ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4/2022 от 06.09.2022 Омсукчанского районного суда (Магаданская область)

Дело № 12-4/2022

Р Е Ш Е Н И Е

пос. Омсукчан

Магаданской области 6 сентября 2022 года

Судья Омсукчанского районного суда Магаданской области Егоркина Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда Магаданской области протест Магаданского транспортного прокурора на постановление заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3.-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Крат»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Крат» (далее - ООО «Крат») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3.-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с представлением об отмене указанного постановления и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу административно органа.

В обоснование указал, что для назначения ООО «Крат» наказания в размере ниже низшего предела, предусмотренного ч. 6.3.-1 ст. 15.25 КоАП РФ, явились положения ч.1 ст. 4.1.1, ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, в материалах дела имеются сведения об исключении 10 августа 2020 года ООО «Крат» из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учетом взаимосвязанных положений указанных статей оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1. КоАП РФ не имеется.

В отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

При указанных обстоятельствах при вынесении заместителем начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. постановления № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В ходатайстве от 28 июня 2022 года Магаданский транспортный прокурор в дополнение к ранее принесенному протесту от 03.06.2022 № 03-03-1/2022 просит исключить из описательно-мотивировочной части указанного постановления ссылку на отнесение ООО «Крат» к субъектам среднего предпринимательства, применение ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в остальной части постановление оставить без изменения.

В обоснование заявленного ходатайства указал, что решая вопрос о назначении административного наказания должностное лицо неправильно учло все юридически значимые обстоятельства, применив положения ст. 4.1.1. КоАП РФ.

При этом, в связи с исключением на момент совершения административного правонарушения юридического лица из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства положения части 1 ста. 4.1.1. КоАП РФ применению не подлежат.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Поскольку наказание в виде штрафа является более строгим видом наказания, чем предупреждение, данное обстоятельство в силу п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ исключает возможность изменения, назначенного ООО «Крат» наказания, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Определением судьи Магаданского городского суда от 28 июня 2022 года протест Магаданского транспортного прокурора с приложенными к нему документами передан по подведомственности в Омсукчанский районный суд Магаданской области.

В судебное заседание Магаданский транспортный прокурор не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении дела не предоставил.

Должностное лицо - заместитель начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении дела не предоставил.

В возражениях на указанный протест Магаданского транспортного прокурора от 17 июня 2022 года указал, что санкцией ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Действительно 10 августа 2020 года ООО «Крат» исключено из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и на дату совершения административного правонарушения таковым не являлось.

Однако, при рассмотрении протеста просит учесть, что в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. Данное разъяснение содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 27 февраля 2008 г.

Дело об административном правонарушении № 10707000-136/2022 рассмотрено уполномоченным должностным лицом, все юридически значимые фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, установленные на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, обстоятельства дела установлены правильно; всесторонне, полно и объективно исследованы все имеющиеся в деле документы.

Считает постановление по делу об административном правонарушении № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года законным.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 23 апреля 2019 года ООО «Крат» с одной стороны и Цзинин Мэйтеси Экономик энд Трединг Ко, ЛТД с другой стороны заключили внешнеэкономический контракт № 2. По условиям Контракта Продавец продает, а покупатель покупает товар. Общая сумма Контракта составляет 1000000,00 долларов США и может быть изменена по согласованию сторон. Цена товара на каждую партию определяется инвойсом. Покупатель производит оплату за партию товара путем перевода стоимости товара на счет Продавца на условиях указанных в йнвойсе. В случае нарушения Продавцом срока поставки товара либо поставке товара в меньшем количестве чем предусмотрено контрактом, денежные средства, оплаченные Покупателем в качестве предоплаты, подлежат возврату Продавцом в течении пяти дней со дня направления Продавцу уведомления о нарушении договора поставки, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении сторон. Все расходы и комиссии, связанные с возвратом денежных средств от Продавца к Покупателю, несет Продавец. Дата завершения обязательства по контракту 0 31.12.2020.

Для организации учета валютных операций 23.05.2019 ООО «Крат» осуществило постановку Контракта на учет в Северо-Восточном отделении № 8645 ПАО «Сбербанк России». Уполномоченным банком присвоен Уникальный номер контракта (далее - УНК) № 19050002/1481/0787/2/1.

30 декабря 2020 года ООО «Крат» и Цзинин Мэйтеси Экономик энд Трединг Ко, ЛТД, заключили дополнительное соглашение № 2, согласно которому срок действия контракта продлен до 31 декабря 2021 года.

