ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2021 от 21.05.2021 Владивостокского гарнизонного военного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

УИН 25GV0001-01-2021-000130-35

Судья Владивостокского гарнизонного военного суда Дердей А.В., при секретаре судебного заседания Бережной А.И., с участием заявителя Евгащина А.В., заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона Евтушенко И.А. и старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляда В.Б. в открытом судебном заседании, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, д. 12 «а», рассмотрев жалобу военнослужащего войсковой части № 1 Евгащина А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляда В.Б. от 12 марта 2021 года, о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

5 февраля 2021 года должностными лицами военной прокуратуры Уссурийского гарнизона и центра ГСЭН (территориальный, г. Уссурийск) ФГКУ «1029 ЦГЭН» Министерства обороны Российской Федерации проводилась проверка соблюдения должностными лицами войсковой части № 1 требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам проведения которой в войсковой части № 1 на территории полигона «Барановский» г. Уссурийск были выявлены нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, зафиксированные в соответствующем акте № 79 от 5 февраля 2021 года по результатам участия в указанной проверке, а именно: вопреки обязательным требованиям твердые коммунальные отходы размещаются на открытом грунте, а площадка накопления твердых коммунальных отходов отсутствует.

Рассмотрев материалы проверки, выявившей в войсковой части № 1 нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и установив, что назначенный приказом командира войсковой части № 1 от 26 февраля 2020 года № 10 и ответственным должностным лицом за экологическую безопасность на полигоне «Барановский» г. Уссурийск Евгащин надлежаще не исполнял возложенные на него обязанности по рациональному природопользованию на полигоне в процессе повседневной деятельности, не организовывал и не обеспечивал охрану окружающей среды в сфере природопользования на указанной территории дислокации воинской части, заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона, в соответствии с предоставленными ему ст. ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 25.11, 28.1, 28.2, 28.4, 28.8 и ст. 23.29 КоАП РФ полномочиями, своим постановлением от 16 февраля 2021 года возбудил в отношении Евгащина дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, направив указанное постановление вместе со всеми материалами в адрес руководителя управления Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для рассмотрения по существу.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляд В.Б., рассмотрев указанное постановление военного прокурора Уссурийского гарнизона от 16 февраля 2021 года и другие материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении должностного лица – Евгащина, и установив, что действиями (бездействием) указанного должностного лица нарушены требования ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, своим постановлением № 10-25/2021 от 12 марта 2021 года признал должностное лицо – ... войсковой части № 1 Евгащина А.В., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, на основании которой, назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Получив 12 марта 2021 года копию указанного постановления о назначении ему административного наказания, и считая, что вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, он не совершал, Евгащин 21 марта 2021 года посредством почтового отправления обратился в гарнизонный военный суд с жалобой, в которой просил вышеуказанное постановление в отношении него отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель Евгащин требования, изложенные в его жалобе, поддержал и указал, что он проходит военную службу по контракту в должности ... войсковой части № 1 и в силу должностных обязанностей является ответственным должностным лицом за рациональное природопользование на полигоне «Барановский», в том числе в месте сбора и вывоза ТБО. Действительно 5 февраля 2021 года военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проводилась проверка соблюдения должностными лицами войсковой части № 1 экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Однако он участие в указанной проверке не принимал. 12 февраля 2021 года его вызвал помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона Печенников В.А., который сообщил о проведенной проверке и выявлении свалки мусора на полигоне «Барановский», однако из документов не следует того факта, что свалка отходов производства и потребления имеется именно на полигоне, тем более никто из военнослужащих войсковой части № 1 в указанной военным прокурором проверке участия не принимал и поскольку, выявленные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований были устранены путем вывоза твердых коммунальных отходов в установленные места их постоянного складирования для последующей их переработки и утилизации, полагает, что в его действиях отсутствовало как событие, так и состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона Евтушенко И.А. в судебном заседании полагал, что жалоба Евгащина необоснованна и не подлежит удовлетворению и добавил, что своим постановлением от 16 февраля 2021 года возбудил в отношении Евгащина дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и направил указанное постановление вместе со всеми материалами в адрес руководителя управления Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для рассмотрения по существу, при этом заявитель в своем объяснении от 9 февраля 2021 года не отрицал факта выявления свалки ТБО на вверенном ему полигоне.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляд В.Б. опрошенный в судебном заседании, пояснил, что вынес оспариваемое постановление о назначении административного наказания Евгащину на основании представленных из военной прокуратуры Уссурийского гарнизона материалов, которое заявитель получил 12 марта 2021 года.

