Дело № 12-4/2021 21 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург
Судья Колпинского районного суда Санкт-Петербурга Николаева Юлия Владимировна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Колпинском районном суде Санкт-Петербурга жалобу защитника компании «ПАЛМДАВ ЛТД» ФИО1 на постановление № ТУ-40-ДЛ-19-30298/3140-1 от 20.03.2020 г.., вынесенное первым заместителем начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Н. Д.Е о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении генерального директора ПАО «Ижорские заводы»
ФИО2, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Защитник компании «ПАЛМДАВ ЛТД» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление № ТУ-40-ДЛ-19-30298/3140-1 от 20.03.2020 г.., вынесенное первым заместителем начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Н. Д.Е о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении генерального директора ПАО «Ижорские заводы» ФИО2
Постановлением № ТУ-40-ДЛ-19-30298/3140-1 от 20.03.2020 г.., вынесенным первым заместителем начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Н. Д.Е прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении генерального директора ПАО «Ижорские заводы» ФИО2 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.19 ч.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Установлено, что в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Северо-Западном федеральном округе (далее - Управление Службы) поступило обращение Компании «ПАЛМДАВ ЛТД» в лице представителя по доверенности К. А.С. от 31.07.2019 № 31-07-01 1вх. № 85754 от 06.08.2019; далее - Обращение), содержащее сведения о возможном нарушении законодательства Российской Федерации со стороны генерального директора Общества ФИО2 в части непредставления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно Обращению, Общество отказало Акционеру в предоставлении копий документов, запрошенных требованием от 04.06.2019 (далее - Требование). В частности, Обществом не представлены копии протоколов заседаний совета директоров Общества, состоявшихся в период с 14 ноября 2018 года по дату получения Обществом Требования (далее - Период), со всеми приложениями и дополнениями, а также копия списка лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров Общества, по состоянию на 03 июня 2019 года (далее - Список) (пункты 1 и 6 Требования).
С целью проведения проверки доводов, изложенных в Обращении, Управлением Службы в адрес Общества направлены предписания Банка России от 16.08.2019 № С59-5-18/8012 и от 17.09.2019 № С59-5-18/9326, в ответ на которые Общество представило в Управление Службы соответствующие сведения и документы, по результатам рассмотрения которых установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ, в том числе, к протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пунктом 11 статьи 91 Закона № 208-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные пунктами 1-3 и 5 статьи 91 Закона № 208-ФЗ, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1-3 и 5 статьи 91 Закона № 208-ФЗ, общество обязано предоставить им копии указанных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона № 208-ФЗ, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, за исключением информации о волеизъявлении таких лиц, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем одним процентом голосов. При этом сведения, позволяющие идентифицировать физических лиц, включенных в этот список, за исключением фамилии, имени, отчества, предоставляются только с согласия этих лиц. Согласно пункту 3.8 Положения Банка России от 16.11.2018 № 660-П «Об общих собраниях акционеров» (далее - Положение) список лиц, имеющих право на участие в общем собрании (за исключением информации об их волеизъявлении), предоставляется обществом для ознакомления по требованию лица, включенного в указанный список и обладающего не менее чем одним процентом голосов по любому вопросу повестки дня общего собрания, с даты, следующей за датой поступления в общество требования о предоставлении указанного списка (с даты составления указанного списка, если такое требование поступило в общество до даты его составления). Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании (за исключением информации об их волеизъявлении), предоставляется обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, а также должен быть доступен для ознакомления во время проведения общего собрания в месте его проведения. При этом сведения, позволяющие идентифицировать физических лиц, включенных в указанный список, за исключением фамилии, имени, отчества (при наличии), предоставляются только с их согласия.
Общество обязано по требованию лица, указанного в абзаце первом пункта 3.8 Положения, предоставить ему копию списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании (за исключением информации об их волеизъявлении), в течение семи рабочих дней с даты поступления в общество соответствующего требования (с даты составления указанного списка, если такое требование поступило в общество до даты его составления).
В соответствии со статьей 89 Закона № 208-ФЗ протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, подлежат хранению в Обществе.
