ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2018 от 01.02.2018 Шимановского районного суда (Амурская область)

№ 12-4/2018

Мировой судья Уманец В.В.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Шимановск 01 февраля 2018 года

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Едаковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Роскомнадзора по Амурской области ФИО1 на постановление мирового судьи Амурской области по Шимановскому районному судебному участку от 14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «РАДИО-Шимановск», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 676307, Амурская область, г. Шимановск, микрорайон-2, д. 57, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Шимановскому районному судебному участку от 14 декабря 2017 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РАДИО-Шимановск» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, руководитель Управления Роскомнадзора Амурской области ФИО1 обратилась с жалобой, поскольку считает обжалуемое постановление незаконным и необоснованным, ввиду того, что судом была дана ненадлежащая оценка доказательствам и не осуществлена их полная проверка. В обжалуемом постановлении указано, что мировой судья приходит к выводу о том, что нарушение, вменяемое ООО «РАДИО-Шимановск» должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области, относится к нарушениям законодательства о рекламе, ответственность за которое предусмотрена, в данном случае, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ. С вышеуказанным доводом не согласны. С 11.09.2017 по 29.09.2017 в отношении ООО "РАДИО-Шимановск" (лицензия РВ № 26403 от 10.03.2015) было проведено внеплановое систематическое наблюдение. По результатам оформления Акта систематического наблюдения от 29.09.2017 года А-28/4/129-нд/80 были выявлены признаки нарушения ст. 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (ООО «РАДИО-Шимановск» распространяет продукцию радиоканала, не прошедшего перерегистрацию в связи с изменением специализации (рекламное СМИ)). На основании п. 46 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Управлением было принято решение о назначении внепланового СН в отношении радиоканала "Амурская волна" (свидетельство о регистрации СМИ от 13.01.2015 Эл № ТУ28-00310). В рамках систематического наблюдения были изучены и про анализированы документы регистрационного дела СМИ (радиоканал) "Амурская волна", изучены сведения, содержащиеся в реестре средств массовой информации, а также материалы систематического наблюдения в отношении ООО "РАДИО-Шимановск", проведенного в период с 11.09.2017 по 29.09.2017 (акт систематического наблюдения от 29.09.2017 А-28/4/129-нд/80). Радиоканал "Амурская волна" зарегистрирован 13.01.2015 г., выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ28-00310. Радиоканал зарегистрирован с тематикой: культурно-просветительская, развлекательная, информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации учредителем СМИ является ООО "РАДИО-Шимановск». В связи с тем, что зарегистрированный радиоканал "Амурская волна" является не рекламным СМИ, но при этом фактически его содержание составляют рекламные сообщения и материалы (более 80 % вещания в сутки), требуется перерегистрация СМИ. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "0 средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Таким образом, свобода массовой информации включает в себя право любого лица учредить средство массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Считаем, что учреждение радиоканала с тематикой как рекламное, так и не рекламное СМИ - это право учредителя. Учредитель при принятии решения о создании и регистрации СМИ самостоятельно определяется с тематикой будущего СМИ и регистрирующий орган не может на это влиять, не может его ограничивать в праве выпуска СМИ.

При этом ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "0 средствах массовой информации" определяет порядок регистрации средства массовой информации, при которой учредитель определяет и территорию распространения продукции СМИ, и тематику будущего СМИ.

Процедура государственной услуги по регистрации средств массовой информации регламентирована Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, УТВ. Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. № 362. Форма заявления о регистрации СМИ является приложением № 2 к Административному регламенту, а порядок заполнения данного заявления регламентирован в приложении № 3.

Учредитель СМИ 000 «РАДИО-Шимановск» получил свидетельство о регистрации не рекламного СМИ и не пользуется им. Он вправе поменять специализацию, вправе зарегистрировать рекламное средство массовой информации.

Довод о том, что 000 «РАДИО-Шимановск» получил свидетельство о регистрации и не пользуется им подтверждается ответом из ВГТРК от 02.10.2017 № 5838/28, исходя из которого следует, что обязательные экземпляры аудио продукции СМИ «Амурская волна» не доставляются (прилагается). При этом следует отметить, что по свидетельству о регистрации радиоканал должен состоять из «Информационного» направления вещания, "Развлекательного" и "Культурно-просветительского". При изучении недельной записи эфира не выявлены информационные, развлекательные и культурно-просветительские программы.