Заслушав доводы заявителя Евгащина исследовав материалы дела и представленные доказательства, а также выслушав пояснения заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона и старшего государственного инспектора, прихожу к следующему.

Поскольку представленными доказательствами подтверждается, а сторонами признается и не оспаривается, суд считает установленным, что Евгащин проходит военную службу по контракту в должности ... войсковой части № 1 и в соответствии с должностными обязанностями является ответственным должностным лицом за рациональное природопользование на определенной территории и объектах, в том числе в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части № 1 на полигоне «Барановский» г. Уссурийск.

При этом, в соответствии с пунктами 46, 47 должностных обязанностей утвержденных командиром войсковой части № 1 в 2017 году Евгащин отвечает за рациональное природопользование на полигоне «Барановский» и является ответственным должностным лицом за проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию природоохранных сооружений, в том числе в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части № 1.

Частью 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, а также частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.2 «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7.), временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Пунктом 3.7 указанного СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из обжалуемого постановления от 12 марта 2021 года № 10-25/2021 Евгащин, являясь должностным лицом, ... войсковой части ответственным за рациональное природопользование, осуществляющим контроль за использованием земель и эксплуатацией природоохранных сооружений, возложенные на него обязанности выполнял не надлежащим образом, вследствие чего на указанной территории твердые коммунальные отходы размещались на открытом грунте, допустив тем самым своими действиями (бездействием) нарушение требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ

Вина Евгащина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается:

- постановлением заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона от 16 февраля 2021 года о возбуждении в отношении Евгащина дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с письменными объяснениями самого Евгащина в указанном постановлении, в которых тот полностью признал свою вину в совершенном им административном правонарушении и указал, что выявленные нарушения устранены;

- письменными объяснениями Евгащина от 9 февраля 2021 года, данными им на имя военного прокурора Уссурийского гарнизона, в котором Евгащин подтвердил обстоятельства изложенные в постановлении заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона от 16 февраля 2021 года;

- копиями приказа командира войсковой части № 1 от 26 февраля 2020 года № 10 и п.п. 46 и 47 должностных обязанностей ..., из содержания которых следует, что Евгащин назначен ... войсковой части № 1 и ответственным за рациональное природопользование на полигоне, а также эксплуатацию природоохранных сооружений и осуществление контроля за использованием земель полигона.

- фототаблицами из материалов прокурорской проверки должностными лицами военной прокуратуры Уссурийского гарнизона соблюдения должностными лицами войсковой части № 1 требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам проведения которой в войсковой части 71289 на территории полигона «Барановский» были выявлены нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, зафиксированные по результатам участия в указанной проверке, а именно: вопреки обязательным требованиям твердые коммунальные отходы размещаются на открытом грунте, а площадка накопления твердых коммунальных отходов отсутствует.

При таких обстоятельствах старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляд В.Б., рассмотрев указанное постановление военного прокурора Уссурийского гарнизона от 16 февраля 2021 года и другие материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Евгащина, являющегося должностным лицом, ответственным за природопользование и охрану окружающей среды на время нахождения личного состава войсковой части № 1 на полигоне «Барановский»,состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляда В.Б., от 12 марта 2021 года № 10-25/2021, которым установлена вина Евгащина, вынесено в установленный законом срок, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления от 12 марта 2021 года № 10-25/2021 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляда В.Б., не усматриваю.

Что же касается доводов Евгащина о том, что в его действиях отсутствовал состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием фактического вреда, причиненного окружающей среде, и устранением выявленных нарушений, то они являются безосновательными, поскольку состав данного административного правонарушения является формальным. В связи с чем административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону, выражающуюся в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом, наступления вредных последствий не требуется, поскольку деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Руководствуясь ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ,-

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Прудкогляда В.Б. от 12 марта 2021 года № 10-25/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица Евгащина А.В. - оставить без изменения, а жалобу Евгащина А.В. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд путем подачи жалобы судье, которым оно вынесено, либо непосредственно в Тихоокеанский флотский военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Дердей