ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2021 от 28.01.2021 Куртамышского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-4/2021

РЕШЕНИЕ

г. Куртамыш Курганской области 28 января 2021 года

Судья Куртамышского районного суда Курганской области Баукин Е.В., рассмотрев жалобу акционерного общества «Водный Союз» на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Макаровой Е.В. от 4 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 4 сентября 2020 года акционерное общество «Водный Союз» (далее – АО «Водный Союз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе представитель АО «Водный Союз» Рассомахина Н.М. просит постановление должностного лица признать незаконным и отменить. Указывает, что вывод о превышениях нормативов допустимого сброса веществ по концентрациям, представленным Обществом с расчетом НДС, поступающих в р. Плоскую от ОСК ОП «Куртамышское», является неверным, так как нормативы допустимого сброса веществ по концентрациям в Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС П отсутствуют, в связи с чем, полагает, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений и фактов, однозначно свидетельствующих о виновности Общества в инкриминируемом правонарушении.

В судебном заседании представитель АО «Водный Союз» Рассомахина Н.М. на доводах жалобы настаивала, кроме того, просила в случае отклонения жалобы, снизить назначенное Обществу наказание в виде штрафа до 75 000 рублей.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Макарова Е.В. в судебном заседании полагала жалобу АО «Водный Союз» не подлежащей удовлетворению, при этом не возражала о снижении назначенного административного штрафа.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав представленные суду письменные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно частям 2, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (часть 1).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (часть 3).

Из материалов дела следует, что комплекс очистных сооружений передан в пользование АО «Водный Союз» на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества от 23 декабря 2011 г. № 3, заключенного с Администрацией г. Куртамыша. Согласно техническому регламенту очистные сооружения канализации г. Куртамыша предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Выпуск сточных вод, прошедших очистку и обеззараживание, осуществляется в р. Плоская. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод в р. Плоская с очистных сооружений г. Куртамыша осуществляется АО «Водный Союз» на постоянной основе. Учет объема сброса ведется ежедневно, данные заносятся в журнал.

Очистные сооружения канализации г. Куртамыша с выпуском сточных вод в р. Плоская поставлены на учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), являются объектом НВОС, код объекта П, II-я категория, категория риска – высокая (2), уровень надзора – федеральный.

На основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17 апреля 2018 г. -ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС П АО «Водный Союз» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод в р. Плоская.

По результатам проведения Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования плановой выездной проверки, с привлечением экспертной организации филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области, установлено, что АО «Водный Союз», осуществляя в IV квартале 2019 г., в I, II кварталах 2020 г. и на момент проведения проверки сброс сточных вод в поверхностный водный объект р. Плоская с очистных сооружений канализации г. Куртамыша с превышением нормативов допустимого сброса веществ по концентрации (мг/дм3), представленных с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС П (расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в р. Плоская с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации г. Куртамыша), нарушает требования к охране водных объектов, что может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Превышение нормативов допустимого сброса веществ по концентрации (мг/дм3) в 2019-2020 гг. подтверждается результатами производственного контроля АО «Водный Союз», журналами учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, протоколами испытаний воды сточной очищенной, отчетами о выполнении условий использования водного объекта.

Несоответствие сбрасываемых АО «Водный Союз» сточных вод нормативам допустимого сброса подтверждается протоколами результатов количественного химического анализа воды № 1015, 1016, 1017, 18, 19 от 30 июля 2020 г., справкой к протоколу № 1015 от 30 июля 2020 г., заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 545 от 30 июля 2020 г., экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 560 от 7 августа 2020 г., согласно которому сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект р. Плоская с очистных сооружений ОП «Куртамышское» АО «Водный Союз» осуществляет с превышением нормативов допустимого сброса по концентрации (мг/дм3), установленных АО «Водный Союз» Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000143-П (расчеты нормативов допустимого сброса) по аммоний-иону в 156,4 раза, по фосфат-иону (по Р) в 49,5 раз, по биохимическому потреблению кислорода (БПК полн.) 35,5 раз, по железу (общему) в 12,2 раза, по анионным поверхностно-активным веществам (АПАВ) в 12,7 раз, по нефтепродуктам в 9,2 раза, по химическому потреблению кислорода (ХПК) в 10,0 раз, по взвешенным веществам в 16,8 раз, по сульфат-иону в 4,0 раза; наблюдается ухудшение качества природной воды в р. Плоская после сброса в поверхностный водный объект загрязняющих веществ в составе сточных вод АО «Водный Союз» по аммонийному азоту.

Факт нарушения зафиксирован в акте плановой проверки Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № 333 от 12 августа 2020 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Водный Союз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Водный Союз» административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с оценкой доказательств не имеется.

Доводы жалобы не опровергают выводы должностного лица о наличии в действиях АО «Водный Союз» состава вменяемого административного правонарушения и не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки было установлено превышение нормативов допустимого сброса веществ по концентрации, представленных АО «Водный Союз» с расчетом нормативов допустимых сбросов веществ, поступающих в р. Плоская, указанных в приложении к Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС П (расчеты нормативов допустимого сброса), которое является ее неотъемлемой частью.

Протоколы результатов количественного химического анализа воды, акт проверки получены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующий этап проверочных мероприятий.

Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие вины Общества, также подлежит отклонению, поскольку в нарушение требований законодательства Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов АО «Водный Союз» осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект р. Плоская с очистных сооружений канализации г. Куртамыша с превышением нормативов допустимого сброса веществ по концентрации.

В целом доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления должностного лица.

Постановление о привлечении АО «Водный Союз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, имеются основания для изменения оспариваемого постановления в связи со следующим.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, правоприменители, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Эта правовая позиция была изложена и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П, согласно которой, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, но только в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.

АО «Водный Союз» представлены доказательства, подтверждающие неудовлетворительное финансовое положение юридического лица.

Так, в соответствии с бухгалтерским балансом за декабрь 2019 года, убыток Общества за период с января по декабрь составил 218 285 рублей; с января по июнь 2020 года - 11 487 рублей, убыточность АО «Водный Союз» также подтверждается экспертными заключениями.

При таких обстоятельствах назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.

С учетом изложенного, размер административного штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

Таким образом, оспариваемое постановление должностного лица подлежат изменению путем снижения назначенного АО «Водный Союз» наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Макаровой Е.В. от 4 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Водный Союз» изменить, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу АО «Водный Союз» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней с момента получения копии решения.

Судья Е.В. Баукин