Согласно рекомендациям Центрального аппарата Роскомнадзора, не направляются на хранение во ВГТРК рекламные материалы, вышедшие в эфир телеканала или радиоканала.

С доводом судьи, что нарушение относится к нарушениям законодательства о рекламе не согласны, так как: средство массовой информации «Амурская волна» зарегистрирован с формой распространения радиоканал; согласно выданному свидетельству и лицензии на осуществление радиовещания примерная тематика должна быть культурно-просветительская, развлекательная, информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Нарушение относилось бы к нарушению законодательства о рекламе, если в составе радиоканала выходили культурно-просветительские, развлекательные и информационные программы. Вместе с тем, в ходе систематического наблюдения установлено, что в составе радиоканала "Амурская волна" не выявлено передач, согласно свидетельства о регистрации СМИ (информационные, развлекательные и культурно-просветительские), выход радиоканала представлен только рекламой и объявлением выходных данных. Соответственно, по факту они должны были зарегистрироваться как рекламное СМИ. При регистрации радиоканала "Амурская волна" согласно платежному поручению № 7 от 26.12.2014 была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей как за СМИ не рекламного характера. Согласно ч. 3 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей: 1) при регистрации средств массовой информации рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз. Таким образом, ООО "РАДИО-Шимановск» должен был произвести перерегистрацию радиоканала "Амурская волна" с изменением тематики как рекламное СМИ (3000,00 руб.*5= 15000, 00 руб.), в связи с чем в бюджет города Благовещенска не доплачено 12000,00 руб. (15000,00-3000,00=12000,00). В ходе систематического наблюдения выявлено, что зарегистрированный радиоканал "Амурская волна" является не рекламным СМИ, но при этом фактически его содержание составляют рекламные сообщения и материалы (более 80 % вещания в сутки), что свидетельствует об изменении его специализации. Часть 1 статьи 13.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, не прошедшего пере регистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке. Однако, при вынесении постановления мировым судьей неприняты во внимание вышеуказанные нормы закона. С учетом изложенного просит постановление мирового судьи Амурской области по Шимановскому районному судебному участку от 14.12.2017 г. отменить и отправить на повторное рассмотрение.

Представители Управления Роскомнадзора по Амурской области и ООО «РАДИО-Шимановск» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом по правилам ст. 25.15 КоАП РФ.

С учетом положений ст. 25.1 КоАП РФ жалоба представителя Управления Роскомнадзора рассмотрена в отсутствии заявителя и представителя ООО «РАДИО-Шимановск».

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив с учетом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Протоколом по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ от 30.10.2017 года, вынесенным специалистом-экспертом ФИО2, в отношении ООО «РАДИО-Шимановск», установлено, что в период с 12 октября по 13 октября 2017 года в ходе внепланового систематического наблюдения в отношении радиоканала «Амурская волна» были выявлены нарушения требований законодательства РФ; ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». В рамках мероприятия были изучены и проанализированы документы регистрационного дела СМИ (радиоканал) «Амурская волна», изучены сведения, содержащие в реестре средств массовой информации, а также материалы систематического наблюдения в отношении ООО «РАДИО-Шимановск», проведенного в период с 11.09.2017 по 29.09.2017 (акт систематического наблюдения от 29.09.2017 А-28/4/129-нд/80). Радиоканал «Амурская волна» зарегистрирован 13.01.2015 года, выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ28-00310. Радиоканал зарегистрирован с тематикой как нерекламное СМИ. В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации учредителем СМИ является ООО «РАДИО-Шимановск». В соответствии с п. 69 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации за регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона уплачивается государственная пошлина в следующих размерах; … радиоканала … 3000 рублей. В соответствии с п. 70 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации за регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ рекламного характера, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона уплачивается государственная пошлина в следующих размерах; … радиоканала … 15000 рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» за государственную регистрацию средства массовой информации, внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации, выдачу разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно ч. 3 ст. 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей: 1) при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз. При регистрации радиоканала «Амурская волна» согласно платежному поручению № 7 от 26.12.2014 года была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей как за СМИ не рекламного характера. В ходе систематического наблюдения в отношении ООО «РАДИО-Шимановск», при изучении недельной записи эфира было установлено, что в составе радиоканала «Амурская волна» выходит только реклама и выходные данные. В течении суток (например, по выпуску радиоканала за 11.09.2017) объем вещания рекламы составил более 80%, что подтверждается записью эфира и актом систематического наблюдения от 29.09.2017 А-28/4/129-ид/80. В соответствии с ч. 10 ст. 15 Закона РФ от 13 марта 2006 года № 38 «О рекламе» продолжительность рекламы в объеме восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течении суток допускается только для рекламных радиоканалов. Таким образом, поскольку регистрация рекламного радиоканала возможна только при условии уплаты повышенной (в пять раз) госпошлины, распространение продукции такого радиоканала допускается только после получения свидетельства, в котором указывается на рекламный характер СМИ. В связи с тем, что радиоканал «Амурская волна» зарегистрирован как нерекламное СМИ, но при этом фактический объем рекламных сообщений радиоканала составляет более 80% вещания в сутки, требуется перерегистрация СМИ. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация. В ходе систематического наблюдения выявлено, что радиоканал «Амурская волна» не зарегистрирован как рекламное СМИ.

Ответственность по ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ наступает за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области изготовления или распространения продукции СМИ. Порядок изготовления или распространения продукции СМИ регламентирован Законом РФ "О средствах массовой информации" и четвертой частью ГК РФ. Объективную сторону правонарушения (ч. 1) образуют два вида действий: изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ, а равно продукции СМИ, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей - при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз.

По ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за - нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в СМИ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Объективная сторона административных правонарушений (ч. 1) состоит в нарушении рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем обязательных требований законодательства о рекламе, которые носят общий характер, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 5 ст. 14.3, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, распространение продукции СМИ, не прошедшего перерегистрацию является общественными отношениями в области распространения продукции СМИ, а не общественными отношениями в области рекламы.

При таких обстоятельствах суд не может признать обоснованным вывод мирового судьи о том, что нарушение, вменяемое ООО «РАДИО-Шимановск» относится к нарушениям законодательства о рекламе, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ.

Кроме того, мировой судья в постановлении указывает на то, что ООО «РАДИО-Шимановск» вменено событие, имевшее место с 12.10.2017 по 13.10.2017 года, при этом судье представлены материалы о мониторинге эфира вещания радиоканала за период с 11.09.2017 года по 29.09.2017 год, каких-либо носителей информации записи за период с 12 по 13.10.2017 года, материалы дела не содержат.

Между тем, из докладной записки специалиста-эксперта ОПДНМК ФИО2 от 13.10.2017 года № 375-дн О результатах проведения системного наблюдения в отношении радиоканала «Амурская волна», проведенной на основании приказа № 148-н.д. от 12.10.2017 года следует, что было проведено внеплановой систематическое наблюдение указанного радиоканала, продолжительность систематического наблюдения: с 10.00 12.10.2017 г. по 16 ч. 13.10.2017 г., в ходе которого было выявлено нарушение ст. 8 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.

Таким образом, мировой судья не исследовал и не дал оценку всем, имеющимся в деле доказательствам, что по мнению судьи привело к тому, что доказательства, имеющиеся в деле не получили всестороннего, полного и объективного исследовании для установления всех обстоятельств дела в их совокупности, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать принятое постановление как законное и обоснованное.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Правонарушение, вменяемое ООО «РАДИО-Шимановск» в вину, имело место 13 октября 2017 г.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел составляет три месяца.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Шимановском районном суде Амурской области жалобы руководителя Управления Роскомнадзора Амурской области на постановление мирового судьи от 14.12.2017 года срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Амурской области по Шимановскому районному судебному участку от 14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «РАДИО-Шимановск» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в силу немедленно после его вынесения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке и сроки, установленные главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.А. Едакова