Дополнительные требования к процедурам предоставления документов или копий документов, указанных в пункте 1 статьи 89 Закона № 208-ФЗ, до 23.08.2019 устанавливались Указанием Банка России от 22.09.2014 № 3388-У О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов» (далее - Указание).
Согласно пункту 3 Указания, документы акционерного общества предоставляются акционерным обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования о предоставлении документов правомочного лица.
Исходя из пункта 21 Указания, документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются правомочному лицу в случае получения от него расписки, подтверждающей, что такое лицо предупреждено о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. В случае если такая расписка не была приложена к требованию, акционерное общество в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования направляет правомочному лицу, подписавшему требование, запрос в целях получения указанной расписки с указанием на то, что запрошенные документы акционерного общества содержат информацию, составляющую коммерческую тайну. При этом течение срока, указанного в пункте 3 Указания, начинается с момента получения указанной расписки акционерным обществом.
Согласно материалам дела, запрошенные пунктом 1 и 6 Требования документы относятся к документам, содержащим коммерческую тайну.
В данной связи, учитывая дату получения Обществом Требования (10.06.2019), Общество обязано было в течение семи рабочих дней с даты его предъявления - не позднее 20.06.2019 (включительно) направить Акционеру запрос в целях получения расписки с указанием на то, что запрошенные документы Общества содержат информацию, составляющую коммерческую тайну.
Как следует из представленных Управлением Службы в Главное управление документов, Общество письмом № 002/256 от 20.06.2019 сообщило Акционеру о том, что запрошенные Требованием документы содержат коммерческую тайну и, руководствуясь пунктом 21 Указания, запросило у Акционера расписку, подтверждающую, что он предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
Акционер письмом № 02-07-01 от 02.07.2019, полученным Обществом 08.07.2019, представил в Общество расписку о неразглашении конфиденциальной информации, содержащейся в запрошенных Требованием документах.
Таким образом, с учетом требований пункта 21 Указания, Общество не позднее 17.07.2019 (включительно) обязано было предоставить запрошенную пунктами 1 и 6 Требования информацию.
Вместе с тем, Общество письмом № 002/287 от 16.07.2019 отказало Акционеру в предоставлении запрошенных документов, в том числе копий протоколов заседаний совета директоров Общества, состоявшихся в Период, со всеми приложениями и дополнениями, а также копии Списка, на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Постановление № 400) и пунктов 1 и 7 ФИО3, установленного приложением к Постановлению № 400, по причине введения США и Европейским Союзом в отношении Общества мер ограничительного характера.
Как установлено статьей 92.2 Закона № 208-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых общество вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона № 208-ФЗ, в ограниченных составе и (или) объеме, определить перечень информации, которую общество вправе не раскрывать и (или) не предоставлять, а также лиц, информация о которых может не раскрываться и (или) не предоставляться.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления № 400 эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона № 208-ФЗ (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), по Перечню в ограниченных составе и (или) объеме в случае, если в отношении эмитента действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами.
Согласно пунктам 1 и 7 Перечня к информации, которую Общество вправе раскрывать и (или) предоставлять в ограниченных составе и(или) объеме, отнесена информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, а также о лицах, являющихся участниками (акционерами) эмитента.
В данной связи, при предоставлении документов в ответ на Требование Общество вправе изъять из предоставляемых Акционеру документов ту информацию, которая определена в Перечне.
Учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении доступа Акционера к запрошенным пунктами 1 и 6 Требования документам, Общество обязано было в срок не позднее 17.07.2019 (включительно) предоставить Акционеру копии протоколов заседаний совета директоров Общества, состоявшихся в Период, а также копию Списка, скрыв в них (изъяв из них) информацию, которая относится к информации, предусмотренной пунктами 1 и 7 Перечня.
