Дело № 12-4/2021
УИД 76RS0014-02-2020-000931-13
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 22 января 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Фокина Т.А., при секретаре Казаковой Ю.О., рассмотрев жалобу защитника Крыловой Светланы Николаевны по доверенности ФИО1 на постановление № 824-11-5/20 от 28.10.2020 года первого заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора ФИО 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 824-11-5/20 от 28.10.2020 года первого заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее – ДГЖН Ярославской области) ФИО 1 директор Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» (далее Общество) Крылова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Из постановления следует, что по результатам проверки, проведенной в период с 14.08.2020 года по 27.08.2020 года ДГЖН Ярославской области, были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №16/10 по ул. Комарова г. Ярославля (квартиры № по ул. Ранняя г. Ярославля (квартиры № по ул. Клубная г. Ярославля (квартиры №№ по проезду Доброхотова г. Ярославля (квартиры №), находящихся в управлении Общества, а именно: Обществом не приняты достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (внутридомового газового оборудования), не организована проверка состояния систем внутридомового газового оборудования и их отдельных элементов, находящихся в перечисленных выше помещениях домов. 01.12.2018 года между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» заключен договор № ЯФ-ВДГО/ВКГО-12/19 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирного жилого дома. Общество выступает в названных договорных отношениях заказчиком, АО «Газпром газораспределение Ярославль»- исполнителем. В силу пп. «г» п.42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства от 14.05.2013 №410 (далее - Правила №410), а также п.3.3.6 договора от 01.12.2018 года, заказчик обязан обеспечить уполномоченным лицам исполнителя доступ к внутридомовому газовому оборудованию (ВДГО) и внутриквартирному газовому оборудованию (ВКГО) для проведения технического обслуживания и ремонта. В то же время, согласно актам от 30.12.2019 года, 19.03.2020 года, 16.04.2020 года, доступ в квартиры №№ № дома №14 по пр. Доброхотова г. Ярославля, №№№ дома №56а по ул. Клубная г. Ярославля, № дома №9 по ул. Ранняя г. Ярославля, №№ дома №16/10 по ул. Комарова города Ярославля специалистам АО «Газпром газораспределение Ярославль» обеспечен не был. В рамках проведения проверки Обществом представлены копии ведомостей технического обслуживания ВДГО от 29.01.2020 года, 04.06.2020 года по адресу: <...>, согласно которым в квартирах №№ ТО ВДГО не пройдено. При этом 04.06.2020 года ТО ВДГО проводилось в соответствии с графиком технического обслуживания в 2020 году. Также представлены копии ведомостей ТО ВДГО от 01.06.2020 года и 07.08.2020 года по адресу: <...>, согласно которым ТО ВДГО пройдено в квартирах №№, при этом работы по ТО ВДГО осуществлялись в соответствии с графиком технического обслуживания в 2020 году. Таким образом, по состоянию на 27.08.2020 года (дата составления акта проверки) Департамент не располагал сведениями о том, что Обществом приняты достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (внутридомового газового оборудования) в жилых помещениях по адресам: <...>, кв. № <...>, кв. №№, а также об организации Обществом проверки состояния систем внутридомового газового оборудования и их отдельных элементов, находящейся в вышеуказанных жилых помещениях в период с июня 2019 года по май 2020 года. По состоянию на 27.08.2020 года (дата составления акта проверки) Департамент не располагал сведениями о том, что Обществом приняты достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (внутридомового газового оборудования) в жилых помещениях по адресу: <...>, кв. №№, а также об организации Обществом проверки состояния систем внутридомового газового оборудования и их отдельных элементов, находящейся в вышеуказанных жилых помещениях в период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года. Также по состоянию на 27.08.2020 года (дата составления акта проверки) Департамент не располагал сведениями о том, что Обществом приняты достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (внутридомового газового оборудования) в жилых помещениях по адресу: <...>, кв. №№, а также об организации Обществом проверки состояния систем внутридомового газового оборудования и их отдельных элементов, находящейся в вышеуказанных жилых помещениях в период с ноября 2019 года по октябрь 2020 года.
На момент выявления административного правонарушения директором Общества являлась Крылова С.Н.
Вмененное Крыловой С.Н. деяние квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, установленных нормами ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.
Постановление в установленный срок обжаловано защитником Крыловой С.Н., который просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование жалобы указано, что Крыловой С.Н. предприняты все возможные меры для организации технического обслуживания ВДГО, заключен договор со специализированной организацией, в адрес собственников помещений направлены извещения о предстоящем техническом обслуживании ВДГО, собственники помещений извещены о необходимости предоставления доступа в помещения. В части жилых помещений необходимые работы не были проведены по причине не предоставления собственниками (пользователями) этих помещений доступа представителям специализированной организации. Данное правонарушение ошибочно отнесено Департаментом к категории длящихся. Считает, что моментом совершения вменяемого правонарушения является день, следующий за последним днем срока очередного обслуживания ВДГО. Вместе с тем, Департаментом данные периоды определены исходя из даты планового технического обслуживания ВДГО, установленной договором со специализированной организацией, что считает нелогичным и неправомерным. Полагает, что время совершения административного правонарушения в постановлении не указано. Из содержания постановления невозможно установить в чем заключается вменяемое Крыловой С.Н. административное правонарушение, какое бездействие ею допущено.