13 декабря 2021 года ООО «Крат» и Цзинин Мэйтеси Экономик энд Трединг Ко, ЛТД, заключили дополнительное соглашение № 3, согласно которому срок действия контракта продлен до 31 декабря 2022 года.

В связи с заключением дополнительного соглашения от 30 декабря 2020 года у ООО «Крат» возникла обязанность по подаче в уполномоченный банк заявления о внесении изменений сведений в раздел I ведомости банковского контроля УНК № 19050002/1481/0787/2/1.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, осуществляемых резидентами с неризедентами по внешнеторговым сделкам, установлен Инструкцией Центрального банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке предоставления резидентами и неризедентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроке их представления» (далее - Инструкция № 181-И»).

Пунктом 7.1 Инструкции № 181-И установлено, что при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (договор), а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля по принятому на учет контракту (договору), резидент должен направить в банк УК заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля (далее Заявление). Одновременно с заявлением, представляемым в соответствии с пунктом 7.1 Инструкции, резидент должен представить в банк ЦУ документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля (п. 7.3 Инструкции № 181-И).

Документы представляются резидентом в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления (п. 7.4 Инструкции № 181-И).

Датой оформления документов считается наиболее поздняя по сроку дата их подписания или дата вступления их в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата их составления.

Таким образом, с учетом требований Инструкции №181-И крайний срок предоставления в уполномоченный банк заявления о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля и документов, которое подтверждает необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля - 28 января 2021 года.

Согласно пункту 5 «Сведения о внесении изменений в раздел I «Учетная информация» ведомости банковского контроля по контракту от 23 апреля 2019 года № 2 (УНК 19050002/1481/0787/2/1), заявление о внесении изменений в раздела Iведомости банковского контроля ООО "Крат" в уполномоченный банк не представлялось.

Согласно документам, предоставленным ООО «Крат», заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля по контракту с УНК 19050002/1481/0787/2/1 было предоставлено в уполномоченный банк 14 декабря 2021 года.

Таким образом, в нарушение требований п.п. 7.1, 7.4 Инструкции № 181-И, юридическое лицо ООО «Крат» не предоставило в уполномоченный банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля по контракту с УНК 19050002/1481/0787/2/1 вместе с документами, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля при осуществлении валютных операций, по истечении более чем девяносто дней после окончания установленного срока до 28 января 2021 года (включительно), то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года ООО «Крат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Основанием для назначения наказания в размере ниже низшего предела, установленного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, явились положения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

При этом должностное лицо в постановлении указало, что согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Крат» является средним предприятием.

Принимая во внимание, что согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства юридическое лицо ООО «Крат» относится к категории - среднее предприятие, административное правонарушение им совершено впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также при отсутствии имущественного ущерба, должностное лицо указало, что при назначении наказания юридическому лицу ООО «Крат» подлежит применению ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, в части замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Полагаю, что выводы должностного лица о назначении наказания в виде предупреждения не основаны на действующем законодательстве по следующим основаниям.

Так, частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, действовавшей на момент вынесения постановления № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года, установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Однако, согласно материалам дела имеются сведения об исключении 10 августа 2020 года ООО «Крат» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом оснований для применения ст. 4.1.1. КоАП РФ у должностного лица заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. при вынесении постановления № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года не имелось.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Поскольку наказание в виде штрафа, предусмотренное ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, является более строгим наказанием чем предупреждение, данное обстоятельство в силу п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ исключает возможность изменения назначенного юридическому лицу ООО «Крат» наказания.

В этой связи протест Магаданского транспортного прокурора от 03.06.2022 с учетом ходатайства от 28.06.2022 об исключении из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 6.3-1 ст. 15.25 КоАП, в отношении юридического лица ООО «Крат» ссылки на отнесение ООО «Крат» к субъектам среднего предпринимательства, применении ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, и об оставлении остальной части постановления без изменения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест Магаданского транспортного прокурора удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) Кузьменко Т.В. № 10707000-136/2022 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 6.3-1 ст. 15.25 КоАП, в отношении юридического лица ООО «Крат» изменить, исключить ссылки на отнесение ООО «Крат» к субъектам среднего предпринимательства, на применение ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, в остальной части постановление оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) в Магаданский областной суд через Омсукчанский районный суд Магаданской области, либо непосредственно в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении.

Судья Г.В. Егоркина