При этом отказ Общества в предоставлении запрошенных пунктами 1 и 6 Требования документов, направленный Акционеру письмом от 16.07.2019, свидетельствует о нарушении Обществом требований статьи 91 Закона № 208- ФЗ и пункта 21 Указания. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным на официальном сайте ФНС России, в период с 06.06.2018 по настоящее время генеральным директором Общества является ФИО2
Поскольку ФИО2, являясь единоличным исполнительным органом Общества - его генеральным директором, не обеспечил предоставление Обществом информации, подлежащей предоставлению Акционеру, в Протоколе сделан вывод о том, что в действиях ФИО2 усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
В своей жалобе защитник компании «ПАЛМДАВ ЛТД» ФИО1 просит отменить данное постановление, а материалы направить на новое рассмотрение. Указал, что Компания «ПАЛМДАВ ЛТД», учрежденная на Кипре, регистрационный номер <данные изъяты>, зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> (далее также «Акционер»), является акционером ПАО «Ижорские заводы» (ОГРН <данные изъяты>, далее также «Общество») и владеет более 1% голосующих акций Общества, что подтверждается прилагаемой выпиской по счету депо.
04.06.2019 г. Акционер обратился в Северо-Западное Главное управление Банка России с указанием на факты совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, которое выразилось в непредставлении Обществом документов по запросу Акционера.
По результатам административного расследования «20» марта 2020 года Северо-Западное ГУ Банка России вынесло постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование малозначительности административный орган указал следующие доводы, с которыми податель жалобы не согласен и считает их несостоятельными:
Возражение: в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 ВАС РФ указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, предоставление запрошенных сведений после совершения административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.
Кроме того, на отсутствие малозначительности также указывает тот факт, что запрошенные документы Эмитент предоставил спустя более чем полгода (в феврале 2020 года) после совершения административного правонарушения (июль 2019 года), и только после того как ему стало известно об обращении Акционера за защитой своих прав к административному органу.
В рассматриваемом случае фактически совершенные эмитентом действия свидетельствуют об обратном: о стремлении эмитента устранить прозрачность в своей деятельности путем сокрытия управленческих документов от акционера, то есть лишения акционера возможности участвовать в управлении обществом, под предлогом действия ограничительных мер.
Следует отметить также, что первоначальным предлогом для отказа в предоставлении запрошенных документов послужило не действие ограничительных мер, а отсутствие расписки в неразглашении коммерческой тайны.
То есть, эмитент, перебирая различные варианты надуманных предлогов, отказывался предоставить запрошенные документы. Такое поведение нельзя охарактеризовать как стремление к транспарентности.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является формальным. Следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих правовых обязанностей, к формальным требованиям закона.
Кроме того, довод административного органа об отсутствии нарушений прав общества не соответствует материалам дела и выводам, содержащимся на странице 7 оспариваемого постановления, в котором указывается, что «правонарушитель своими действиями нарушил право акционера, предусмотренное статьей 91 Закона №208-ФЗ».
Доводы административного органа, на основании которых было принято решение о прекращении производства по делу, являются несостоятельными. Следовательно, оспариваемое постановление не отвечает требованиям законности и обоснованности.
Защитник компании «ПАЛМДАВ ЛТД» ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.
ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник ФИО2 – П. Н.В. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель Центрального Банка Российской Федерации Б. К.Ю. в судебное заседание явилась, считает постановление от 20.03.2020 г. законным и обоснованным.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив всё в совокупности, суд пришел к следующему.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Постановлением № ТУ-40-ДЛ-19-30298/3140-1 от 20.03.2020 г.., вынесенным первым заместителем начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Н. Д.Е прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении генерального директора ПАО «Ижорские заводы» ФИО2 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.19 ч.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Постановление от 20.03.2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на то должностным лицом, постановление является мотивированным, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, оснований для отмены постановления не имеется, поскольку событие правонарушения состоялось 18.07.2019 года и, в силу ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек.
В силу названной нормы постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, не допускается изменение постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным способом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20.03.2020 г. следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № ТУ-40-ДЛ-19-30298/3140-1 от 20.03.2020 г., вынесенное первым заместителем начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Н. Д.Е о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении генерального директора ПАО «Ижорские заводы» ФИО2 следует оставить без изменения, а жалобу защитника компании «ПАЛМДАВ ЛТД» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья