ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2021 от 19.01.2021 Березовского районного суда (Красноярский край)

№ 12-4/2021

УИД: 24RS0048-01-2020-000625-91

копия

РЕШЕНИЕ

19 января 2021 года п. Березовка

Судья Березовского районного суда Красноярского края Пятова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от <дата> о признании ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

представитель ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» ФИО1 обратилась в суд с указанной жалобой, с учетом дополнений к ней, мотивируя свои требования тем, что <дата> принято постановление о назначении административного наказания. Полагает, что в действиях ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов на объекте рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4 класса опасности в <адрес> (район <адрес>) был отправлен в форме электронного документа через личный кабинет природопользователя (через сайт госуслуги) <дата>. Кроме того, отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности был также отправлен в форме электронного документа через личный кабинет природопользователя (через сайт госуслуги) <дата>. В связи с чем указанная отчетность была представлена ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» без нарушения сроков. По просьбе Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю отчеты были распечатаны из личного кабинета природопользователя и представлены <дата>. При этом, согласно информации, приведенной на Интернет-портале, отчёт по форме МСП можно сдать через личный кабинет природопользователя, в этом случае представление бумажной версии не требуется. Просила вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» ФИО1 поддержала дополнения к жалобе, из которых следует, что отчёты по форме МСП на объекте рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4 класса опасности в <адрес> (район <адрес>) и на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов, опасности были сформированы и отправлены по форме электронного документа через личный кабинет природопользователя <дата>, то есть в установленный законом срок. Бумажные носители данных отчётов были представлены в управление Росприроднадзора <дата> по их просьбе. Полагает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании представители Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, ФИО2 возражали против удовлетворения жалобы ООО «Вторичные ресурсы Красноярск». Настаивали, что указанная организация была привлечена к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ на законных основаниях. Возражения представителя ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» не состоятельны. В соответствии с п. 9 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», форма предоставляется респондентами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Вопреки указанных требований к форме электронного документа, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» представленный отчет не был подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Изучив жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Статья 30.6 КоАП РФ устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на государственный учёт поставлены следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

- объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности (местонахождение: <адрес> дата ввода в эксплуатацию: <дата>, тип объекта: площадной, код объекта: П; свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от <дата>), категория риска значительная (3);

- объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов класса опасности (район <адрес>) в <адрес> (местонахождение: <адрес>, район <адрес>, дата ввода в эксплуатацию: <дата>, тип объекта: площадной, код объекта: П; свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от <дата>), категория риска высокая (2).

ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (малое предприятие).

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 года №30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Как установлено судом, в период с <дата> по <дата> должностными лицами Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО5 от <дата> в отношении ООО «Восточные ресурсы Красноярск», находящегося по адресу: <адрес> а также фактического места осуществления хозяйственной деятельности - объекта рекультивации земель в части отработанного карьера кирпичного завода с применением промышленных отходов 3, 4 классов опасности – <адрес>, объекта рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности (район <адрес>) – Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, деятельности по обращению с отходами, лицензирования, водного, земельного законодательства.

В ходе проверки выявлено не соблюдение требований Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата> «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» по неисполнению обязанности по сдаче отчетов за 2018 год до <дата> об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности – <адрес>, и на объекте рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности (район <адрес>) – Красноярский край, <адрес>, район <адрес> в срок до <дата>г.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от <дата>

<дата> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в отношении ООО «Восточные ресурсы Красноярск» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.

Выявленные нарушения требований законодательства в части мониторинга состояния загрязнения окружающей среды послужили основанием для привлечения <дата> ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» должностным лицом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения не состоятельна.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы о том, что отчёты об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов на объекте рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности в <адрес> (район <адрес>) и на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности были сформированы и отправлены в форме электронного документа через личный кабинет природопользователя <дата>, то есть в установленный законом срок, признается судом несостоятельным.

Из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 года №30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» следует, что отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Так, согласно п. 9 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», форма предоставляется респондентами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 9 настоящих Указаний, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»).

Между тем, из материалов дела следует и это не отрицалось заявителем жалобы, что сформированные отчёты ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности в <адрес> Красноярского края и на объекте рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности в <адрес> (район <адрес>) направлены в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в форме электронного документа через личный кабинет природопользователя <дата>, не подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом на бумажном носителе представлены в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора только <дата>, то есть после даты, до которой он должен быть предоставлен- <дата>г.

Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду не представлено.

Действия ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения, не допущено.

Дело проверено в полном объеме, нарушений, влекущих отмену или изменение принятого постановления, не установлено

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12- 30.14 КоАП РФ.

Судья: Д.В. Пятова