты судом во внимание, так как не содержат юридически значимых обстоятельств, наличие которых позволяет освободить юридическое лицо от административной ответственности. Суд учитывает, что вышеуказанная техника обнаружена в границах земельного участка с к/н №, в отношении которого ООО «Пролетарский комбинат» имеет лицензию РСТ 80103 ТЭ на право пользования недрами, на основании договора аренды. Сведений о том, что добыча полезных ископаемых с помощью вышеуказанной техники осуществлялась иными лицами материалы дела не содержат. Доказательств обратного суду не представлено. Суд учитывает, что представителем ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1, участвовавший при проведении проверки согласно акту от 03.08.2016 г., каких-либо замечаний и пояснений в данной части приведено не было.
Иных доводов, дающих основания для прекращения дела об административном правонарушении, не имеется.
Постановление о привлечении ООО "Пролетарский комбинат" к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Пролетарский комбинат» не было учтено имущественное и финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Так, из представленных суду документов усматривается, что дебиторская задолженность юридического лица, привлеченного к административной ответственности, составляет 5246217,75 тыс. рублей, кредиторская - 4258711,03 тыс. рублей. Согласно справке от 12.12.2016 г., представленной МИФНС № 16 по Ростовской области, по состоянию на 12 декабря 2016 г. сумма налогов составила 215848,09 рублей. Из книги доходов и расходов предприятия за 2016 года следует, что доходы юридического лица по состоянию на 19.12.2016 г. составили 9 217 587,93 рублей, расходы, предусмотренные п. 3.1. ст. 346.21 НК РФ - 300 070, 96 рублей. Таким образом, из представленных суду документов, с учетом наличия дебиторской и кредиторской задолженностей следует, что за 2016 г. юридическом лицом, привлеченным к административной ответственности, не получены доходы, за счет которых возможно обеспечить взыскание штрафа в размере 800 000 рублей без наступления негативных последствий для финансово-экономической деятельности ООО «Пролетарский комбинат».
В связи с этим, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей является чрезмерно суровым.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Согласно ч. 3.2. и ч. 3.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При вышеуказанных обстоятельствах, у суда имеются правовые основания для изменения обжалуемого постановления и назначения наказания в отношении ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 ниже низшего предела. С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, суд полагает возможным размер наказания, назначенного ему, снизить до 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19.10.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО "Пролетарский комбинат", изменить;
Размер штрафа, назначенный ООО «Пролетарский комбинат», согласно постановлению от 19.10.2016 г., снизить до 400 000 (четыреста тысяч) рублей;
В остальной части Постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19.10.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО "Пролетарский комбинат" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья: подпись
«Копия верна» Любимов А.В.
Судья Пролетарского районного суда
Ростовской области Любимов А.В.