В дополнении к жалобе указал, что период проведения очередного ТО ВДГО может определяться либо календарным годом, либо годом с даты предыдущего ТО ВДГО, при этом даты проведения последних ТО Департаментом не выяснялись. Считает, что без сопоставления дат запланированного ТО ВДГО с датами его фактического проведения в предыдущие периоды срок проведения ТО ВДГО для целей производства по делу об административном правонарушении не может считаться установленным. Ссылается на протокол разногласий к договору №ЯФ-ВДГО/ВКГО-12/19 от 01.12.2018 года от 06.12.2018 года, которым внесены изменения в редакцию договора и заказчик обязуется принять меры по обеспечению уполномоченным лицам исполнителя доступ к ВДГО и ВКГО для проведения ТО и ремонта в согласованные с исполнителем сроки в соответствии с Правилами №410, а для персонала аварийной службы – в люое время суток. Считает, что директором Общества приняты все меры по исполнению своих обязательств по договору. В постановлении отсутствует оценка наличия причинно-следственной связи между вменяемым Крыловой С.Н. бездействием и последствиями в виде не проведения ТО ВДГО. Доводы о вине Крыловой С.Н. в постановлении не приведены. Считает, что протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, событие и состав административного правонарушения отсутствуют, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в том числе с учетом недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В судебном заседании защитник Крыловой С.Н. по доверенности ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо департамента государственного жилищного надзора Ярославской области ФИО 2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считала, что в деянии Крыловой С.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Указала, что Крылова С.Н. не приняла все меры необходимые для соблюдения требований действующего законодательства. Административное правонарушение является длящимся. Дата его выявления определяется актом проверки, днем его составления. Период совершения административного правонарушения составляет год, который следует отсчитывать от срока проведения работ по осмотру газового оборудования, предусмотренного договором между Обществом и АО «Газпром газораспределение Ярославль».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В силу ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с ч.1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, предусмотрено, что выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Согласно п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению") (далее Правила №410) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу п.17 Правил №410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Пунктом 43 Правил №410 предусмотрены обязанности исполнителя по осуществлению технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
Согласно п.46 Правил выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами. Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
В силу п.42 Правил №410 заказчик обязан, среди прочего обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирными домами по адресам: г. Ярославль, ул. Комарова, дом №16/10, г. Ярославль, ул. Ранняя, дом №9, г.Ярославль, ул. Клубная, дом №56а, г.Ярославль, проезд Доброхотова, дом №14 были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно Обществом не были приняты достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (внутридомового газового оборудования) в жилых помещениях по выше указанным адресам.
29.09.2020 года составлен протокол №1817-11-1/20-Д/2 в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны.
Указанные в протоколе и обжалуемом постановлении обстоятельства нарушений лицензионных требований подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки с 14-27.08.2020 года, лицензией, договорами управления многоквартирными домами от 19.03.2015 года, от 01.09.2017 года, от 25.06.2019 года, с приложениями, а также протоколом разногласий, актами об отказе в допуске к ВДГО и ВКГО, договором №ЯФ-ВДГО/ВКГО-12/19 от 01.12.2018 года с приложением, Уставом Общества, и иными в совокупности материалами дела.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Крылова С.Н. назначена директором Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом». В силу действующего законодательства на нее возложены организационно-распорядительные функции по соблюдению Обществом лицензионных требований, в том числе директор является ответственным лицом за соблюдение жилищного законодательства при осуществлении обществом управления многоквартирными домами.
В соответствии с ч.3 ст.1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
ДГЖН по ЯО наделен полномочиями по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу административным органом не допущено.
Действия директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой С.Н. квалифицированы правильно по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Виновность директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой С.Н. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, договорами управления с приложениями, актами об отказе в допуске к ВДГО и ВКГО, договором №ЯФ-ВДГО/ВКГО-12/19 от 01.12.2018 года с приложением и иными в совокупности материалами дела. Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Крыловой С.Н. в совершении административного правонарушения.
В материалы дела не представлены доказательства того, что Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» до проведения проверки обеспечило принятие всех необходимых и достаточных мер для выполнения работ по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» приняло на себя управление многоквартирными домами по адресам: г. Ярославль, ул. Комарова, дом №16/10, г. Ярославль, ул. Ранняя, дом №9, г.Ярославль, ул. Клубная, дом №56а, г.Ярославль, проезд Доброхотова, дом №14, на основании договоров управления многоквартирными домами, из условий которых следует, что Общество обеспечивает предоставление собственникам и пользователям помещений в доме услуг по содержанию и ремонту общего имущества в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, в том числе осуществляет техническое обслуживание внутридомовой системы газоснабжения.
Из содержания п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, п.п. 8,21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, договоров управления многоквартирными домами следует, что Общество должно было принять достаточные меры для обеспечения условий, необходимых для проведения технического обслуживания общего имущества (ВДГО) в жилых №№ № дома №14 по пр. Доброхотова г. Ярославля, №№№ дома №56а по ул. Клубная г. Ярославля, №№ № дома №9 по ул. Ранняя г. Ярославля, №№№ дома №16/10 по ул. Комарова города Ярославля, однако такие меры в полном объеме не приняты.
Доводы защитника о существенных нарушениях при составлении протокола, нахожу не состоятельными. Протокол и постановление соответствуют нормам ст.ст. 28.2, 29.10. КоАП РФ, содержат все необходимые сведения. Время проведения проверки указано в акте проверки №1817-11-1/20, следовательно, данный недостаток восполним. Срок привлечения к административной ответственности исчисляется исходя из графика планового проведения ТО и на момент вынесения постановления не истек.
Определенные должностным лицом административного органа вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, малозначительным не имеется, поскольку данное правонарушение существенно нарушает охраняемые законом права жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления. При этом, отсутствие вредных последствий, отсутствие обращений граждан в Общество, меры принятые юридическим лицом после окончания проверки не свидетельствуют о его малозначительности, поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление №824-11-5/20 от 28.10.2020 года первого заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора ФИО 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация многоквартирными домами «Заволжский дом» Крыловой Светланы Николаевны, оставить без изменения, жалобу защитника Крыловой Светланы Николаевны по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья Т.А.Фокина